Редакция Liter.kz

Наши мудрые предки говорили: "Келісіп пішкен тон келте болмас", что по смыслу близко к пословице "Согласие да лад — для общего дела клад". Нет сомнений в том, что именно эти слова и являются основным лейтмотивом Национального курултая. О роли курултая в жизни казахстанцев мы говорили в интервью с заместителем председателя Национального курултая, депутатом Сената Парламента Бибигуль Жексенбай.

— Бибигуль Нургалиевна, какова миссия курултая, на Ваш взгляд?

— Со дня проведения первого курултая в Улытау проделана большая работа. Глава государства Касым-Жомарт Токаев на первом заседании подчеркнул важность столь фундаментального события: "Вы прекрасно знаете, что Құрылтай — это наша исконная традиция, испокон веков на таких коллегиальных встречах наши предки обсуждали важные вопросы. Такие решения объединили всю страну", — сказал президент.

Если мы посмотрим на нашу историю, то увидим, что существует множество фактов, свидетельствующих о том, что благодаря именно курултаю решалась судьба нации. Национальный курултай играл роль парламента в эпоху Казахского ханства, был проявлением народной власти.

Так, например, Таласский курултай стал началом основания Золотой Орды. А Каракумский и Ордабасинский курултаи объединили народ на защиту страны в 1710 году для борьбы с джунгарским нашествием. Партия "Алаш" была основана на первом казахском курултае в Орынборе, где было объявлено о создании второй Алашской автономии.

Курултай всегда вносил существенные изменения в развитие страны. Поэтому роль и миссия нынешнего Национального курултая, основанного после январских событий, также велика.

В состав курултая вошли представители всех регионов, разных отраслей и поколений. А также депутаты Парламента, политические партии и члены Ассамблеи народа Казахстана. Не остались в стороне и представители неправительственных и профессиональных организаций, члены региональных общественных советов. Помимо известных общественных деятелей и экспертов нашей страны, членами Национального курултая стали активные представители гражданского общества в регионах. В настоящее время Национальный курултай налаживает и развивает прямой диалог между главой государства и общественными активистами и экспертами. Таким образом, сформировалась представительная структура, в которую вошли все обладатели различных общественных мнений.

— Какие инструменты гражданского общества, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в диалоге государства с народом (СМИ, НПО)?

— Надо сказать, что взаимосвязь правового государства и гражданского общества в первую очередь направлена на создание демократического государства. Только с развитием гражданского общества происходит сближение государства и общества. В современном обществе уже ни один процесс не обходится без вмешательства государства. Оно по-прежнему защищает своих граждан и территорию страны, устанавливает правовые и нравственные законы, регулирует социальную сферу, объединяя людей с целью решения важных задач и придавая их деятельности смысл. Основополагающие принципы политики Казахстана — это общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, политическое и идеологическое многообразие, патриотизм и гражданская активность, решение наиболее важных вопросов жизни общества и государства в целом демократическими методами и в соответствии с законодательством страны. Немаловажное значение придается построению конструктивного общественного диалога как основе стабильности и демократического развития Казахстана. Поэтому все инструменты для коммуникации важны и нужны. Ұлттық Құрылтай в этом направлении имеет особую миссию. Инициатива от общества благодаря этой площадке может быть не просто услышана, но и эффективно реализована. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи — отношения и разнообразные формы координации, а также конкуренции между образующими его структурами и различными группами людей. Поэтому охват этим институтом вопросов и предложений огромный.

— Какие приоритеты должны стоять перед обществом, которое стремится к принципам "слышащего государства"?

— Концепция "слышащего государства" базируется на оперативном и эффективном реагировании на конструктивные запросы граждан для формирования обратной связи между гражданами и государственными органами. Идея "слышащего государства" предполагает повышение порога чувствительности государственного аппарата к запросам населения, выработку лучших технологий и практик коммуникаций между властью и обществом.

Казахстан является участником более 200 международных конвенций и многосторонних соглашений. Ключевые партнеры гражданского общества принимают участие в национальных рабочих группах, межгосударственных переговорах под эгидой Организации Объединенных Наций. Одним из инструментов совместной работы государственных органов и представителей гражданского общества стал Ұлттық Құрылтай — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан. Именно курултай является одним из источников идей для общественно-политической модернизации и дальнейшего развития многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране. В настоящее время в Казахстане официально зарегистрированы более 22 тысяч неправительственных организаций различной направленности. Но, к сожалению, пока недостаточны инструменты для эффективной работы государства и гражданского общества. Институты гражданского общества еще слабы и недостаточно полно отображают общественные интересы и запросы. В связи с этим возникает необходимость расширения деятельности и усиления роли институтов гражданского общества. Здесь следует отметить и несовершенство законодательства, регулирующего деятельность институтов гражданского общества. Сейчас в этом направлении мы с Гражданским альянсом РК и Институтом парламентаризма начали работу. Мы должны законодательно стимулировать вовлеченность населения в развитие волонтерского движения и деятельность неправительственного сектора, поднять уровень доверия народа к институтам гражданского общества, усилить работу государственных органов по вовлечению институтов гражданского общества в решение социально-экономических проблем.

В мировой практике партнерство между государством и институтами гражданского общества закреплено принятием общественного договора. Это партнерство должно характеризоваться взаимопониманием, доверием и равными условиями для обоих партнеров. Для достижения такого партнерства и улучшения качества оказываемых населению услуг государственным органам следует согласовывать свои действия с гражданским обществом.

— Как Вы оцениваете роль женщины в казахстанском обществе?

— Процессы глобализации и интеграции Республики Казахстан в мировое сообщество оказывают большое влияние на общественно-политическую активность женщин. Казахские женщины из истории известны тем, что они сражались наравне с мужчинами, немало примеров, когда из хрупких и нежных девушек получались отменные полководцы, воины и правительницы с таким авторитетом, которому позавидовал бы любой мужчина. Великая казахская степь подарила вольному народу не менее великих девушек, которые оставили свой след в истории. Следует обратить внимание на тот факт, что казахские женщины, оставаясь неграмотными в плане владения письменностью и чтением, обладали уникальным даром носителей устной истории, передавая из поколения в поколение эпосы, мифы, легенды, сказки и песни. Владели навыками народного творчества, выражая его через уникальные образцы искусства при изготовлении предметов быта, пошиве национальной и повседневной одежды и изготовлении многих предметов материального мира.

Это говорит о том, что с древности в казахском обществе роль женщины была велика.

Недавно, поздравляя женщин с Международным женским днем, президент Казахстана отметил, что женщины занимают руководящие должности в государственных органах и крупных компаниях, добиваются успехов в бизнесе. Неуклонно возрастает их участие в общественной и политической жизни. Доля женщин в малом и среднем бизнесе сегодня достигла 42%. Это результат последовательной государственной поддержки женского предпринимательства. В прошлом году специальный грант получили более шести тысяч многодетных матерей, желающих открыть свое дело. Немало женщин в селах активно занимаются бизнесом. Тысячи женщин получают субсидии от государства на реализацию своих бизнес-проектов. В любом деле женщины проявляют профессионализм и ответственность, на любом поприще способствуют укреплению гармонии, мира и взаимопонимания. "Созидательная энергия женщин нашей страны станет мощной движущей силой Нового Казахстана!", — сказал Касым-Жомарт Токаев.

Казахстан находится еще только на 129-м месте по представительству женщин в политике. В Мажилисе из 98 депутатов всего 18%, в Сенате из 50 депутатов 22% женщин. В Казахстане численность женщин, как и прежде, превалирует над численностью мужчин. По статистике их оказалось на полмиллиона больше (на 536,3 тысячи человек). Но! Мы живем в эпоху грандиозных социальных трансформаций и политических потрясений, эпоху научно-технического прогресса и глобализации, во время кардинальных изменений статуса женщины в обществе. Прорыв женщин в политику на нынешнем этапе развития Казахстана дает возможность существенно расширить базу демократии в стране и создает дополнительные условия для выработки и реализации одобряемых обществом решений.

Женский фактор, настойчиво врываясь в современную картину мира, требует переосмысления сложившихся оснований цивилизации, выдвигая принципиально новые актуальные проблемы определения места женщины в современном обществе, без решения которых невозможны дальнейший прогресс и устойчивое развитие человечества.

И конечно, мы не должны забывать, что неоценима роль матери в воспитании подрастающего поколения и формировании нравственных качеств. В семье именно мать может укоренить в сердцах детей ценности языка, истории, культуры и литературы, а также национальных традиций. Этот благородный труд заслуживает искреннего уважения. Здесь хочется привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: "Лучшая форма наследства, оставляемая своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья".

— Сенат большое внимание уделяет развитию регионов. Какая картина сегодня складывается в областях и районах? Есть ли изменения в работе исполнительной власти в регионах?

— Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана озвучил инициативу создания сильных маслихатов как местных представительных органов. Сенат как палата, представляющая интересы регионов, особое внимание в работе уделяет вопросам развития инфраструктуры, сокращению безработицы, развитию малого и среднего бизнеса на местах. Сейчас идет работа по активному привлечению депутатов маслихатов к деятельности по принятию законов новой формации. Мы осознаем, что, представляя интересы избирателей, в свою очередь, должны больше внимания уделять вопросам развития регионов и законодательно содействовать решению системных проблем.

В Сенате работает депутатская группа "Өңір", я являюсь членом этой группы. Каждое заседание этой депутатской группы поднимает самые острые вопросы регионов, и по результатам обсуждений вырабатываются рекомендации для Правительства по решению конкретных проблем. В верхней палате также действует Совет по взаимодействию с местными представительными органами, куда вошли все председатели маслихатов.

Совет Сената по взаимодействию с маслихатами — это значимая площадка для обсуждения актуальных вопросов регионального развития и совершенствования законодательства в этой сфере. Сенат намерен и далее усиливать связь с маслихатами. Особое внимание следует уделять обеспечению эффективной обратной связи с населением. Сенат готов рассматривать предложения местных представительных органов и оказывать содействие в их реализации.

Идет системная работа по информированию граждан о сути принятых законов и программ. Фактически все пленарные заседания транслируются в прямом эфире, все депутаты активны в социальных сетях, поэтому о недоступности депутатов сейчас говорить не приходится. Ведь прямая связь с народом — огромная польза для всех, а когда со стороны общества есть понимание сути нововведений, их реализация осуществляется намного эффективнее. В этом контексте роль маслихатов в развитии местного госуправления и самоуправления растет.

Как вы знаете, в результате внесенных в действующее законодательство изменений, часть функций уже была передана от центра в регионы. Теперь предстоит планомерная мониторинговая работа депутатов за ходом практической реализации реформ на местах. Касым-Жомарт Токаев особо отметил, что, прежде всего, необходимо эффективно разграничить функции государства и институтов местного самоуправления. И только сильная система местного самоуправления — это базовая основа для прямого участия граждан в улучшении качества жизни в своем родном населенном пункте.

Большое значение было уделено вопросу децентрализации системы управления. В результате проведенных административных преобразований около 500 функций Правительства было передано центральным государственным органам, и еще часть компетенций передается местным органам власти. Новый этап административных преобразований открывает путь к расширению компетенции местных представительных органов и повышению роли маслихатов.

— Расскажите подробнее, какие инициативы предыдущего курултая уже претворяются в жизнь?

— Все предложения, озвученные на предыдущих заседаниях в Ұлытау и Туркестане, уже реализуются.

Отмечу, что Глава государства держит на контроле надлежащую реализацию инициатив, предложений и работ, обсуждаемых на площадке Национального курултая.

На первой встрече, состоявшейся в Улытау, всего было представлено более 40 инициатив, тогда как в прошлом году в ходе встречи, прошедшей в Туркестане, поступило 120 различных предложений. Все эти предложения в настоящее время находятся в процессе изучения и реализации. Отрадно, что формат Национального курултая — это не просто встреча, а рабочая площадка для интенсивного обсуждения конкретных вопросов и предложений. Общественность становится свидетелем того, что рациональные предложения, острые проблемы, злободневные темы не остаются на словах, а воплощаются в принятые решения. Приведу несколько примеров. Вопрос борьбы с синтетическими наркотиками был поднят с трибуны Национального курултая, и в прошлом году был принят комплексный план, состоящий из 88 статей.

На востоке страны второе дыхание получили новые районы, проводятся инфраструктурные работы. Это также важная инициатива, упомянутая в рамках Национального курултая.

С повестки дня курултая не сходит вопрос о соблюдении законности в отношении прав граждан. Как результат — сейчас на рассмотрении в Парламенте находится законопроект о борьбе с домашним насилием, защите прав детей и женщин, пресечении наркотрафика и запрете продажи вейпов.

Все предложения собираются секретариатом Национального курултая и во взаимодействии с государственными органами приобретают конкретные очертания.

Во время второго заседания — в Туркестане — Президент обратил внимание на отличительную особенность Казахстана — наследие кочевой цивилизации. "Это один из главных брендов нашего народа, известный во всем мире. По моей инициативе V Всемирные игры кочевников пройдут в Казахстане в 2024 году. Данное мероприятие способствует развитию национального спорта. Мы должны провести эти международные соревнования на высоком уровне", — сказал Глава государства. И подготовка к Играм уже идет полным ходом. Таким образом, идеи и предложения, высказанные на курултае, обретают реальную основу.

— Чем будет отличаться третье заседание курултая?

— Третье заседание Национального курултая завтра начнет свою работу в Атырауской области. В его работе примут участие 117 участников из всех регионов страны. Одной из важных задач Национального курултая является разработка идей и шагов по дальнейшему развитию социальной консолидации. Как вы знаете, создано специальное мобильное приложение "Курылтай", где каждый активный гражданин мог высказать свое мнение по вопросам развития страны. На девяти онлайн-платформах этого мобильного приложения казахстанцы подают свои предложения в секретариат Национального курултая.

Следует отметить, что работа Национального курултая осуществляется на общественных началах. Кроме того, предусмотрен принцип ротации членов курултая.

Курултай стал универсальной моделью общенационального диалога. Представители различных профессий, конфессий, национальностей, возрастов входят в состав курултая, что увеличивает шансы казахстанцев быть услышанными.

Миргуль Джилкишинова, Астана

Новости партнеров