С Дариной я знаком по нескольким проектам. Это были сериалы, подготовка к съемкам и даже режиссерский конкурс. И мне всегда было чему поучиться у нее. В интервью "Литеру" кинорежиссер Дарина Манапова рассказала о тонкостях своей профессии, о том, как важно оставаться собой, а также дала советы тем, кто делает первые шаги в творчестве.
"У тебя постоянно какие-то проекты"
— С праздником вас, Дарина! В этот раз у читателя будет хороший день, ведь сегодняшняя героиня нашего интервью — это вы. Расскажите, что происходит в вашей жизни на данном этапе?
— Сейчас я заканчиваю работу над проектом "Эскорт: Новый вызов" — это его рабочее название. Мы недавно сняли к нему интро и дополнительные сцены. Сейчас идет постпродакшн. Мы делаем последние штрихи, чтобы сдать сериал, который, дай Бог, выйдет либо весной, либо летом. Проект длится уже почти год. Наверное, это мое самое долгое время работы над одним проектом.
Помимо этого, я начала преподавать фестивальную дистрибьюцию в университете "Туран" и филммейкинг в "Медиашколе" — это такие курсы для подростков по фото- и видеосъемке. И, конечно же, параллельно я занимаюсь своими проектами. Пишу короткий метр и занимаюсь своим полнометражным фильмом. То есть, когда ты "киношник", у тебя постоянно есть какие-то проекты, сценарии, монтаж или еще что-то.
— Каково быть в роли преподавателя?
— Для меня "преподавать" — это громкое слово. Это великая профессия. Изначально я не планировала преподавать, потому что считала, что у меня недостаточно опыта. Я только начинаю, пробую и прощупываю почву. Даже не думала, что мне это настолько понравится. Потому что я не только обучаю студентов, но и сама повторяю материал вместе с ними и закрепляю свои знания. Это помогает постоянно оставаться в тонусе. Повторение никогда не бывает лишним. Это полезно для меня, и, как оказалось, мне очень нравится работать с подростками. Они более живые, и в них больше энтузиазма. Молодое поколение быстрее учится и схватывают информацию. И это очень весело. Не знаю, буду ли я преподавать в будущем. Но на данный период меня все устраивает.
"Писать сценарий и наслаждаться Швейцарией"
— У вас классный фестивальный опыт. Поделитесь методичкой.
— Все сравнительно. Для Казахстана — да, опыт хороший. Потому что были студенческие короткометражные работы. Но хотела бы напомнить, что у меня нет полнометражных картин. Я знала, куда и как подавать фильмы. Знала немного о продвижении. Пока я училась, уже изучала, как работает фестивальная дистрибьюция и как работать с заявками. Все это началось со студенческих фестивалей "Бастау" и "Байконур", и дальше пошло на мировые. Я понимала, что важно продвигать себя и делать себе портфолио.
На этапе создания важно не судить свои работы слишком строго. Если бы я относилась к своим фильмам критично, то они бы никуда не попали. Опять же они были "студенческие" и сырые. Но все равно попали на фестивали. Не стоит стыдиться себя. Еще молодым кинематографистам стоит понимать, что это возможность для фестивальных отборщиков найти новый и свежий взгляд. Нельзя упускать возможность.
Методички нет. Нужно копить деньги и искать продюсера. Если продюсера нет, то нужно самому становиться продюсером. Я была и продюсером, и режиссером, и агентом сама. И подавала заявки на все возможные фестивали, которые находила в интернете. Информация открыта и доступна для каждого. Еще важно владение английским языком. Так как большинство международных фестивалей англоязычные.
— А какое фестивальное событие вы бы могли назвать для себя самым значительным?
— Значительным событием для меня стал опыт участия на Пусанском международном кинофестивале. Я сняла на четвертом курсе фильм "Маулен", за очень смешные деньги — за 200 долларов. Это большой престижный фестиваль, причем с бесплатной заявкой. Шансов было мало. Но так получилось, что мы попали в основной конкурс, и меня это очень потрясло. Вся эта поездка в Пусан и представление моего фильма. Это было большим шагом для моей карьеры. И впоследствии мне это много дало.
Кроме этого, у меня есть дипломный фильм "Бегство", который я снимала по книге Эриха Фромма "Бегство от свободы". Я пыталась найти какую-то форму, пыталась экспериментировать. Мне понравилась итоговая работа. Но на большие фестивали фильм не попал. Он был только в шорт-листе. Но попал на несколько небольших фестивалей в Аргентине и в Грузии. Там мы взяли приз "Особое упоминание". И я с теплом вспоминаю время, проведенное в Грузии. Я нашла там друзей. Помимо фестивалей, я участвовала в различных программах для молодых режиссеров. Это Резиденция дома Кино в Базеле.
— Дом Кино в Базеле. Как это было?
— В мире существует множество классных образовательных программ- "воркшопов". Попасть туда сложно. Нужно выделяться и иметь хорошее портфолио. Кинорезиденция в Базеле — это отдельная глава в моей жизни. Все сложилось довольно судьбоносно. О ней я узнала случайно от знакомых с других программ и фестивалей. Это был 2020 год. И так вышло, что мне пришел ответ за три дня, до начала пандемии. Пришлось ждать целых два года, прежде чем я отправилась туда. В 2022 году я наконец-то поехала в Швейцарию, и это были потрясающие три месяца. Организация кино-резиденции на высоком уровне. Там работают прекрасные люди, с которыми я подружилась. Они также проводят фестиваль, который называется Gassli Film Festival. Это локальный Базельский фестиваль. Уютный, маленький... и классный. В итоге мы хорошо сблизились с организаторами, и теперь я ежегодно выступаю там в качестве волонтера. И в этом году я буду организовывать там мероприятие.
Кинорезиденция — это место, куда приезжают режиссеры, актеры, продюсеры, операторы и другие. Тебе дают проживание на три месяца и выплачивают стипендию. Именно эта резиденция не обязует снимать проект. Можно просто жить, писать сценарий и наслаждаться Швейцарией. Я не хотела упускать возможность снять фильм в Базеле. Все получилось удачно. Мы сняли фильм "Прима", про актрису. Искала команду и технику сама. И мне удалось найти потрясающих людей, с которыми мы сделали этот фильм. Это был новый стиль и новый подход к работе. Сценарий не был четко прописан. Это был скорее поэпизодник. Я открывала новые для себя вещи и позволяла себе импровизировать на площадке. Это был мой первый фильм на иностранном языке, и с командой я работала полностью на английском. Получился интересный фильм-этюд. Это связано с моим исследованием чайлд-фри среди женщин. И этот проект будет неким тизером к моему полнометражному фильму в будущем.
"Делать свою работу хорошо"
— Как-то вы отзывались про феминитив "режиссерка"? Можете расшифровать это?
— Я довольно нейтрально отношусь к феминитивам. Меня не беспокоит, как меня называют: "режиссером" или "режиссеркой". Я уважаю феминистское движение. Эта история длится уже очень давно, и это большая проделанная работа, — борьба за права, борьба за свое место и голос. Но в работе я предпочитаю нейтрально относиться к гендеру и не позиционирую себя как "женщина-режиссер". Не хочу выделяться за счет пола. Не хочу обозначать то, что у меня какие-то другие права или другой взгляд. Для меня кино — это кино. И самая главная задача — развивать искусство. А пол — это для меня вопрос десятый.
"Жизнь меняется — появляются новые темы"
— Были и веб-сериал, и фестивали, и телевидение. Интересно осваивать новые поля?
— На самом деле многое происходило по счастливой случайности. Обстоятельства складывались удачно, и меня приглашали снимать сериалы, я проходила тест-шуты, и все это было на интуитивном уровне. То есть не было какой-то стратегии и плана. И это всегда было интересно. Мне нравится плавно и спокойно развивать карьеру. Без надрыва, без чувства долга. У меня нет к себе жестких требований. И все происходит из чувства любопытства. Я любопытна в отношении кино. Пробовать новое, снимать коммерческие и некоммерческие вещи. Почему-то у нас сложился стереотип о том, что если ты режиссер авторского кино и снимаешь артхаусные, абстрактные картины, то ты не можешь снимать массовые коммерческие продукты. Я человек разных жанров. Мне хочется исследовать новые формы и экспериментировать. Это развивает тебя как личность. Конечно, я стремлюсь снять свой первый полный метр. Но если мне предложат что-то еще и это будет интересно, то я открыта ко всему новому.
"Режиссура — лучший психолог"
— Вы чувствуете порыв к высказыванию в творчестве?
— Я, как и любой творческий человек, чувствую надобность высказывания. Потому что любое творчество неразрывно с автобиографией человека, с его местом в обществе и окружающей средой. Например, в "Бегстве" я говорила на тему конформизма и "бегства" от свободы. Я чувствовала это в тот период жизни. Жизнь автора меняется и появляются новые темы, а режиссура для меня — способ исследовать этот мир и мой лучший психолог. Здесь хотелось бы подытожить цитатой моего любимого режиссера Микеланджело Антониони: "Цель фильма — не давать ответы, а задавать вопросы".
— Вопрос об удовольствии: снимать кино или смотреть кино?
— Сфера кино — это не про удовольствие. Быть режиссером сложно. Сложно им стать, а еще сложнее им оставаться. Есть чуточка наслаждения от процесса, которое я стараюсь ловить. В остальном это тяжелый умственный и физический труд, а не какие-нибудь розовые единороги.
Я очень люблю смотреть кино и считаю, что насмотренность очень важна для людей из этой сферы. Она помогает открывать новые стили, новые формы. В основном я смотрю старые картины, из того, что мы изучали в киношколе. Одно удовольствие смотреть каких-нибудь Висконти или Бергмана.
— У вас есть какие-то ориентиры или ролевые модели?
— Пока я могу назвать только одного человека, который восхищает своим творческим путем. Это Ксавье Долан. Он начал снимать еще в раннем возрасте и написал первый сценарий в 17 лет. Он чуть старше меня, а у него уже больше пяти полнометражных картин, и все они брали большие кинофестивали. Это про восхищение личностью, но не ориентир. Потому что обстоятельства жизни все же разные.
— Еще вопрос об удовольствии: ваша любимая еда?
— Я очень люблю итальянскую кухню. Опять же эта страсть навеяна итальянским кинематографом. Они там всегда что-то едят.
Мадимит Чулембаев, Астана