Депутат предложил приостановить запрет на движение самосвалов

Десятки тысяч водителей могут остаться без работы.

Нэля Сулейменова

Депутат Мажилиса, член фракции партии AMANAT Болатбек Нажиметдинулы направил депутатский запрос премьер-министру Олжасу Бектенову об исключении нормы по эксплуатации тяжелой техники и дорожной инфраструктуры, передает Liter.kz.

По его словам, десятки тысяч водителей могут остаться без работы в Казахстане с 2026 года.

“В рамках работы над проектом Строительного кодекса в рабочей группе Мажилиса нами уже принята поправка об исключении статьи 38-2 Закона “Об автомобильном транспорте”, которая вводит с 1 января 2026 года запрет на движение трехосных самосвалов общей массой свыше 25 тонн. Однако, несмотря на эту законодательную работу, до вступления нормы в силу остается ограниченное время, а риски для экономики и социальной стабильности – крайне высокие”, – сказал Болатбек Нажиметдинулы на заседании Мажилиса.

Дискуссии в СМИ и социальных сетях по этому вопросу показывают, что общество крайне негативно относится к данному решению. 

Данная норма затрагивает около 36 500 самосвалов, задействованных в:

• строительстве;

• дорожных работах;

• ЖКХ и вывозе мусора, снега;

• ТЭЦ и энергетической инфраструктуре;

• системах водо- и газоснабжения;

• недропользовании;

• МЧС, МВД, МО и акиматах.

Норма блокирует доступ к дорогам тысяч фермеров, которые перевозят:

• зерно;

• хлопок;

• удобрения;

• корма;

• урожай на элеваторы и переработку, которые в объеме больше, а в массе легче, чем допустимая максимальная норма.  

“Эта категория перевозчиков в большинстве своем даже не знает, что с 2026 года их работа окажется под запретом. Для аграрного сектора это будет чрезвычайно болезненным ударом, особенно в период уборки урожая, то есть катастрофой”, – отметил депутат.

По его словам, введенный запрет означает, что:

• зимой некому будет вывозить снег;

• коммунальные службы останутся без техники;

• не будет достаточного количества машин для вывоза грунта, инертных материалов и аварийных работ;

• акиматы не смогут выполнять функции по благоустройству, содержанию инфраструктуры и выполнению госзаказов по строительству социальных и инфраструктурных объектов.

Также отметил, что при этом обществу непонятен двойной подход в этом вопросе.

“Ведь трехосное шасси используется не только в самосвалах, но и в бетономешалках, контейнеровозах, автобусах. Технически это один и тот же автомобиль, но запрет вводится только на самосвалы. При этом все самосвалы прошли сертификацию. Большая часть из них приобретена в лизинг и кредит”, – уточнил он.    

При запрете эксплуатации владельцы:

• теряют доходы,

• не смогут обслуживать обязательства,

• попадут в долговую яму.

“Это создает социальный риск, который напрямую затронет сотни тысяч людей”, – подчеркнул депутат.

В связи с вышеизложенным в целях предотвращения масштабных последствий попросил:

Представить официальную позицию правительства по вопросу отмены или приостановления действия статьи 38-2. До 1 января 2026 года принять решение о временном приостановлении действия статьи 38-2 внутренним нормативным актом, чтобы избежать паралича ключевых отраслей.
Новости партнеров