Для развития автопрома нужны условия для инвестиций и верховенство закона.
Об инвестиционной политике министерства высказалась президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева, передает Liter.kz.
Развитие промышленности, в том числе автомобильной, напрямую зависит от условий инвестиционного климата страны, поскольку инвестиции играют ключевую роль в стимулировании и модернизации производственного сектора. Положительный инвестиционный климат, в свою очередь, создает условия для привлечения как внутренних, так и иностранных инвесторов.
Состояние инвестиционного климата зависит от нескольких ключевых факторов, таких как стабильная промышленная и экономическая политика, соблюдение законодательства и верховенство закона, а также меры стимулирования развития промышленности и защиты внутреннего рынка.
Сегодня в Казахстане, благодаря стратегическим реформам и стабильной экономической политике, создан благоприятный инвестиционный климат в сфере автомобилестроения. Сейчас в Казахстане работают восемь производителей автомобилей и коммерческой техники.
Автомобилестроение вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие страны, в частности автопром показал трехкратный рост рабочих мест за шесть лет. Более шести тысяч инженеров заняты в отрасли и наращивают свои компетенции. Рост производства в 2023 году составил 30%.
В настоящее время в стране ведется строительство двух новых заводов по производству автомобилей, а также ряда заводов по производству автокомпонентов. В результате реализации проектов планируется создать дополнительно 7,3 тысячи рабочих мест в автопроизводстве. Общий объем инвестиций по реализуемым проектам составляет более 760 млрд тенге.
Однако, несмотря на позитивные перспективы, существуют некоторые барьеры, которые мешают полноценному развитию инвестиций и промышленности.
В частности, наличие “серого” ввоза транспортных средств, не соответствующих требованиям безопасности, в том числе без фактической проверки на соответствие требованиям технического регламента ЕАЭС. Выявляются факты поступления на рынок транспортных средств, не соответствующих экологическим требованиям, и криминальных автомобилей по поддельным документам.
Потенциальные инвесторы сталкиваются с манипуляциями со стороны различных групп, которые вводят в заблуждение общественность путем распространения недостоверной информации, дезинформации и запросов данных, представляющих коммерческую тайну, с целью их дальнейшего искажения, тем самым создают серьезные препятствия для развития отечественной промышленности и серьезно снижают интерес к инвестированию в автомобильную отрасль.
К примеру, 2 апреля 2024 года в Верховном суде Республики Казахстан состоялось рассмотрение кассационной жалобы ОЮЛиИП “Союз независимого автобизнеса Казахстана” по запросу предоставления данных, представляющих коммерческую тайну для автопроизводителей, в том числе в рамках лицензионных договоров с брендодержателями. Однако суд удовлетворил жалобу и обязал министерство предоставить мотивированный ответ Союзу по существу обращения.
Таким образом, нормы действующего законодательства по защите информации, составляющей коммерческую тайну, не работают в должной мере. Данные решения вызывают озабоченность со стороны действующих и потенциальных инвесторов. Переговоры по некоторым из них были приостановлены.
Кроме того, согласно заключенным соглашениям о промышленной сборке министерство обязано соблюдать условия конфиденциальности, и без получения письменного согласия производителя не вправе раскрывать информацию, касающуюся содержания соглашений, или иную информацию, считаемую конфиденциальной.
Подобные случаи не только негативно сказываются на инвестиционном климате, но и создают дестабилизирующий эффект в экономике страны. Для обеспечения устойчивого развития промышленности необходимо принимать меры по борьбе с манипуляциями и дезинформацией, а также улучшению разъяснительной работы, совершенствованию законодательства и контролю за законностью ввоза и эксплуатации автомобилей. Только так можно создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, обеспечить рост отечественного автопроизводства и содействовать социально-экономическому развитию страны, – считает Анар Макашева.