Дизтопливо: растут объемы производства и потребления

Татьяна Казанцева

Объем производства дизельного топлива в Казахстане в этом году составит 4,9 млн тонн, это максимальный показатель в истории. А выход на биржевую торговлю позволит избежать повторения прошлогодней ситуации с дефицитом дизеля. Этой теме был посвящен брифинг в СЦК.

Вице-министр энергетики Асет Магауов пояснил, что с мая по сентябрь текущего года производство дизтоплива в стране выше аналогичного периода прошлого года на 480 тыс. тонн. По его словам, это месячное производство трех НПЗ.

– Основная причина роста потребления – существенная разница в ценах на дизельное топливо. Крупные АЗС отпускают его по 207-208 тенге за литр, остальные сети – по 230-240 тенге. С начала года мы держали цену 200 тенге за литр. Разница доходила с Российской Федерацией до 100 тенге за литр, с Узбекистаном – 70-80 тенге, Кыргызской Республикой – 61 тенге, – отметил спикер.

Соответственно, разница способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде и выезде из Казахстана.

– Таким образом, мы видим резкий рост потребления в Казахстане именно в приграничных областях. По нашей оценке, если сравнивать с предыдущими годами, рост составил порядка 10-15%, – уточнил спикер.

Директор департамента нефтепереработки и нефтехимии АО «НК «КазМунайГаз» Дмитрий Макеев в свою очередь, заявил, что больше нет возможности откладывать ремонт Павлодарского завода, который не проводился с 2018 года.

– Сроки работ переносили летом дважды, чтобы сохранить баланс по дизельному топливу с учетом спроса сельхозтоваропроизводителей. Текущий объем производства дизельного топлива на трех НПЗ составляет около 16 тысяч тонн в сутки. При этом в стране сохраняется высокий уровень потребления дизтоплива – порядка 16,5 тысячи тонн ежесуточно, – рассказал он.

Павлодарский НПЗ останавливается на плановый ремонт с 1 октября. При этом суточное производство дизельного топлива на Атырауском и Шымкентском НПЗ составляет около 9,5 тыс. тонн. Суммарно за октябрь Атырауский НПЗ произведет 133 тыс. тонн дизеля, Шымкентский НПЗ – 161 тыс. тонн. До остановки на ремонт Павлодарского НПЗ на предприятии будет сформирован запас дизтоплива в 27 тыс. тонн, который будут отгружаться в течение октября. Также будут сформированы запасы бензина: АИ-92 – 45 тыс. тонн, АИ-95 – 2 тыс. тонн.

– Остановка Павлодарского НПЗ обусловлена необходимостью ремонта, частичной замены и освидетельствования ряда основного технологического оборудования для того, чтобы исключить производственные риски в работе предприятия. Поэтому перенос сроков ремонта Павлодарского завода на следующий год не представляется возможным, – пояснил Дмитрий Макеев.

Кстати, запустить завод планируют до конца октября. А товарный дизель в объеме 6 тыс. тонн в сутки начнут отгружать уже с 28 октября.

Отвечая на вопросы журналистов по поводу импорта недостающего объема дизтоплива, Асет Магауов пояснил, что есть договоренность с Российской Федерацией о поставках 100 тысяч тонн.

– Цена в России формируется с учетом рыночных условий. Меняется как оптовая цена, так и экспортная, которая привязана к мировым котировкам. Соответственно, текущая стоимость поставки на октябрь будет зависеть от ситуации на мировом рынке нефти, то есть как себя поведут котировки Brent, дизельного топлива. От них уже будет формироваться цена поставки в Казахстан. Для примера скажу, что исторически мы много завозим зимнего вида дизельного топлива. В прошлом году его цена была 260 тенге на литр, – пояснил вице-министр.

Новости партнеров