Декларация о государственном суверенитете – основа Независимости страны

"Провозгласить суверенитет очень непросто. Но еще сложнее – его отстаивать в повседневной работе, международных актах и экономических решениях".

Редакция "Литер"

 35 лет назад Верховный Совет Казахской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете – документ, ставший первым шагом к независимости республики. О значении этого документа в становлении современного Казахстана в интервью газете LITER рассказал председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК, доктор юридических наук Игорь Рогов, передает Liter.kz.

Основополагающий документ

– Игорь Иванович, до принятия Декларации о государственном суверенитете юристы отмечали, что для формирования суверенитета необходим именно Конституционный закон, а не Декларация, обозначающая лишь намерения. Почему же выбор был сделан в пользу Декларации?

– Этот вопрос звучит достаточно часто. Будучи участником государственно-правового отдела Администрации Президента, я и остальные участники настаивали на том, что стране нужна именно Декларация, а не Конституционный закон. И мы исходили из следующих принципов.

Декларация – это неизменяемый документ, который принимается один раз на весь период существования государственности. И неправда, когда говорят, что Декларация – это лишь некий протокол о намерениях. Это также и юридическое закрепление сложившихся и желаемых отношений, формирующихся в государстве. Декларация выражает намерение жить и развиваться в соответствии с ценностями, которые в ней провозглашены.

Практически все государства, обретавшие независимость, принимали декларации. Это делали США, Франция и все постсоветские страны. Многие из них принимали свои декларации еще в рамках существовавшего тогда СССР.

– В чем, по вашему мнению, историческая значимость Декларации?

– Значение Декларации заключается в том, что впоследствии можно принимать конституционные законы, вносить изменения в Конституцию, но сама Декларация остается основополагающим документом. Она представляется в Организацию Объединенных Наций вместе с другими документами, когда государство подает заявку на членство, и хранится там постоянно.

Все последующие изменения в законодательстве или правоприменительной практике могут быть проанализированы другими странами, которые сравнивают их с положениями, закрепленными в Декларации. Недаром некоторые государства ставят под сомнение легитимность или непрерывность государственности тех стран, которые впоследствии отошли от принципов, провозглашенных в их декларациях о независимости и суверенитете.

Например, если страна отказывается от нейтрального статуса, это формально может дать основания другим государствам заявить, что они не признают нынешнее государство, поскольку при принятии Декларации международное сообщество было введено в заблуждение. Хотя пока таких юридических прецедентов не было, сама постановка подобных вопросов и дискуссий влияет на авторитет страны и ее безопасность.

Правовая и конституционная безопасность – это важная составляющая национальной безопасности. Поэтому декларация имеет принципиальное значение, не умаляя при этом роли принятого позднее конституционного закона о независимости, который развил и окончательно закрепил ее положения.

Декларация стала первым шагом, с которого началась новая государственность. Этот документ заслуживает справедливой оценки потомков и общества. Поэтому придание дню принятия Декларации о государственном суверенитете статуса национального праздника я считаю абсолютно обоснованным.

“Быть полноправным участником международных процессов”

– Почему именно Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая 25 октября 1990 года, считается отправной точкой на пути к независимости Казахстана?

– Казахстан, как и все другие союзные республики, в составе СССР не обладал реальным суверенитетом. Только когда была принята Декларация “О государственном суверенитете Казахской ССР”, она впервые закрепила ключевые государственно-правовые принципы, обеспечивавшие укрепление суверенных прав республики, а также подтвердила намерение войти в союз суверенных республик на равноправной договорной основе.

Декларация провозгласила верховенство Конституции и законов Казахской ССР на ее территории, за исключением вопросов, которые республика добровольно делегировала Союзу. Она также закрепила право республики приостанавливать действие законов и актов высших органов Союза, если они нарушают суверенные права и Конституцию Республики.

Нужно понимать, что формально Казахстан как союзная республика имел статус субъекта международного права. Но на практике он не участвовал в реальных международных правоотношениях: не имел дипломатических представительств и других связей, которые делают государство полноценным участником международных отношений.

– Какую роль документ сыграл в становлении суверенной государственности?

– Декларация действительно стала идейным фундаментом не только современной Конституции Казахстана, но и всей нашей государственности, всей правовой системы. Именно в ней были сформулированы основные принципы, на которых впоследствии было построено все национальное законодательство. В документе Казахстан провозглашался суверенным государством, обладающим правом самостоятельно определять внутреннюю и внешнюю политику в своих интересах, а значит – быть полноправным участником международных процессов, исходя из признания его суверенитета другими государствами и международными организациями. В этом и заключается ее историческая ценность.

Стоит отметить, с Декларации, вобравшей в себя основные идеи казахстанского общества о демократических, правовых, социально-экономических и культурных преобразованиях в Казахстане, начался подготовительный этап дальнейшего развития государственно-правовой системы Казахстана по пути оформления полной государственной независимости.

“Защищать интересы народа Казахстана”

– Расскажите, пожалуйста, о людях, которые стояли у истоков создания Декларации о государственном суверенитете. Какие воспоминания связаны у вас с работой той команды? Кто из них особенно запомнился вам и чем именно?

– Когда встал вопрос о подготовке текста Декларации, к работе подключились лучшие умы республики. Хотя тогда еще не существовало самого понятия “конституционное право”, именно эти люди заложили его основы, в числе которых: Салык Зиманович Зиманов, Зинаида Леонтьевна Федотова, Николай Ильич Акуев, Султан Сартаевич Сартаев, Гайрат Сапаргалиевич Сапаргалиев и Владимир Александрович Ким.

Говоря о людях, внесших наибольший вклад, я, безусловно, должен отметить Салыка Зимановича Зиманова. Он был для меня не просто большим ученым, но и учителем, сыгравшим огромную роль в моей профессиональной судьбе. Его влияние ощущалось во всем – и в научном подходе, и в человеческих принципах. Мы познакомились, когда я готовил кандидатскую диссертацию. На отчете в обществе “Знание” академик Зиманов сначала подверг мою работу жесткой критике, но в конце неожиданно добавил:

“Толк из этого парня будет”.

Позже, на защите докторской, именно он тогда поддержал меня, поставив на место одного из оппонентов.

Наши пути вновь пересеклись, когда формировался Конституционный Суд. Именно по рекомендации Салыка Зимановича и Султана Сартаевича Сартаева мне предложили должность заместителя председателя. Поэтому о роли этих людей – и особенно о Салыке Зимановиче – я всегда говорю с особой благодарностью и уважением.

Говоря о других участниках, нельзя не вспомнить Николая Ильича Акуева. Благодаря своей глубокой эрудиции и профессионализму он сыграл одну из важных ролей в формировании правовой системы молодого независимого Казахстана. Он возглавлял Комитет по законодательству Верховного Совета Казахской ССР – тот самый орган, который и принял Декларацию о государственном суверенитете.

Николая Ильича отличали активная жизненная позиция, образность мышления и редкое умение завоевывать внимание депутатов. А среди депутатов было немало выдающихся личностей, ярких, остроумных, способных вести оживленные и даже острые дискуссии. В полемике Николай Ильич был настоящим мастером.

Помню, какую важную роль он сыграл в налаживании взаимодействия между юристами Администрации Президента и Верховного Совета.

– Насколько, по-вашему, изменилось понятие суверенитета в восприятии молодежи? И какое напутствие вы бы хотели адресовать молодому поколению?

– Понятие суверенитета стало значительно шире, и все это понимают: суверенитет бывает не только политический, но и экономический, информационный. То есть способность государства принимать самостоятельные решения, которые отражают и защищают интересы народа Казахстана.

В связи с этим я бы хотел сказать одну вещь: провозгласить суверенитет очень непросто. Но еще сложнее – его отстаивать в повседневной работе, международных актах и экономических решениях.

И поэтому, завершая наше интервью и отвечая на ваш вопрос о том, что бы я пожелал молодому поколению, скажу: берегите суверенитет нашей страны, защищайте и охраняйте его. Вопросы суверенитета – это не только правовые, но и политические, экономические, организационные, информационные и, если хотите, идеологические вопросы. 

Айгерим ДУЙСЕМБАЙ, Астана

Новости партнеров