Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» большое внимание уделил развитию аграрного сектора республики, ведь сельскохозяйственное производство является важной частью экономики страны. Депутат Мажилиса, член фракции партии «Nur Otan» Берик Оспанов поделился с газетой «ЛИТЕР» своим мнением о состоянии и перспективах отрасли.
– На какие основные тезисы Послания Президента вы обратили внимание, как секретарь Комитета по аграрным вопросам Мажилиса?
– В Послании был сделан акцент на использовании потенциала производственной деятельности личных подсобных хозяйств. Этот вопрос обсуждается уже давно. Сегодня в стране насчитывается порядка 1,6 миллиона личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которыми, по итогам 2020 года, произведено продукции сельского хозяйства на 2,6 триллиона тенге (половина всей продукции). При этом личные подсобные хозяйства находятся за бортом государственной поддержки.
Потенциал личных подсобных хозяйств планируется задействовать через развитие сельскохозяйственной кооперации, которая позволит связать через вертикальные и горизонтальные цепочки кооперации ЛПХ и мелких разрозненных фермеров с потребностями предприятий пищевой и легкой промышленности.
Именно принцип кооперации «вместе – сильнее» позволит нарастить конкурентные преимущества мелкотоварного производства на селе.
Об этом свидетельствует положительный опыт реализации пилотного проекта по масштабному и эффективному повышению доходов населения Жамбылской области путем кооперации. В настоящее время министерство включило в разрабатываемый Национальный проект по развитию агропромышленного комплекса на 2021-2025 годы дальнейшее масштабирование проекта по повышению доходов сельского населения в Жамбылской области на все регионы Казахстана.
Для его реализации в Нацпроекте предусмотрено 90 млрд тенге на 2023-2025 годы.
В этой связи, конечно же, радует, что наконец-то прозвучало поручение уполномоченным органам о необходимости определения их правового статуса и поддержки со стороны государства.
– В Послании было отмечено неэффективное ценообразование и распределение продовольственных товаров и необходимость обеспечения единого контроля над ценами по цепочке от производителя до потребителя...
– Действительно, в настоящее время отсутствует единый государственный орган, ответственный за ценообразование. В этой связи, в случае резкого скачка цен, уполномоченные органы начинают кивать друг на друга, в итоге страдает население. Особенно продовольственная инфляция выросла в последнее время. В связи с чем поручение Главы государства об определении единого координирующего органа весьма актуально.
В то же время, на наш взгляд, следует пересмотреть как роль стабфондов, так и Продкорпорации в закупе сельхозпродукции. Не последнюю роль играет создание четко выстроенной товаропроводящей системы, исключение многочисленной цепочки посредников.
– Было указано на необходимость расширения площади возделывания кормовых культур и усиления контроля за соблюдением севооборота, шире использовать возможности космического мониторинга и дистанционного зондирования земель, а также повышение эффективности использования пастбищ. Кроме того, отмечена необходимость обеспечения частных подворий сельчан пастбищными угодьями. Какой вы ожидаете эффект для фермеров?
– Учитывая важность увеличения производства кормов, доля которых в структуре себестоимости животноводческой продукции составляет до 70%, возросла необходимость развития кормопроизводства, перевода отрасли на интенсивный путь развития. Этому также способствует принятие мер по диверсификации структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур, увеличение объемов государственной поддержки, развитие семеноводства, техническое перевооружение отрасли кормопроизводства.
Большое значение имеет важность соблюдения севооборота сельхозтоваропроизводителями (СХТП), который осуществляется в рамках правил рационального использования сельхозземель. В связи с чем, следует усилить работу в указанном направлении.
Также для расширения площади возделывания кормовых культур необходимо увеличивать площади ежегодного агрохимического обследования используемых земель.
Что касается пастбищ, сегодня во всех регионах, в особенности южных, наблюдается дефицит пастбищных угодий для местного населения. При этом почти половина пастбищ, закрепленных за действующими хозяйствами, не загружена достаточным поголовьем скота. В связи с чем в октябре 2019 года был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса», предусматривающий внесение изменений в Земельный кодекс страны в части выявления неиспользуемых сельскохозяйственных земель с применением космического мониторинга.
Кроме того, у нас действует Закон «О пастбищах», которым предусмотрено, что на пастбищах, расположенных в пределах территории поселков, сельских населенных пунктов, выпасается только маточное поголовье, остальное поголовье животных направляется на отгонные пастбища, что позволяет разгрузить пастбища, находящиеся в пределах населенных пунктов, и эффективно использовать неиспользуемые отгонные пастбища.
Также последние законодательные изменения предусматривают, что необходимые для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья пастбища не будут предоставляться в частную собственность и землепользование и будут использоваться только в указанных случаях. То есть вокруг сельских населенных пунктов будет определена территория, в районе которой будут располагаться общественные пастбища.
При этом, если земля вокруг населенных пунктов передана в пользование крестьянским (фермерским) хозяйствам и юридическим лицам, она может, в соответствии со статьей 84 Земельного кодекса, отчуждаться для государственных (общественных) нужд. В свою очередь лицу, у которого изымается земля, будет предоставлен иной равноценный участок и возмещены все инвестиционные вложения, которые он внес.
Таким образом, действующее законодательство содержит все необходимые положения для того, чтобы местные власти могли решать этот вопрос в зависимости от местных условий, наличия сельхозживотных, организованных хозяйств и иных обстоятельств.
Кроме того, не в полной мере используется потенциал обводненных пастбищ, поливных земель в производстве сельхозпродукции.
Следует усилить работу уполномоченных органов по возвращению в государственную собственность неиспользуемых или нерационально используемых пастбищ.
– В Послании было упомянуто о необходимости принятия конкретных мер по реформированию системы ветеринарии.
– Действительно, система ветеринарии вызывает справедливые нарекания. Так, отсутствует четкое разделение полномочий между ветеринарными службами центральных и местных исполнительных органов, высока доля государственной монополии на отдельные виды ветеринарной деятельности, недостаточно применение современных цифровых технологий, уровень оплаты труда ветеринаров остается низким. Все это привело к тому, что система ветеринарии практически потеряла контроль над эпизоотической ситуацией и безопасностью животноводческой продукции.
– Стабилизация механизмов субсидирования: субсидии должны быть в полной мере доступны малым и средним хозяйствам, отметил Глава государства. На ваш взгляд, какие шаги необходимы в этом направлении?
– Вопросы субсидирования СХТП остаются актуальными. Более того, на встречах с избирателями этот вопрос поднимается в первую очередь.
Необходимо отметить, что работа по совершенствованию мер государственной поддержки уполномоченным органом проводится. Так, все субсидии в растениеводстве объединены в единые правила. Расширено субсидирование средств защиты растений. Теперь субсидируются не только гербициды, но и другие виды пестицидов. Одним из главных новшеств является возможность получения субсидий не в рамках календарного года, а в течение 12 месяцев со дня приобретения семян, удобрений, пестицидов.
В целях создания благоприятных условий для фермеров, занимающихся животноводством, оптимизирована залоговая политика при кредитовании на закуп скота. Так, под залог берется сам скот (85%), при этом обеспеченность твердым залогом составит всего 15%.
В рамках совершенствования финансовых инструментов увеличен норматив субсидирования ставок вознаграждения по кредитам на пополнение оборотных средств с 5% до 7%, на проведение посевных и уборочных работ субсидируется 9% от ставки вознаграждения.
По инвестсубсидиям были исключены излишние требования по техническому обследованию строительно-монтажных работ производственных зданий и сооружений, поскольку на практике акиматы столкнулись с невозможностью реализации таких требований правил субсидирования.
Вместе с тем, остаются вопросы по обеспечению доступности государственной поддержки всем субъектам независимо от размеров их производства, ориентированности государственной поддержки на достижение конечного результата, техническое и технологическое перевооружение отрасли. Следует внедрять встречные обязательства для бизнеса при получении государственных дотаций.
– Главной задачей агропромышленного комплекса было определено полное обеспечение страны основными продуктами питания...
– Казахстан – это, в первую очередь, агроиндустриальная страна, которая имеет все возможности для самообеспечения основными продуктами питания. К слову, эта задача отражена в программе партии «Nur Otan» как основная.
Нашим Аграрным комитетом неоднократно проводились рабочие встречи по данному вопросу, в ходе которых уполномоченным органам давались конкретные рекомендации.
Министерством сельского хозяйства проводится планомерная работа по насыщению внутреннего рынка отечественными продтоварами. Эта работа будет также продолжена в рамках Нацпроекта по развитию АПК, где будут определены и реализованы конкретные инвестпроекты по каждому направлению импортозависимых продуктов питания.
Раушан ДЖАПАРОВА, Нур-Султан