Внутриполитическая стабильность, устойчивое развитие и преемственность системы государственного управления – важные составляющие феномена успешности многих стран мира. Практика показывает, что решения должны приниматься, основываясь на стратегическом и перспективном подходе к определению приоритетов развития страны, ориентируясь на ее будущее.
Юбилей независимости Казахстана, который страна отмечает в этом году, - повод подвести итоги пройденного пути и очертить определенные перспективы. 30-летняя годовщина - небольшой срок по историческим меркам, но независимость своим следствием быстро сформировала в республике новую реальность постсоветского бытия, а государство сделало ряд шагов на пути суверенного развития. Страна появилась на карте мира с четкими границами и обрела равенство в отношениях с другими государствами, признание мирового сообщества. Были приняты основополагающие документы, организована своя армия, введена национальная валюта, созданы необходимые структуры управления и утверждены государственные символы.
Существуют несколько точек зрения, определяющих понятие государственной власти. Одни говорят, что это функция, вторые - деятельность, третьи - воля. Но все сходятся в одном: для построения сильной в политическом и экономическом плане страны обществу необходимо осознать единые для всего населения ценности, которые стали бы для этого основой.
Кроме того, сильные государства закладывают традиции. Высокие конкурентоспособность и уровень жизни населения стран, входящих в топ-30 самых развитых, во многом достигнуты благодаря эффективной системе государственного управления, дальновидным и взвешенным решениям правительства, а также поиску новых драйверов экономического развития. Совокупность этих факторов позволяют занимать лидирующие позиции в мире по социально-экономическим показателям. Казахстан продолжает следовать стратегии «Казахстан-2050», поставив главной целью вхождение в заветную тридцатку, впереди еще почти 20 лет, и достичь цели будет непросто, ведь многие другие страны также стремятся вперед.
Качество государственного управления является значимым фактором развития в современном мире. Но при этом многие страны сталкиваются с рядом серьезных ограничений. Они произрастают из проблем, характерных для развивающихся стран. Это, прежде всего, закрепившиеся социальное неравенство и разрывы в уровне благосостояния. Текущая ситуация в мировой экономике также характеризуется высоким уровнем неравенства между странами, который был вызван разрывом в темпах роста во время промышленной революции.
Как считает американский экономист Дэнни Родрик, сейчас вряд ли возможно возникновение новых экономических чудес вроде тех, которые показали миру государства Восточной Азии. Развивающиеся страны будут догонять развитые с куда меньшей скоростью.
Поэтому особую важность приобретает то, что происходит внутри стран, которым нужно полагаться на внутренние рынки и ресурсы, так как на мировую экономику рассчитывать больше не приходится. Популярность идей либеральной глобализации стала быстро сходить на нет под влиянием последствий пандемии, экономического кризиса, растущей хаотизации международных отношений, появления новых угроз и вызовов. Правительствам придется обеспечивать макростабильность, бороться с неравенством, проводить социальную политику и делать еще много чего другого.
Растет спрос на равенство и эффективность. Задачей государства в настоящее время является создание определенных норм функционирования социальных услуг, перераспределение ресурсов для поддержки рыночно ослабленных категорий населения. Последние события в мире актуализировали вопрос о приоритете роли государства в социальной сфере.
И сегодня люди ждут помощи именно от государства, готовы объединяться вокруг государственных интересов. В условиях кризиса, когда порой вопрос стоит о жизни и смерти, во многих странах меняется политический пейзаж. На фоне тяжелых условий пандемии сложились не менее тяжелые условия для оппозиции. Те, кто традиционно был радикально критически настроен против власти, уходят в диссидентство, так как возможностей прийти к управлению стало критически меньше. Порой даже ярые политические оппоненты, отказываются от своей оппозиционности ради решения актуальных проблем и задач.
В свою очередь для властей ныне чрезвычайно важна информационная открытость, что помогает принимать законы, способствующие реальному улучшению жизни граждан. Серьезным вызовом является необходимость перехода к новой модели экономического роста и социального развития, а реализация этого затруднена без создания качественно преобразованной институциональной среды.
Сейчас нужно сконцентрироваться в первую очередь на борьбе с последствиями пандемии, так как сложившаяся ситуация в Казахстане и не только обнажила некоторые перекосы в системе госуправления. Разогнавшаяся инфляция больно бьет по карманам населения. Главной задачей в посттурбулентный период должно стать решительное внедрение дальнейших политических и экономических реформ.
В этих условиях важно поддержать государство для того, чтобы избежать возможных проблем. Тем более, что правительство сегодня предпринимает относительно выверенные шаги по недопущению роста жертв коронавируса и экономической поддержке населения. Также власти еще до пандемии осознали необходимость перехода к эффективному взаимодействию государственных структур с общественными организациями в рамках концепции «слышащего государства». Учитывая тот факт, что на становление эффективных институтов влияют доминирующие в общественном сознании социальные нормы, ценности, властям надо уметь объяснять населению свою политическую логику. К тому же в информационный век набирают силу негосударственные акторы (НПО, корпорации, даже отдельные персоналии). Модернизационная парадигма властями заявлена уже давно, сейчас важно аккумулировать стоящие перед страной задачи и жестко добиваться их претворения в жизнь.
Для этого и необходимо сильное государство. Конечно, любая страна стремится быть таковой, вне зависимости от ее размеров и возможностей. При этом сила государства определяется не только экономической, военной и другими мощностями, но и тем, как оно обеспечивает и охраняет безопасность и благополучие граждан, как эффективно работают его институты и партийно-политическая система.
Строительство сильного государства подразумевает его прочность и долголетие за счет сочетания сильной власти и одновременно гибкости имеющейся системы сдержек и противовесов различных институтов. Хотя универсальных рецептов и стандартов построения сильного государства в современном мире не существует. Исторические традиции, политическая культура и другие параметры развития у каждого свои. На политических сценах действуют политики разного склада, от авторитетных лидеров до ярких популистов. У каждого из них особая траектория восхождения на политический Олимп.
Создателем сильной модели государственного управления в Казахстане называют его Первого президента Нурсултана Назарбаева. Казахстан стал под его руководством централизованным государством, даже Конституция страны «заточена» на сильного руководителя. За годы президентства Елбасы заявил о себе как динамичный политик, ему многое удалось, а его инициативы всегда притягивали к себе внимание. В практической политике он оказывался сильнее, чем отдельные государственные органы. Стиль его лидерства по сей день во многом определяет поведение представителей политической элиты.
Ученые, исследующие феномен лидерства, утверждают, что политическая жизнь определяется психологией правителя. Подлинный руководитель, как писал президент Франции Шарль де Голль, умеет «господствовать над событиями, накладывать на них свой отпечаток, принимать на себя ответственность за их последствия». То есть не лидер встраивается в систему, а система подстраивается под лидера. Сильная власть в Казахстане была востребована в 1990-х годах и остается актуальной в настоящее время.
«Мы вместе строим сильное государство, - подчеркнул Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана. - Суверенитет – это не пустые лозунги и громкие слова. Для нас важно, чтобы каждый гражданин ощущал плоды Независимости, главные из которых мирная жизнь, общественное согласие, повышение благосостояния народа, уверенность молодежи в будущем».
Следствием пандемии коронавируса во всем мире стал рост требований общества к государству. Существенным капиталом властей стало имеющееся у них политическое доверие. В настоящее время изучение уровня доверия является одним из наиболее перспективных направлений практических исследований, так как только при наличии взаимного доверия, обеспечивающего определенный уровень согласия, возможен настоящий диалог власти и общества. Тогда Казахстан сможет обрести высокую степень «сейсмической устойчивости» по отношению к внешним колебаниям, продолжит двигаться по эволюционному руслу, пройдя на этом пути достаточно далеко.
Эдуард ПОЛЕТАЕВ