Дорожный фонд и бетонные дороги: как планируют бороться с коррупцией и ямами на дорогах в Казахстане

Ряд инициатив озвучили в Генпрокуратуре.

Александр Очаковский

Генпрокурор Берик Асылов и вице-премьер Роман Скляр подписали Дорожную карту на 2023-2024 годы по реализации мероприятий, направленных на “оздоровление” дорожной отрасли в стране, передает Liter.kz.

Комплексные проверки, проведенные Генпрокуратурой в отрасли дорожного строительства, заставили надзорный орган буквально бить в набат.

Повсеместно выявлены нарушения, которые можно связывать как с банальной некомпетентностью, так и с преступной корыстью чиновников различных рангов. Среди них факты оплаты заказчиками невыполненных работ, установлены случаи завышения сметной стоимости, отклонения от проектов, несоблюдения  строительных норм и так далее.

Вне уголовного дела по актам прокуроров возвращены государству и предотвращены потери бюджета порядка 35 миллиардов тенге, в дисциплинарном и административном порядке наказано более 600 лиц, – рассказывает пресс-служба Генпрокуратуры.

На основании полученных данных прокуроры предложили ряд инициатив по наведению порядка.

Во-первых, предлагают признать, что на все дороги денег иногда не хватает, и создать на эти цели Дорожный фонд. Туда соберут транспортные налоги, акцизы на топливо, сборы от платных дорог, суммы штрафов, возмещенного ущерба в сфере автодорог и другие поступления.

Во-вторых, в стране постоянно не хватает битума и других дорожных материалов. Чтобы решить вопрос, предложено делать республиканские трассы из бетона, а асфальт оставить городам и селам. К тому же бетонные дороги могут и прослужить дольше.

Еще одно предложение – избавиться от института технадзора, когда одна наемная компания следит за качеством работ другой. Прокуроры сочли такую схему неэффективной и предлагают передать контроль Центру качества дорожных активов. Пока в пилотном порядке.

Также озвучены планы по усилению научной дорожной отрасли для внедрения новых технологий, усилению контроля качества транспортных путей посредством полного их охвата государственной экспертизой и введению независимого общественного мониторинга дорожно-строительных работ.

Для реализации обозначенных предложений Берик Асылов и Роман Скляр подписали Дорожную карту на 2023-2024 годы с закреплением ответственных должностных лиц.

Новости партнеров