Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 495.95  524.37  4.98

Дети в секте: как в столице борются с деструктивными течениями

Каждый пятый молодой казахстанец подвергается агитации и вербовке.

16.06.2022, 12:31
Дети в секте: как в столице борются с деструктивными течениями
Фото из открытых источников

Современные родители вкладывают много сил в воспитание детей. Они выбирают им лучшие школы, университеты, заботятся о физическом развитии. Но все усилия пойдут прахом, если упустить один фактор – духовное воспитание. Деструктивные религиозные течения заставляют молодежь отказаться от их семей, уйти воевать за чужие идеи и даже жертвовать собственной жизнью во имя навязанных убеждений. Как в столице проводится религиозное просвещение молодежи, читайте в материале Liter.kz.

Истоки проблемы духовного воспитания казахстанской молодежи следует искать в начале 90-х годов. После обретения независимости в нашей стране начался так называемый духовный ренессанс, ознаменовавшийся заметно выросшим интересом к религии.

В нашу страну целым потоком хлынули различные новые религиозные течения, в том числе деструктивного толка. Отсутствие критического мышления, недостаточность в познании традиционных ценностей, культуры, послужило тем, что наши граждане, можно сказать, не успев укрепить фундамент, начали возводить этажи. Их наивностью, неразборчивостью в получении религиозных знаний воспользовались зарубежные псевдопроповедники, для которых религия были всего лишь ширмой, скрывающей их истинное лицо, – рассказывает директор Центра изучения религий акимата г. Нур-Султан Мади Тайпин.

Развитию деструктивных религиозных течений поспособствовал Интернет. Простота, доступность и относительное отсутствие контроля сделали социальные сети полем деятельности организаций радикальной и экстремистской направленности.

Под прицелом адептов деструктивных религиозных течений оказалась именно молодежь. Специалисты Центра изучения религий отмечают, что молодое поколение обладает теми специфическими чертами мышления и поведения, которые при определенных условиях и целенаправленной деятельности могут также привести в ряды экстремистов. Это максимализм и нигилизм, радикализм, нетерпимость, непримиримость, склонность к неформальным объединениям, мировоззренческая неустойчивость и проблемы самоидентичности.

Центр изучения религий провел социологическое исследование, согласно которому 8% опрошенных отметили, что за последний год они сталкивались с религиозной агитацией в общественных местах.

На это указывает каждый 5-й среди молодежи в возрасте от 18 до 29 лет, то есть 18,7%. Среди 30-45-летних на такой опыт указывают 2,1%, 46-60-летних – 2,4%, пожилых старше 61 года – 5%, – говорит Мади Тайпин.

В Центре считают, что экстремистами и террористами не рождаются, ими становятся при наличии соответствующих объективных условий и субъективных факторов. Радикализация и превращение молодого человека в адепта деструктивного течения связаны не с одним, а с целым спектром внешних и внутренних факторов.

По данным психологов и теологов нашего центра, большинство людей, которые были или являются приверженцами деструктивных религиозных течений, в детстве или подростковом возрасте получили какие-либо психологические травмы. Это могло быть домашнее насилие, унижение, угроза жизни, здоровью и т. д. Соответственно, работа с молодежью является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, – отмечает руководитель центра.

Морально травмированные молодые люди, склонные к зависимым отношениям и разочарованные от того, что не нашли ответы на свои вопросы, становятся уязвимыми к манипуляциям со стороны вербовщиков ДРТ.

Есть признаки, по которым можно понять, что ребенок подвергся влиянию деструктивного религиозного течения.

Во-первых, это может быть резкая смена интересов, когда ребенок практически перестает интересоваться семейными делами, становится равнодушным к общению с друзьями, охладевает к учебе, да и вообще к привычным развлечениям, увлечениям.

Вторым признаком является изменение в поведении, когда человек неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему.

Третьим признаком может служить использование религиозных терминов, слов. Неофиты обычно рьяно используют религиозную лексику, при этом сама манера говорить может производить впечатление “заезженной пластинки” из-за повторяющихся, как будто заученных речей.

Четвертым признаком – резкая смена привычек, например, человек начинает придерживаться необычного для него режима питания, изменения стиля в одежде. Много времени уделяет чтению религиозных книг, а также усердно занимается медитациями или чтением молитвенных текстов.

Пятый “звоночек” – изменение денежных трат. Например, происходит неоправданное увеличение денежных затрат, карманных расходов.

Вышеуказанные признаки – только малая часть из того, на что родителям нужно обратить внимание. Тем более, учитывая то, что в современный век технологий вербовщикам деструктивных течений необязательно встречаться со своими жертвами.

Центром проводится большая работа, направленная на молодежь. В первую очередь это профилактические встречи. У нас действуют информационно-разъяснительные группы по вопросам религии. Данные группы направлены на предупреждение населения о деятельности деструктивных течений, разъяснения законодательства в сфере религии и т. д. Кроме постоянных встреч, проводимых членами информационно-разъяснительной группы среди учащихся средних школ, вузов и ссузов, нами ведется полная координация молодежного движения в сфере религии, – рассказывает Мади Тайпин.

По словам руководителя центра, в начале года был утвержден состав молодежного движения в сфере религии по г. Нур-Султану, куда вошло 33 человека. В формате “равный – равному” проведено 220 встреч с охватом более семи тысяч человек.

Центр совместно с акиматом столицы проводит профилактику идеологии деструктивных религиозных течений в интернет-пространстве.

В семи социальных сетях мы ежемесячно подготавливаем фотопосты, видеоролики и статьи, направленные на повышение религиозной грамотности. Так, центром было опубликовано более 1,5 тысячи материалов на всех площадках за последние 5 месяцев.

В числе мер профилактики – прямые эфиры с участием приглашенных спикеров из числа теологов, религиоведов, психологов, общественных деятелей и др.

Мади Тайпин отметил, что в Нур-Султане ведется работа с детьми, вернувшимися из стран террористической активности, то есть посредством спецоперации “Жусан”. Теологи и психологи центра осуществляют реабилитационную работу через приобщение к традиционным ценностям казахстанского общества. Для этого организуют походы в кукольный театр, музеи, устраивают пикники, соревнования по стрельбе из лука и другие развлекательные мероприятия.

Одной из успешных наших работ стал художественный фильм “Жұмақ”, набравший более 5 млн просмотров в социальных сетях. Фильм как раз-таки повествует о жизни молодого парня, судьба которого была разрушена по причине религиозной неграмотности. После успеха данного фильма мы сняли продолжение. Оба фильма в открытом доступе можно посмотреть на канале Elorda-Din в видеохостинге YouTube, – говорит Мади Тайпин.

В центре отмечают, незнание порождает сомнение, сомнение порождает невежество, а невежество порождает ошибки. Именно получение правильных знаний из достоверных источников позволит молодежи не сойти с правильного пути и не угодить в сети деструктивной религиозной идеологии.

Если вы или ваши дети столкнулись с воздействием со стороны деструктивных религиозных течений, то для получения помощи всегда можно связаться нашим центром, придя по адресу в столице ул. Нажимеденова, 10/1, или позвонив на номер единого контакт-центра iKomek 109. В нашем центре вам окажут помощь высококвалифицированные религиоведы, психологи, теологи, юристы, – говорит руководитель организации.

Специалисты рекомендуют, что для того чтобы обезопасить себя и своих близких, необходимо с детства формировать у детей такое понятие, как ассертивность – умение сказать “нет”.

Кроме того, необходимо развивать такие параметры психической деятельности человека, как критичность мышления. Человек должен изначально обдумать, к чему может привести контакт с этой группой или человеком, и задаться вопросом: “Если я пойду на эти тайные собрания, то к чему это может меня привести?”.

Если ребенок стал замкнут, у него появились новые друзья и он ходит на какие-то “проповеди”, посещает секции, где ему внушается неприязнь к семье и близким, возьмите отпуск и поезжайте с ребенком подальше от его новых друзей. Если разговор с ребенком не получается, то обратитесь за помощью к нам в центр. У нас вам помогут квалифицированные психологи, теологи, религиоведы, – подытожил Мади Тайпин.

Эксперты предлагают чаще разговаривать с детьми, не оставлять их наедине с проблемами, возникающими у них и обращаться к специалистам. Потому что на уничтожение гидры деструктивных религиозных течений требуются совместные усилия окружения ребенка, общества и государства.

Маржан Бакиева

Новости партнеров
×