Большинство индикаторов программы так и не было достигнуто.
Программа развития моногородов утверждена в начале 2012 года сразу после очередного Послания первого президента РК Нурсултана Назарбаева. Спустя три года после реализации госпрограмму закрыли и интегрировали в новую программу развития регионов до 2020 года. Но спустя десятилетие ситуация с развитием моногородов не тронулась с мертвой точки. В рубрике Liter.kz “Госпрограммы простыми словами” мы разберем, почему программа, нацеленная на успех, в итоге провалилась.
Моногорода Казахстана
Для начала поясним, что подразумевает под собой термин моногород. Моногород – населенный пункт, где основная часть объема промышленного производства и занятого населения сосредоточена на одном-двух градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля и сырьевой направленности.
Все моногорода на территории республики возникли в советское время с начала проекта индустриализации. По состоянию на 2012 год из 86 городов республики статус моногорода получили только 27. Наиболее крупные из них – Балхаш, Темиртау, Рудный, Экибастуз, Риддер, Жанаозен и Кентау.
Население этих городов тогда насчитывало от 50 до 180 тысяч жителей. В целом в 2011 году общая численность населения всех моногородов составила 1,53 млн человек. Однако их показатели жизнедеятельности были весьма плачевными. Люди мигрировали в крупные города, а те, кто остался, едва сводили концы с концами.
Как итог – социальная несправедливость и низкий уровень дохода привели к общественному недовольству. Жанаозенские протесты в 2011 году яркий тому пример. Высокий уровень безработицы, значительная доля самозанятых граждан, дороговизна жизни и социальное неблагополучие слились в протест работников. Именно после этой трагедии была запущена программа по развитию 27 моногородов.
Для каждого из моногородов правительство в 2012 году разработало отдельный сценарий развития. Параллельно запустили механизм законодательных нововведений.
Цель программы и основные индикаторы
Цель Программы развития моногородов – устойчивое социально-экономическое развитие моногородов в средне и долгосрочной перспективе. Ответственным за реализацию и исполнение программы стало Министерство экономического развития и торговли Казахстана (сейчас – Министерство национальной экономики).
Разработчики разделили программу на несколько этапов. Первый годовой этап был пилотным, второй этап охватывал 2013-2020 годы.
Первоначальный бюджет программы составлял 141 млрд тенге, а донорами средств стали республиканский и местные бюджеты, инвестиции и иные не запрещенные законодательством источники.
В 2013 году на реализацию всех проектов правительство выделило 18,8 млрд тенге. Тогда премьер-министр Серик Ахметов отметил, что акимы не уделяют достаточного внимания основным направлениям программы.
Недостаточно уделяется внимания основным направлениям программы – диверсификации экономики этих городов и развитию предпринимательства, созданию рабочих мест, расширению малого и среднего бизнеса, – заявил Серик Ахметов.
Говоря об индикаторах программы, к 2015 году планировалось на 20% поднять объем промышленного производства за счет инвестиций, вдвое увеличить число малых предприятий. Кроме того, снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума до 6% и показатель безработицы до 5,5%.
Но, увы, из заявленных четырех индикаторов закрыли только один.
Провал программы
Ухудшение экономической ситуации в 2015 году привело к сокращению бюджета программы, на которую первоначально закладывали 141 млрд тенге.
В прошлом году премьер-министр Карим Масимов на заседании Парламента сказал, что само существование программы уже является значительным подспорьем для развития регионов.
По его словам, акимы областей и моногородов с сожалением констатируют, что бюджетные средства используются на развитие инфраструктуры, а не предпринимательства.
Затем ввиду своей малоэффективности Программу развития моногородов интегрировали в другую государственную программу – “Развитие регионов до 2020 года”.
По данным Счетного комитета, из предусмотренных четырех целевых индикаторов программы достигнут лишь один, из 18 пунктов плана мероприятий исполнены только шесть.
Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и уровня безработицы, а также увеличение объемов промышленного производства не обеспечены. В 12 моногородах вспомогательные производства для градообразующих предприятий не созданы. Из общего объема средств, направленных на реализацию Программы развития моногородов, на мероприятия по диверсификации экономики моногородов использовано всего 16%, – сообщили в комитете.
Кроме того, в рамках программы “Развитие регионов” из-за отсутствия софинансирования из местных бюджетов в Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях не реализовано девять проектов.
Однако эта программа стала не последней до 2020 года, ее заменила одноименная госпрограмма, рассчитанная до 2025 года. Но ситуации с малыми городами в этих разработках не уделялось достаточного внимания.
Моногорода сейчас
В октябре 2021 года проблему малых городов поднял Президент Касым-Жомарт Токаев на совещании по вопросам развития моногородов в Экибастузе. Отмечая множество проблем, он поручил пересмотреть государственную политику в их отношении.
Стоит отметить, что с 1999 года население в моногородах снизилось в два раза с трех до полутора миллионов человек. В основном мигрирует экономически активное население, особенно молодежь. Доля пожилого населения в моногородах составляет более 11% при среднереспубликанском значении 7,8%.
Износ водопроводных и канализационных сетей составляет в среднем 61%, а в городах Аркалык, Балхаш, Шахтинск, Темиртау – доходит до 90%.
Износ тепловых сетей и линий электропередачи составляет 55% в среднем, а в отдельных моногородах (Аркалык, Серебрянск, Шахтинск) – достигает 85%.
В неудовлетворительном состоянии находятся и 40% автомобильных дорог.
Также наблюдается высокая зависимость занятости населения от перспектив градообразующих предприятий. Только с 2019 по 2020 год численность работающих на таких производствах сократилась почти на 5%.
Истощение запасов сырья в Жанаозене, Аркалыке и ряде других городов делают их потенциальными очагами социальной напряженности.
Спустя год ситуация в моногородах кардинально не изменилась. Кроме того, обнажились проблемы с тепловыми сетями в Экибастузе, Риддере, последствия которых до сих пор влияют на жизнедеятельность города. Также была авария на шахтах “АрселорМиттал Темиртау”, протесты нефтяников из-за низких зарплат.
Учитывая ситуацию, в декабре 2022 года в правительстве утвердили новые подходы к решению проблем моногородов.
Для их дальнейшего развития будет увеличен лимит бюджетных средств на капитальный ремонт жилого фонда и инфраструктуры, а также активизирована работа по реализации новых инвестиционных проектов, – заверили в правительстве.
Несмотря на миллиарды выделенных средств из бюджета, ситуацию в моногородах не удалось решить до конца. Эти проблемы время от времени будут всплывать, подвергая здоровье и финансы местных жителей опасности.