Одна из причин — высокие требования для получения категории D.
По информации НПП "Атамекен", в Акмолинской области долгое время в системе общественного транспорта остро стоит вопрос дефицита водителей автобусов. Только в Кокшетау он составляет более 80 человек, передает Liter.kz.
При этом в одном Кокшетау на сегодня есть три пассажирских перевозчика — ТОО "СейНур", Bus Kokshe и “Кокшетауский автобусный парк”.
Если в 2015 году на линию выходили 130 автобусов, то с начала нынешнего — только 90. В свое время Кокшетауский автобусный парк приобрел 74 новых автобуса по ГЧП, однако более 10 из них простаивают по причине отсутствия водителей. Одна из основных причин кадрового дефицита — высокие требования для получения категории D.
Согласно правилам подготовки водителей общественного транспорта, которые действуют с 2015 года, чтобы получить категорию D, возраст водителя должен быть не ниже 25 лет, при этом нужен стаж работы не менее пяти лет. По подкатегории D1 — не менее трех лет проездить на микроавтобусе. Эти требования создают барьер для автопарков. Через четыре-пять лет отрасль ожидает кадровый коллапс. Профессия водителя неумолимо стареет. Сегодня на предприятии трудятся 45 водителей старше 63 лет, 105 водителей в возрасте от 50 до 63 лет, от 30 до 40 — 22 человека, а до 30 лет — ни одного, — объяснила президент ТОО "Кокшетауский автобусный парк" совета Асия Шаримова.
По мнению перевозчиков, решить проблему можно, разграничив требования для внутригородских и междугородних маршрутов. Кроме того, необходимо внести изменения в закон "О дорожном движении".
На внутригородских маршрутах предусмотреть возможность получения водительского удостоверения категории D, начиная с 23 лет, а также исключить требования о наличии подкатегории D1. После наработки стажа на городских автобусных маршрутах не менее трех лет, разрешать работу на междугородних маршрутах, — добавил заместитель директора Палаты предпринимателей Акмолинской области Расул Сыздыков.