Партийцы посетили несколько объектов в регионе.
Новый год Комитет транспорта и логистики при партии AMANAT начал с выездов в регионы, чтобы ознакомиться с ситуацией на местах. Первым регионом стала Костанайская область, где представители комитета встретились с транспортниками, предпринимателями и госслужащими. О том, как прошла встреча, какие проблемы и вопросы возникают у местных жителей, рассказал председатель комитета Самат Акишев, передает Liter.kz.
Рубеж
Обсуждение проблемных вопросов в сфере транспорта в рамках работы комитета партии давало общее представление о ситуации. Однако для более точного понимания необходимо общение не только с экспертами и представителями профильных министерств. Мне, как депутату Мажилиса и члену партии AMANAT, чрезвычайно важно знать, что думают о тех или иных предложениях рядовые игроки и госслужащие, которые работают в предложенных законом условиях.
Первой остановкой в Костанайской области стал пост “Рубеж” в Карабалыкском районе, где службу несут инспекторы транспортного контроля. Сегодня это единственный стационарный пост костанайцев. Есть еще два мобильных. Однако, по словам руководства инспекции, этого недостаточно. Не хватает людей для качественного мониторинга грузопотока, проходящего через Костанайскую область и пост “Кайрак” на границе с Россией. Облегчить положение транспортных инспекторов мог бы запуск работы контрольных арок, что установлены на дорогах и позволяют в автоматическом режиме взвешивать грузы. Вопрос неоднозначный и требует детального изучения, в том числе в рамках работы комитета. С одной стороны, арки позволили бы перераспределить ресурсы инспекции транспортного контроля, а с другой – уже были случаи их (арок) некорректной работы.
Что касается выдачи иностранных бланков разрешений, в народе их называют “дозволы”, для доставки грузов международными маршрутами, то сотрудники транспортной инспекции по факту не влияют на их оформление. Все документы заявители подают в электронном виде, а инспекторы лишь выдают бумагу, а после принимают документ обратно. Контроль в полной мере из-за запрета на проверки малого и среднего бизнеса тоже осуществлять не могут.
В практике костанайцев есть случаи, когда ИП подавал документы на дозвол, продавал их, а после закрывал бизнес, чтобы открыть другое аналогичное предприятие. Однако претензии предъявить к таким предпринимателям ни транспортная инспекция, ни налоговая служба не могут. Потому сегодня мы обсуждаем с регионами возможности искоренения практики продажи дозволов. Этот нелегальный рынок в Казахстане некоторые эксперты оценивают в 1,5 млрд тенге.
Только собственникам
Уже в Костанае в тот же день на площадке костанайского отделения железной дороги провел совещание с участием перевозчиков, представителей госорганов, региональной палаты предпринимателей. Ведь проблема “бородатая”, и сегодня, в постпандемийный период, когда возникают новые деловые связи и контакты, важно дать развитию отрасли здоровый толчок.
В части автомобильных грузоперевозок таким толчком могло бы стать решение проблемы перепродажи дозволов. Костанайцы в качестве варианта решения проблемы предлагают простой на первый взгляд выход — запретить выдачу иностранных бланков разрешений тем компаниям, которые не владеют транспортом, а арендуют его. И это предложение также имеет две стороны. С одной – защищает крупные транспортные компании от недобросовестной конкуренции, а с другой — отрезает от рынка новых игроков, многие из которых начинают работать именно на арендованном транспорте.
Полагаю, что в Комитете транспорта и логистики при партии AMANAT в наступившем году этот вопрос по-прежнему будет одним из ключевых в части разрешения проблем автотранспортных компаний.
Городской пассажир
Относительно новой и уж точно региональной можно назвать проблему, с которой столкнулись предприятия, обслуживающие городские автобусные маршруты в Костанае. Год назад здесь запустили программу обновления автопарка, приобретя 50 новых автобусов местной сборки. Однако сегодня предприниматели встревожены. Во-первых, они в полном объеме не получают субсидий за обслуживание социально значимых маршрутов. Во-вторых, летом 2023 года истекает срок договоров с акиматом. Предприниматели задают вопросы относительно того, будут ли продлевать договоры на весь срок лизинга автобусов, как было обещано ранее? А если не будут, то как компаниям отвечать по обязательствам. Ведь каждый автобус — это 40 млн тенге на семь лет. Автоперевозчики Костаная год назад оформили в лизинг через Фонд развития промышленности до 10 машин каждая, а одна компания — сразу 20 автобусов. Потеря маршрутов может обернуться для них серьезными финансовыми проблемами. А ведь в текущем году в планах приобретение еще нескольких десятков автобусов. И это тоже тема для обсуждения в рамках Комитета транспорта и логистики при партии AMANAT.
P.S.: Считаю, что подобные целевые выезды в регионы сделают работу комитета более эффективной. Специалисты на местах всегда могут предложить нестандартное решение. К тому же мы видим разный опыт работы в сфере транспорта.