Проблему озвучили в Парламенте.
О высоком риске дефицита государственного бюджета заявил депутат Мажилиса от фракции партии AMANAT Мархабат Жайымбетов, передает Liter.kz.
По его словам, сегодня показатели наполнения бюджета не являются удовлетворительными.
Затраты страны в этом году составляют 24 трлн тенге. 16,5 трлн тенге — это наши доходы, 3,6 трлн тенге берем от Национального фонда, 4 трлн тенге — от выпуска ценных бумаг. То есть дефицит составляет 7,5 трлн тенге, – отметил Жайымбетов в своем запросе премьер-министру.
Депутат предлагает заложить в бюджет чистую прибыль квазигоссектора. По его расчетам, если провести детальный анализ, казна пополнится не менее чем на три триллиона тенге.
Во-вторых, по-прежнему отсутствует прозрачность в системе закупок и механизмах квазигоссектора. И зачем национальным компаниям чартерные рейсы на сумму 1,6 млрд тенге? – недоумевает он.
Пополнить бюджет также поможет повышение эффективности налоговых льгот и оптимизация их количества, считает депутат.
В Послании 2023 года глава государства заявил, что необходимо урегулировать порядок предоставления налоговых льгот. Несобранные налоги означают несобранные больницы, школы и дороги. Необходимо критически рассмотреть налоговые льготы и снизить их размер как минимум на 20 процентов, – цитирует президента Жайымбетов.
По данным Комитета госдоходов, сумма использованных в 2022 году налоговых льгот составляет 9,5 трлн тенге. Это деньги, которые не были заложены в бюджет.
По словам депутата, основным недостатком является то, что количество и структура льгот не определены, а льготы вводятся на неопределенный срок без каких-либо целевых показателей.
Количество льгот в Налоговом кодексе – 485. Это очень много. Если сначала их сократить на 30%, то можно пополнить бюджет до 1,3 трлн тенге. Если мы изучим это глубже, в будущем мы сможем достичь 50%. Действительно, некоторые налоговые льготы не показывают своей эффективности. Даже если предприниматели получают скидку, они не снижают цену на товар, – отмечает депутат.
В качестве примера он привел продажу и импорт лекарств и изделий медицинского назначения, которые освобождены от налога на добавленную стоимость. Однако освобождение от НДС не повлияло на снижение цен на лекарства и изделия медицинского назначения.
При этом скидка, предоставляемая государством, фактически способствует коммерческим интересам импортеров и продавцов, а не приносит дохода в бюджет. Зачастую основными получателями скидок являются крупные компании. Мировые экономические эксперты оценили, что налоговые льготы в Казахстане слишком щедры. В развитых странах налоговые льготы не считаются с очень важным моментом, привлекающим инвесторов, – добавил Жайымбетов.
Для решения проблемы депутат рекомендует рассмотреть следующие вопросы:
1. Провести полную проверку налоговых льгот, посмотреть зарубежный опыт и сначала сэкономить более 30%. То есть сокращение примерно на 150 видов.
2. Совершенствовать процесс эффективного управления собранными средствами, чтобы не получать повторно крупные суммы средств из Национального фонда, и перечислять 100% чистой прибыли квазисектора в бюджет.
3. Перевести тендеры национальных компаний, особенно Фонда “Самрук-Казына”, в единую систему государственных закупок, в сферу действия Закона “О государственных закупках”.