Быть или не быть экологической катастрофе в Алматы: интервью с Сергеем Пономаревым

Алматинские ночи, которым посвящено немало романтических стихов и песен, в последнее время не так свежи и благоуханны.

Миргуль Джилкишинова

Высокая загазованность мегаполиса стала притчей во языцех не только у казахстанцев: уже и иностранные гости морщат нос и называют любимую казахстанцами Алматушечку грязным городом. Частыми стали предупреждения синоптиков о неблагоприятных метеоусловиях. Экологическую  катастрофу и методы борьбы с ней мы обсуждали в “Гостиной Литера” с депутатом Мажилиса Парламента Сергеем Пономаревым, передает Liter.kz.

– Сергей Михайлович, Вы были одним из первых, кто стал бить в набат и обращать внимание властей на проблему загазованности Алматы. Как сейчас можно решить эту проблему, чтобы действительно не довести ситуацию до катастрофы?

– Начнем с того, что в 2024 году экологическая ситуация достигла критического уровня: Алматы вошел в пятерку самых загрязненных мегаполисов мира среди 120 крупнейших городов, лидируя в позорном списке индекса качества воздуха. Как результат – ухудшение здоровья населения, все больше становится аллергиков, астматиков. Особенно страдают дети и пожилые. Сегодня уже выходить на улицу без маски становится небезопасным.

В своем депутатском запросе я выдвинул ряд конкретных требований, в том числе подготовить полную карту Алматы с выявлением основных источников загрязнения воздуха в течение шести месяцев; разработать межведомственный план по решению экологической катастрофы Алматы, включая мероприятия по переходу на экологически чистые виды топлива; ликвидировать экопосты и по примеру развитых стран установить модифицированные камеры видеонаблюдения с фиксацией превышения выбросов в атмосферу с автоматическим вынесением самого минимального штрафа.

В декабре прошлого года в Бюджетном кодексе принята моя поправка о выделении одного миллиарда долларов под гарантии правительства на строительство двух веток метро – до воздушной гавани и до крайнего запада города, знаменитого рынка “Алтын орда”. Таким образом надо создавать условия, чтобы люди хотели пересесть в общественный транспорт.

Еще один момент, на который я обращаю внимание, – ужесточение правил работы станций техосмотра.

Во время рабочей поездки по регионам я посетил 19 экопостов в Алматы, которые, хоть и перекрывают все въезды в город, являются неэффективными. Ежедневно каждый пост оформляет около четырех водителей, в то время как в город въезжает до 700 автомобилей. Отсюда вывод: либо экопосты не работают вообще, либо работают на свой карман. И речь даже не о пополняемости бюджета штрафами, а о мотивации водителя поставить катализатор, отремонтировать двигатель внутреннего сгорания, карбюратор и снизить выброс углекислого газа до нормы. Экопосты не решают поставленных задач, эта профанация вызывает лишь раздражение у водителей.

В ближайшие годы будет принята мера, которую наверняка воспримут весьма болезненно, но это необходимость, другого выхода нет. Въезд в город для старых автомобилей предлагается сделать платным.

Я разговаривал с урбанистами, по их прогнозу, в течение 20 лет население Алматы вырастет до семи миллионов человек. Поэтому проблему надо решать здесь и сейчас.

Алматинцы помнят, каким чистым стал город в период пандемии и карантина – когда по городу передвигалось мало машин. И это ответ на главный вопрос – экологическая проблема создана выхлопными газами.

– И это при том, что Алматы славится своими зелеными насаждениями. К слову, будет ли реализована программа по высадке двух миллиардов деревьев по стране? Может, для текущей ситуации это было бы еще одним шансом избежать экокатастрофы?

– Ситуация с озеленением пока до конца не доведена. Планировалось, что из этих двух миллиардов деревьев 15 миллионов будут посажены в городах. Но, к сожалению, не хватает семян и посадочного материала, чтобы завершить кампанию по озеленению.

– Один из курируемых вами в Парламенте вопросов – переход алматинской ТЭЦ -2 на газ, тоже ведь делается в целях экологической безопасности?

– С 1 января 2027 года ТЭЦ- 2 будет работать на газе. Это большой шаг вперед. Хочу отметить, что акимат Алматы многое делает для решения вопросов экологии, 97 процентов жилья уже переведено на газ. Но не хватает понимания со стороны самих горожан. Иной раз смотришь, едет на драндулете, с которого валят черные клубы дыма, и считает себя правым. Один проехал, второй – в результате доездились, что воздух в городе уже можно руками потрогать, настолько он грязный.

– Почему-то вспомнился черный снег в Сатпаеве. Это проблемы одного характера?

– Я вылетал в Сатпаев в составе правительственной комиссии и знакомился с ситуацией на месте. Там проблема несколько иная. Работает старая ТЭЦ 1962 года. Вокруг 5 см слоя сажи – а это значит, что уголь не догорел.

А не сгорает в тех случаях, когда низкое качество угля. Он самый дешевый, и его продают в долг. Чтобы удержать тарифы, они топят самым дешевым углем, который не сгорает.

Парадокс заключается в том, что по зарплате Сатпаев на третьем месте в стране – после Атырау и Актау. А тарифы на тепло здесь самые низкие – 4 тыс. за гикокалорию, в то время как ее себестоимость 22 тысячи. А “Казахмыс” себе продает за 78 тысяч, чтобы сохранить тариф для населения.

Такой замкнутый круг получается. Сейчас они включили фильтры, ситуация улучшилась.

– Недавно в Парламент “зашел” законопроект о гражданской защите. Вы можете уже сейчас сказать, будут ли внесены в него изменения по предупреждению землетрясений?

– Меня очень беспокоит ситуация с предупреждениями о предстоящих землетрясениях, и я, конечно, не могу оставаться безучастным к этому вопросу. В первую очередь будет обращено внимание на работу Института сейсмологии. К сожалению, он слабо финансируется. От депутатов поступало предложение вывести его из-под МЧС, но пока вопрос открытый. Тем более, что за последний год ситуация изменилась в лучшую сторону.

Поставили систему оповещения в 3 км от Алматы, и автоматически, если будут толчки, в течение минуты заработают сирены и придет информация-оповещение ко всем операторам связи.

Возведен огромный городок для людей, которые окажутся в трудной ситуации. Он пока рассчитан на 12 тысяч человек, в нем имеется все необходимое – палатки, печки, продукты, одежда. Но надо, конечно, больше места, и над этим тоже работа ведется.

МЧС в полную силу использует цифровизацию, привлекает возможности искусственного интеллекта. Информацию за последние 105 лет сейчас перекладывают на цифру – это позволит отследить возможную динамику и цикличность землетрясений.

– В прошлом году Вы были одним из тех депутатов, кто лично побывал в затопленных регионах. В этом году, на Ваш взгляд, в каком состоянии готовность к паводкам?

– Мы на пленарном заседании Мажилиса министру по ЧС задавали этот вопрос – они держат руку на пульсе, есть контакты с российскими коллегами, из тех регионов, откуда в прошлом году пришло много воды.

Пока ситуация такая, что больше 500 дамб надо еще построить, сейчас Министерство водных ресурсов проводит их экспертизу. Около 70 процентов в ведении государства, остальное либо у частников, либо бесхозные.

Эти дамбы надо ремонтировать, создавать новые водохранилища. Вместе с тем Казгидромет тесно работает с министерствами.

Хочется верить, что опыт прошлого поможет избежать большой трагедии.

Новости партнеров