В Satbayev University состоялась международная конференция "Центральная Азия — Евросоюз: перспективные направления сотрудничества в области повышения качества подготовки специалистов". На ней речь шла о важных аспектах формирования Единого научно-образовательного пространства между странами Евросоюза и Центральной Азии, дальнейшего развития Худжандского соглашения, а также обсуждались вопросы аккредитации, сертификации и ранжирования вузов Центрально-Азиатского региона. Организаторами были Министерство науки и высшего образования РК, Satbayev University, Казахстанская ассоциация современного (элитного) образования KAZSEE, совместно с Европейской сетью аккредитации инженерного образования (ENAEE), Европейской федерацией национальных инженерных ассоциаций (ENGINEERS EUROPE), Международной обсерваторией по академическому ранжированию и высокому качеству (IREG), сетью ENTER по профессиональному развитию инженерных педагогов. Главный лейтмотив конференции — способствовать трансформации отечественного высшего технического образования. Но удастся ли за короткое время добиться таких масштабных целей и поднять уровень казахстанских вузов до уровня международных? Эти и другие вопросы мы адресовали президенту Казахстанской ассоциации современного (элитного) образования KAZSEE, доктору технических наук, профессору Абдумуталипу Абжаппарову.
"Необходимо взрастить новое поколение инженеров"
— Не слишком ли амбициозна поставленная KAZSEE цель — вывести казахстанских инженеров на европейский рынок труда и поставить уровень их подготовки в вузах на международный уровень? Как говорится, где мы и где они...
— Нужно понять, что никто ничего не сделает за нас. Все — в наших руках. Именно так я воспринял основной посыл президентских посланий 2022 и 2023 годов. Происходящая перезагрузка общественно-политической системы Казахстана, которая завершилась выборами в депутаты Мажилиса и маслихатов всех уровней, — яркое свидетельство того, что в стране пройден очередной этап масштабной политической трансформации. Эти события нашли свое отражение во всех сферах политической жизни и экономики. Ключевая цель инициатив Касым-Жомарта Токаева — повысить роль граждан в управлении государством, в том числе в сфере образования. Именно поэтому Указом Главы государства эта огромная, сложно управляемая махина, включающая в свою структуру все, что имело отношение к образованию и постоянно подвергаемое критике со стороны общественности, была разделена на два ведомства — Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения.
Перед нами Президентом поставлена задача — изменить взгляд на образование. Cистеме образования нужны мотивированные и квалифицированные педагоги. Задача профильного министерства — обеспечить повышение качества высшего образования, вузы должны нести ответственность за должную подготовку кадров. Без пафоса: единство народа и системные реформы — основа процветания страны. Поэтому нам необходимо взрастить новое поколение инженеров, промышленников, отдав приоритет техническим профессиям.
— Поддерживают ли наши инициативы сообщества инженеров европейских стран?
— Уровень проведенной Алматинской международной конференции — прямое тому свидетельство. Так, на пленарном заседании выступили президент Европейской сети аккредитации инженерного образования (ENAEE) профессор Жозе Квадрадо, Генеральный секретарь Федерации профессиональных инженеров Европы (Еngineers Еurope) Дирк Бочар, президент Международной обсерватории по академическому рейтингу и совершенству (IREG) Вальдемар Сивинский, а президент Европейской ассоциации по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA) Дуглас Блэксток и президент Европейского реестра агентств по гарантии качества образования (EQAR) Стефан Лоуик, пользуясь случаем, они поздравили KAZSEE с полноправным членством в этих международных организациях.
Участники международной конференции поддержали наши усилия по формированию единого образовательного и научного пространства между странами Евросоюза и Центральной Азии. Для придания импульса и обновления Худжандского соглашения принято Алматинское соглашение.
По итогам конференции была принята резолюция, в которой отражены основные направления совместной деятельности. Это и продвижение международных стандартов аккредитации в Центральной Азии, и присвоение международного сертификата знака качества EUR-ACE для реализации принципов Алматинского соглашения. Также в резолюции есть пункт о совместной разработке с Европейской федерацией национальных инженерных ассоциацией проекта по сертификации квалификации специалистов в Центральной Азии в рамках программы ERASMUS+. В документе отражено создание Центра сертификации специалистов по стандартам ENGINEERS EUROPE, оказание консультативных услуг вузам Центральной Азии по продвижению Европейского рейтинга инженерных программ (EngiRank), сочетающего региональный подход и акцент на подготовку компетентных и креативных инженеров. Ну и самое главное, на базе KAZSEE будет создана Центрально-Азиатская ассоциация по аккредитации образования (ЦАААО).
"Классу национальных экспертов — быть!"
— В Казахстане процедура внешней оценки вузов дается при помощи независимой аккредитации. То есть профильное министерство уже не может влиять на этот процесс?
— В Казахстане она действует с 2015 года. Учитывая, что сейчас высшее образование стало интернациональным, нужна объективная информация о качестве обучения в том или ином вузе. Поэтому важны независимые от министерств и самих вузов организации, которые могут дать объективную оценку качества учебного процесса и научных исследований. В стране проведены институциональные реформы и приняты нормативно-правовые акты, которые обеспечили информационную открытость образовательных учреждений, увеличили узнаваемость вузов и его привлекательность, внесены изменения и дополнения в законы "О науке", "Об образовании".
Система независимой общественно-профессиональной аккредитации положительно повлияла на качество образования. Она стала эффективным инструментом обеспечения качества, престижа и хорошей репутации вуза, доверия общества к качеству подготовки.
Благодаря Закону РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений" и утвержденной Государственной программе развития образования РК, наше образовательное пространство интернационализировалось. У нас созданы отечественные агентства, входящие в международные реестры. Сегодня процессы аккредитации в Казахстане стремительно набирают обороты.
Национальные агентства выходят на международный уровень, активно сотрудничают с Европейским реестром агентств по гарантии качества образования (EQAR), входят в крупнейшие международные сети, совершенствуют стандарты. Самое главное, у нас уже формируется класс национальных экспертов! В свою очередь общество благодаря системе аккредитации получает надежную и достоверную информацию о качестве обучения в вузах и колледжах. Повышается конкурентоспособность человеческих ресурсов, появляется стимул для развития социальной сферы.
По всей вертикали происходит смещение приоритетов в образовании с гуманитарных дисциплин на технические. Приходит понимание, что экономика страны все больше нуждается не в продавцах и менеджерах, а в инженерных кадрах, агрономах, специалистах высокого уровня в узком сегменте или обладателях междисциплинарных компетенций. При этом на первый план выходят вопросы транспарентности, справедливости, максимального удовлетворения образовательных потребностей личности, подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики, повышения конкурентоспособности казахстанской системы образования и ее интеграции в мировое образовательное пространство.
— Каковы основные проблемы технического образования в Казахстане?
— Это отсутствие промышленных предприятий высоких технологических укладов и, как следствие, отсутствие инженерных школ мирового уровня, за исключением вузов с программами подготовки инженеров для сырьевых и сервисных отраслей (нефтегаз, горнорудная промышленность, металлургия, с/х перевозки, телеком, финансы).
Президент Казахстана на Форуме ректоров казахско-немецких вузов рассказал о своей мечте. "У нас есть огромные возможности для укрепления наших связей во многих областях, включая науку и технологии. Действительно, у меня есть мечта превратить Казахстан в исследовательский хаб здесь, в Евразии, и в этом отношении участие немецких университетов сыграет чрезвычайно важную роль в воплощении моей мечты в реальность,— сказал Касым-Жомарт Токаев.
В связи с тем, что образование приобретает стратегическое значение, образовательная государственная политика получает в ХХI веке важное политическое звучание. Качественно меняется социальная роль образования: университеты становятся центральным звеном в "постоянно обучающемся" обществе, создавая человеческий капитал.
В рамках реализации проекта Европейского союза 530326-TEMPUS-1-2012-1-IT-TEMPUS-SMGR "Качество инженерного образования в Центральной Азии" KAZSEE постоянно работает над ростом имиджа и укреплением конкурентных позиций на национальном и международном рынке образовательных услуг. На настоящий момент KAZSEE аккредитовал более 500 образовательных программ, в том числе программы вузов, которые, согласно рейтингу QS WUR, входят в топ-300 лучших вузов мира. 40 образовательным программам выдан знак качества EUR-ACE, которые были включены в реестр ENAEE EUR-ACE Label. К слову, KAZSEE 6 марта 2023 года прошел очередную национальную ре-аккредитацию в Казахстане на следующие 5 лет.
KAZSEE обеспечивает международное сотрудничество в сфере гарантии качества образования, тем самым формируя доверие к национальным образовательным системам, что способствует развитию академической мобильности и экспорту образовательных услуг. Частью проводимой политики государства в области обеспечения гарантий качества образования является более активная поддержка вузов на законодательном уровне путем включения в показатели аккредитации вузов показателя "Результативность внутривузовской системы обеспечения качества". Это сказывается на выработке регулирующими органами механизмов гарантии качества образования. Главная задача — не обеспечение единообразия в подходах к гарантии качества, а внедрение надежных и точных оценочных процедур, адекватных реалиям сегодняшнего дня.
"Пора переосмыслить свое место в обществе"
— Насколько достоверна и точна оценка системы вузов? Нет ли в ней лазеек для коррупции?
— Как раз мы работаем над этим вопросом, стараясь выработать модели оценки, гарантирующие достоверность и точность оценки системы менеджмента качества вуза. Она должна учитывать лучший отечественный и зарубежный опыт применения моделей оценки для высшего образования, требования стандартов и директив Европейской ассоциации организаций гарантий качества (ENQA) и представления об открытых "мягких" системах, каковой является вуз. Дело в том, что вступление Казахстана в Болонский процесс привело к тому, что наряду с национальной системой обеспечения качества образования возникла необходимость выделения механизмов внутренних гарантий качества образования. Понятие гарантии качества выделено именно для системы образования в стандартах и директивах ENQA.
Широкая интеграция в мировое образовательное пространство и выход на внешний рынок образовательных услуг традиционно являются сильными сторонами KAZSEE, обеспечивающими конвертируемость присваиваемых вузам квалификаций. На центральноазиатском рынке образовательных услуг КАZSЕЕ является аккредитационным органом, имеющим право вручать Международный сертификат EUR-ACE Label, позволяющий работать в странах Европы без нострофикации.
KAZSEE активно работает, внедряя лучшие международные практики в области аккредитации в Казахстане и в странах Центральной Азии. Наши эксперты участвовали в аккредитации в странах дальнего и ближнего зарубежья, заняты в международных проектах Erasmus+ по инженерной педагогике для стран Центрально-Азиатского региона с участием министерств Казахстана и Кыргызстана, вузов Европы, Казахстана и Кыргызстана. В них KAZSEE является ключевым актором от Казахстана.
— То есть вы стремитесь заменить "сарафанное радио" в digital пространстве, делая наши вузы узнаваемыми на международном рынке?
— Совершенно верно! Только независимые общественно-профессиональные организации могут обеспечить информационную открытость образовательных организаций, увеличить узнаваемость вуза и его привлекательность не хуже "сарафанного радио" в digital пространстве. Казахстанские специалисты имеют возможность получать сертификаты международного образца, подтверждающие наличие у их обладателей профессиональных компетенций и знаний, востребованных как на казахстанском, так и на международных рынках труда. Надеемся, что созданное НАН ВШК, Европейским союзом, вузами Казахстана, Казахстанская ассоциация современного (элитного) образования KAZSEE, обладающая правом выдачи международного знака качества EUR-ACE Label, станет важнейшим игроком на центральноазиатском рынке образовательных услуг.
Надо понимать, что KAZSEE содействует улучшению качества образования, конкурентоспособности отечественных учебных заведений на национальном и международном уровне, продвигая культуру качества не только в образовательной среде, но и в общественном сознании.
Всем нам необходимо пересмотреть свою деятельность на местах, реально оценить ее полезность для общества и государства. И также, как наш Президент, взять на себя ответственность за судьбу Родины. Надо признать: сделаны серьезные шаги в сторону обеспечения мотивации каждого члена общества, прежде всего представителей науки и образования, для переосмысления своего места в обществе. Это касается и процессов общественно -профессионального участия в вопросах аккредитации.
Так работодатели, участвуя в оценке образовательного процесса вуза, нацелены на формирование актуальных требований для выпускников, определение качества содержания образовательных программ, формирование заказа на подготовку кадров и переподготовку специалистов.
Аккредитация вуза в KAZSEE для студентов служит ориентиром в выборе вуза при поступлении, защищает от получения некачественных образовательных услуг, позволяет вузам взаимно признавать (перезачитывать) кредиты, способствует академической мобильности студентов, дает возможность перевода в зарубежные вузы для продолжения обучения и преимущество перед другими выпускниками (неаккредитованных вузов) при трудоустройстве и продвижении карьеры и многое другое.
Сая Загипова, Астана