А также дать оценку расходования бюджетных средств.
В рамках рассматриваемого в Мажилисе законопроекта “О государственных закупках” депутатами изучаются официальные материалы и экспертные мнения, передает Liter.kz.
Как показывает действующая правоприменительная практика, именно из-за несовершенства данного способа государственных закупок зачастую неэффективно тратятся средства, нарушается принцип добросовестной конкуренции и нередки факты получения некачественных товаров, считает депутат Мажилиса Болатбек Нажметдинулы.
Одним из таких ярких примеров неэффективной системы закупок из одного источника являются закупки ветеринарных препаратов Минсельхозом. До 2023 года МСХ РК закупал препараты по линии ветеринарии через открытый конкурс. Так ежегодный закуп только одного наименования, а их не один десяток, против сибирской язвы составляет несколько десятков миллионов штук. К примеру, в 2022 году в рамках открытого конкурса при наличии конкуренции на его приобретение потратили 363 млн тенге, заплатив по 11 тенге за флакон. А вот в 2023 году, после перехода МСХ РК на закуп из одного источника, цена ветпрепарата против сибирской язвы была приобретена уже по цене 28 тенге за флакон. Переплата составила 569 млн тенге, то есть на 250 процентов выше, чем в предыдущем году при закупе на открытом конкурсе, – сказал депутат.
Для этого, чтобы проводить закуп из одного источника, даже подготовили и утвердили специальное постановление правительства. При этом имеет место нарушение норм действующего закона РК, утверждает Болатбек Нажметдинулы.
То есть речь идет о закупках из одного источника, в том числе ветеринарных препаратов, только в случае ЧС. А плановые закупки таких препаратов предполагается закупать путем проведения открытого конкурса. Данный пример наглядно демонстрирует существование порочной системы в госорганах, когда в интересах ведомства, не исключаю, что и в личных интересах, через аффилированные госпредприятия или организации (РГП) проводятся закупки из одного источника по ценам, в разы превышающим рыночные, – сказал Нажметдинулы.
По словам депутата, в этом случае:
- создается искусственная монополия на поставку для государственных нужд товаров;
- бюджет страны несет необоснованные убытки, приобретая по завышенным ценам;
- рушится сам рынок, из-за чего казахстанские предприниматели несут неоправданные убытки;
- формируется устойчивая схема, в которой становится возможна переплата за счет разницы между выделенными из бюджета средствами по завышенной цене и реально потраченными ресурсами по более низкой их цене, предложенной самим рынком этих товаров.
Закономерно напрашиваются вопросы: чем обосновываются решения центральных госорганов устанавливать завышенные цены при закупке, чем это предлагается на конкурентном рынке? Какими обоснованиями госорганы объясняют необходимость госзакупок способом прямого заключения договора при наличии конкурентной среды по поставке? Почему данные факты до сих пор не стали основанием для анализа и финансового аудита эффективности проводимых госзакупок из одного источника в случаях, не предусмотренных нормами действующего законодательства и основанных на якобы поручениях премьер-министра и президента страны? – задается вопросами депутат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Конституционным законом “О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов” он просит правительство:
1. Провести тщательный анализ правомерности и эффективности проведения Минсельхозом госзакупок способом прямого заключения договора при наличии конкурентной среды в отношении ветеринарных препаратов.
2. Провести соответствующий анализ и оценку целесообразности с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств и осуществления в целом всеми центральными госорганами госзакупок способом прямого заключения договора.
3. На основе данного депутатского запроса представить видение правительства РК о возможных системных изменениях правового обеспечения проведения госзакупок способом прямого заключения договора.