Политический аналитик Никита Шаталов считает, что акцент ведущей партии на региональной агитации дал по итогу высокую явку на референдуме, передает Liter.kz.
По его словам, после прошедшего голосования стало очевидно, что центральная избирательная комиссия нуждается в цифровой трансформации.
Мне не очень нравится идея о том, что нужно поскорее ввести онлайн-голосование, потому что это убивает государство как политический театр с особыми процедурами. Но, например, процесс прикрепления/открепления к участкам в унитарной стране должен быть проще, - написал Шаталов у себя в Telegram.
Политолог отметил, что агитация к референдуму не могла проводиться в привычных форматах, поэтому были выбраны соцсети и выезды в регионы для встреч с различными коллективами.
Последним активно занимался AMANAT, инфраструктура которого оказалась наиболее готова к подобным вызовам. Партия в новых условиях тоже быстро перестроилась. Акцент на региональной агитации дал по итогу высокую явку. Учитывая, что было принято решение уйти от старых, традиционных для нашего политического поля, методов агитации, основная нагрузка легла на штабы AMANAT, члены которых встречались напрямую с людьми и рассказывали о том, за что им (или против чего) предстоит голосовать, - считает аналитик.
По мнению Шаталова, агиткампания по регионам дала лучший эффект, чем в соцсетях, так как конституционные реформы трудно объяснить за 5-10-минутный ролик, который часто не досматривают до конца.
Для AMANAT это стало экзаменом: после перестройки центрального аппарата и "ухода" административного ресурса партии было необходимо показать, насколько функциональным институтом она является в условиях реформ и окончания транзита. По итогу голосования можно сказать, что партия оказалась более живучей, чем про нее говорили, - утверждает он.
При этом есть и более интересный поворот: по агитации, по участию в штабах можно уже сейчас сделать кадровые выводы и начать пересобирать партийный список на следующую электоральную кампанию, заметил политобозреватель.
Учитывая, что AMANAT лишилась президентского лидерства, не будет необходимости всю кампанию подгонять под его личность. Зато уже сейчас есть возможность хантить новые кадры и давать им площадки / пиар для того, чтобы на следующих выборах эти люди уже были готовыми депутатами со своим электоратом в регионах и по всей республике, - подытожил он.