Центр международных программ “Болашак” в последние дни не сходит с отечественных таблоидов. В свете последних событий многие казахстанцы пришли к заключению, что программа себя изжила, а ее стипендиаты дискредитировали авторитет ЦМП. Так ли это на самом деле и каковы планы международной программы? В “Гостиную “Литера” на откровенный разговор мы пригласили председателя правления ЦМП Алию Оспанову.
– Алия Калкамановна, вы не так давно возглавляете ЦМП, каков ваш стратегический план на ближайшее будущее?
– Первое и главное, над чем предстоит работать, – это нормативно-правовые акты. Программе 30 лет, но до сих пор нет закона, который бы четко координировал деятельность “Болашака”. Есть постановление правительства и 45 приказов министра, которые действуют вразнобой.
Поэтому сейчас главная задача – провести системную работу в данном направлении. Не хочется забегать вперед, но есть еще одна идея, которая касается цифровизации процедуры снятия с залога. С Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности уже проведены переговоры, будем “оцифровываться”.
– У вас большой международный опыт работы в сфере информационных технологий. Почему вы остановили свой выбор на образовательной программе?
– Я окончила бакалавриат в Казахстанско-Британском техническом университете по специальности “программист-нефтяник”. Затем продолжила образование в магистратуре в Imperial College, который на данный момент входит в топ-10 мировых университетских рейтингов. Пройдя курсы в Стэнфорде и получив Executive MBA в знаменитой бизнес-школе Quantic в Вашингтоне, осознала, что обучение – единственный способ роста и развития. Сейчас я являюсь кандидатом DBA (Доктор бизнес-администрирования) в ETH Zurich, который занимает 7-е место в рейтинге QS WorldUniversityRanking.
Научные исследования, новаторские идеи и общение с людьми из науки всегда воодушевляли меня. Мой профессиональный путь начался в фармацевтической компании “Берлин-Хеми Менарини”, где уже в 21 год я руководила командой из 60 человек. После этого мне предложили работу в Microsoft, где я за четыре года сменила несколько управленческих позиций и приобрела огромный опыт. Затем перешла в крупнейшую телекоммуникационную компанию Ericsson, где также занимала руководящую позицию.
Мое страстное увлечение исследованиями и инновациями привело меня к работе в научной корпорации Elsevier, где я с января 2017 года по апрель 2020 года занимала должность регионального директора в компании Elsevier в Амстердаме (Нидерланды).
Моя роль была весьма разносторонней и требовала широкого спектра навыков и обязанностей. Одной из моих ключевых задач было ведение личных встреч и поддержание прямых контактов с министрами, ректорами, представителями правительства и ключевыми лицами по всему региону. Эта работа дала мне ценный опыт в области научных публикаций и научного издательства, а также позволила расширить мои знания в области научной коммуникации и взаимодействия с академическим сообществом. Этот опыт стал важным этапом в моей карьере и подтвердил мое убеждение в значимости научного прогресса и инноваций.
Именно после работы в этой корпорации я поняла, что управление в области высшего образования – это нечто захватывающее и приносит мне больше всего удовольствия.
– Если смотреть на казахстанскую науку взглядом международного эксперта, какова ситуация? И какие есть проблемы у наших ученых?
– Казахстанская наука постепенно интегрируется в глобальное сообщество. Министерством науки и высшего образования проводится большая системная работа в этом направлении. Так, в 2021 году Казахстан вошел в рейтинг Global Innovation Index на 79-е место из 132 стран, что свидетельствует о прогрессе. Также увеличивается количество международных публикаций и участие наших ученых в глобальных проектах.
Есть, конечно, барьеры, включая недостаточное финансирование, ограниченные возможности для международного сотрудничества и нехватку современной инфраструктуры. По данным Всемирного банка, Казахстан тратит около 0,12% ВВП на научные исследования и разработки, что ниже среднего мирового уровня в 2,2%.
Еще один момент – у нас наука недостаточно ”соединена” с бизнесом, нет экспортируемых инновационных продуктов. Во всем мире наука – это предмет улучшения экономики. Таков тренд всех развитых стран мира.
– Может ли помочь в этом направлении инициированная главой государства программа “500 ученых”?
– Безусловно. Программа “500 ученых” направлена на развитие научного потенциала Казахстана путем отправки ученых на стажировки и обучение за рубежом в 28 странах-партнерах. Это уникальная возможность пройти стажировку в лучших лабораториях мира ведущих мировых компаний или исследовательских центров, таких как Max Planck Institute, CERN, Lawrence Berkeley National Laboratory, Венгерская и Китайская академия наук, Национальный институт здравоохранения (NIH) и др. Кроме того, получить опыт работы в международной научной среде, развить профессиональные навыки и расширить научные знания.
Хочу привести пример. Геологи Satbayev University во главе со стипендиаткой “500 ученых” Сезим Мустапаевой уточнили абсолютный возраст горных пород хребта Малый Каратау – 820 миллионов лет. Благодаря исследованиям, проведенным в лаборатории Университета Джонса Хопкинса – в этой лаборатории установлено оборудование, не имеющее аналогов в СНГ. Из стен этого университета вышло наибольшее количество Нобелевских лауреатов.
В целом отмечу, что научная инфраструктура за рубежом сильно отличается от казахстанской. Наша научная инфраструктура требует модернизации. Если в лаборатории стоит оборудование, образно говоря, 1955 года выпуска, – о каком новаторстве может идти речь? Поэтому, когда наши ученые выезжают на стажировку,– они привозят в нашу страну не только знания, но и видят, какое оборудование надо покупать для полноценных исследовательских работ.
Наука не может развиваться без международного обмена. 80 процентов научных проектов реализуются в результате совместных опытов. Чтобы исследовать определенную тему, надо познакомиться с исследованиями разных стран.
Поэтому инициатива главы государства уникальна, во всем Центрально-Азиатском регионе нет аналогичной программы, когда ученые отправляются за рубеж за счет государства для получения опыта.
Казахстан сейчас имеет зрелую позицию, чтобы пойти по пути ведущих стран. Если мы ставим задачу добывать редкоземельные ископаемые, но у нас недостаточно ученых, необходимо привозить таких ученых и создавать вокруг них научные школы, инфраструктуры. Многие страны мира прошли через это и получили хорошие результаты.
Что касается конкретных требований, то приоритет при подготовке кадров за рубежом отдается семи научным направлениям: естественные науки, инжиниринг и технологии, медицина и здравоохранение, сельскохозяйственные и ветеринарные науки, социальные и гуманитарные науки, искусство, военные науки и национальная безопасность.
Государство покрывает расходы на академическое обучение, прохождение стажировки, перелет, медицинскую страховку, визовые сборы, приобретение учебных материалов, а также выплачивается ежемесячная стипендия. С требованиями к претендентам, перечнем приоритетных специальностей, списком университетов и научных центров можно ознакомиться на сайте bolashak.gov.kz.
Начиная с этого года, прием документов впервые осуществляется онлайн, приезжать в Астану для того, чтобы сдать документы, не нужно, все можно сделать через наш официальный сайт. Мы полностью цифровизовали этот процесс.
Сейчас проходят стажировку 692 человека (из них женщин 525), выпускниками стали 469 (из них 336 женщины).
– Женщин-ученых в проекте больше. Значит ли это, что в целом у нашей науки женское лицо?
– По данным Министерства науки и высшего образования, в прошлом году доля женщин ученых составила 54% – это более 10 тысяч человек из 22 тысяч ученых. Это выше мирового среднего уровня в 30%, согласно данным ЮНЕСКО.
Но есть мировая практика, что женщины-ученые сталкиваются с гендерными стереотипами. Так, женщины получают на 16% меньше грантов по сравнению с мужчинами. Согласно опросу Американской ассоциации университетских женщин (AAUW), 43% женщин в науке считают, что семейные обязанности мешают их карьерному росту. Лишь около 10% женщин занимают ведущие позиции в научных организациях. Все эти сложности и проблемы в последние годы активно разрешаются. Государство уделяет большое внимание роли женщин не только в науке, но и в обществе.
– Сегодня много возможностей получить образование за рубежом, пройти стажировку. В этой связи у многих возникает вопрос: нужен ли сегодня “Болашак”? 30 лет назад он был актуальным, но сейчас?
– “Болашак” – это про кадры. Кадровая необходимость появляется в любой стране мира. Если даже взять развитые страны, входящие в десятку ОЭСР, – Сингапур, Швейцария, США, Япония, Великобритания – во всех странах есть такие программы.
Почему это важно? Потому что регулярно появляются профессии, которые нужны нашей стране: сейчас это искусственный интеллект, водные ресурсы, строительство АЭС.
Вспомните, было время, когда на нефтяных месторождениях работали сплошь иностранцы. Сейчас же благодаря стипендиатам “Болашака” удалось заменить их отечественными кадрами, и казахстанцы составляют серьезный нефтегазовый резерв кадров.
Инвестиция в человеческие ресурсы – это самая ценная инвестиция в мире.
Поэтому мой ответ: программа, безусловно, нужна. Но она не должна стоять на месте. Сейчас мы готовим новую стратегию по трансформации подготовки кадров за рубежом. В связи с новыми тенденциями на рынке образования и науки необходимо внести определенные изменения.
– Хорошо, но все ли кадры востребованы?
– Есть 13 тысяч болашаковцев. Общество их не знает, но они работают в разных отраслях, в городах, в аулах. К примеру, наш выпускник Медет Махамбетов поехал в Литву, обучился там уникальному проведению операций на ухо, вернулся домой и сделал Казахстан шестой страной в мире, где проводят такие операции.
Он не остановился на этом, но еще и обучил сотни ЛОРов, как делать эти операции. Таких случаев в практике множество.
Кстати, Медет один из тех стипендиатов, кто воспользовался сельской квотой.
– Какие страны и какие специальности наиболее востребованы будущими стипендиатами?
– Популярностью пользуются США, Великобритания и страны Европейского союза. Что касается специальностей, это IT, медицина.
На первый поток подано свыше 1200 заявок на 100 мест. Что подтверждает: спрос на программу все так же высок.
– Какие советы вы бы дали поступающим за рубеж?
– Подготовьтесь заранее: изучите требования университетов, подготовьте необходимые документы и улучшите свои языковые навыки. Подавайте заявки в несколько университетов: это увеличит ваши шансы на поступление. Участвуйте в международных конференциях и проектах: это поможет вам наладить контакты и показать свой интерес к научной деятельности. Ответственно относитесь к отработке государственного гранта: убедитесь, что вы понимаете обязательства, связанные с государственным финансированием, и планируете вернуться для продолжения работы в Казахстане. Будьте настойчивыми: процесс поступления может быть долгим и сложным, но ваша настойчивость и упорство обязательно принесут плоды.
Тем же, кто собирается поступать на бакалавриат за границу, важно понимать: надо начинать готовиться с 8-9 класса. На зарубежные гранты прием начинается в сентябре. В зарубежных вузах свой экзамен, другая программа, не похожая на нашу. Есть ряд дополнительных требований.
Им важны не пятерки, а насколько это человек зрелый, как у него развиты лидерские качества, участие в общественной жизни, волонтерство, ну, и, разумеется, знание языка.
В нашей программе обучение на бакалавриате не предусмотрено, но есть множество грантов, которыми может воспользоваться любой выпускник школы.
– Не могу не спросить: как вы относитесь к тому, что некоторые стипендиаты программы дискредитировали авторитет “Болашака”?
– К сожалению, широкий общественный резонанс получают случаи, связанные с негативным опытом. К счастью, их единицы. Но есть тысячи других выпускников, которые приносят пользу своей стране, своему народу, городу, селу.
Миргуль ДЖИЛКИШИНОВА, Астана