Будущее студенческого кино: перспективы, тенденции и достижения

В Алматы прошел фестиваль "Бастау". 

Алма Кенжебекова

В Алматы завершился международный кинофестиваль студенческих фильмов и киношкол “Бастау”, задача которого – укрепление международного сотрудничества и культурного обмена между молодыми кинематографистами Европы, Азии и Америки. В интервью нашим корреспондентам председатель жюри фестиваля, режиссер-сценарист Рашид Маликов рассказал о тенденциях, достижениях и будущем студенческого кино, передает Liter.kz. 

Фестиваль проходит уже двенадцатый год подряд, собирая участников и гостей со всего мира. В этом году в конкурсную программу поступило более 500 заявок, из которых было отобрано 43 фильма, представляющих 28 стран. На торжественной церемонии открытия были вручены специальные награды за вклад в развитие отечественного кино: народному артисту СССР Асанали Ашимову, ректору университета “Туран” Рахману Алшанову и руководителю ОФ “Фонд Ораза Абишева” Канату Абишеву.

– Рашид Каримович, какие тенденции в студенческом кино Вы заметили на этом фестивале? Были ли работы, которые Вас особенно поразили?

– Тенденции, безусловно, интересные. Режиссеры становятся все моложе, сейчас даже студенты 20 лет смело снимают короткометражные фильмы. Это очень здорово, потому что такие работы зачастую полны свежих идей и нестандартных решений. Меня особенно поразила иранская работа “Shalal” – загадочный микс суфизма и мифологии персидских народов. Такой подход к созданию кино всегда выделяется. Также хочу отметить монгольскую работу “In The Beginning”. Она была настолько глубока и искренна, что трудно было не заметить этот фильм среди множества других.

В целом на фестивале представлено много уникальных и нестандартных работ, что говорит о росте качества и разнообразия студенческого кино. Фестиваль продемонстрировал широкий спектр тем и подходов. Особенно радует, что работы были глубокими и актуальными. Они затрагивали важнейшие социальные вопросы, что делает их не только интересными, но и значимыми.

– Что, на Ваш взгляд, стало основным достижением фестиваля “Бастау” в этом году?

– Главным достижением для меня стало большое количество казахстанских работ, представленных на конкурсе. В этом году мы видим разнообразие жанров: игровые фильмы, документалистика, анимация. Это говорит о том, что местные студенты начинают осваивать разные формы кино. Основным достижением можно назвать то, что фестиваль состоялся, несмотря на все проблемы. Важно, что такая площадка для обмена опытом и демонстрации работ теперь существует, и это уже огромный шаг вперед. С каждым годом уровень участников растет. В этом году мы увидели большое количество сильных проектов, что подтверждает развитие студенческого кино и прогресс в области самовыражения молодых авторов.

– Какие фильмы, представленные в конкурсе, показались Вам особенно актуальными с точки зрения социальных тем и проблем, которые они затрагивают?

– Очень актуален фильм “Айналайын” – игровой фильм про развозчика пиццы и его бабушку, который затрагивает важные семейные и социальные проблемы. Также нельзя не отметить документальную картину о женщине, известной как “Терминаторша”– фильм, который поднимает важные вопросы о гендерных стереотипах и силе духа. Документальный фильм о женщине с искусственным сердцем был очень сильным и трогательным. В нем затрагиваются не только вопросы здоровья, но и проблемы социальной изоляции. Очень актуальная тема, особенно для наших реалий. Фильмы затрагивают близкие темы для стран, где они были сняты. Например, темы бедности, политических проблем и войн. Но что важно, они умеют красиво сочетать локальные истории с более глобальными переживаниями. Это создает мощное эмоциональное воздействие на зрителя.

– Как Вы оцениваете использование новых технологий, таких как искусственный интеллект и цифровые инструменты, в создании студенческих фильмов?

– Искусственный интеллект пока не так активно используется в студенческом кино, но для короткометражных фильмов и документалистики это не является первоочередной задачей. В таких жанрах важнее художественность и искренность, чем технические новшества. Не могу сказать, что технологии ИИ были широко использованы. Возможно, это связано с тем, что в студенческом кино преобладают социальные и документальные фильмы, где такие инструменты пока не так важны.

– Какой критерий был самым сложным для жюри при выборе победителей? Что для Вас является главным при оценке студенческих фильмов?

– Для меня главным критерием оценки является художественность, особенно в документальных картинах. Студенческое кино часто страдает от недостатка опыта, но если есть искренность и глубокий подход к теме, это всегда заметно. Сложно было выбрать победителей, поскольку количество достойных работ было очень большим. Я думаю, что жюри испытывало трудности в оценке, потому что многие фильмы не получили должного внимания и остались без призов, хотя были действительно сильными. Для меня всегда важен локальный контекст и близость темы к авторам. Когда студенты начинают говорить о том, что им близко, то их работы становятся гораздо более живыми и настоящими.

– Как фестиваль помогает развивать киноиндустрию в Центральной Азии и какие перспективы открывает молодым талантам из региона?

– Фестиваль помогает открывать новые таланты среди казахстанских и центральноазиатских режиссеров. Это шанс для молодежи заявить о себе и повысить уровень конкурентоспособности нашей киноиндустрии на международной арене. Фестиваль дает потрясающую возможность для студентов найти свою аудиторию и получить признание за границей. Это не только развивает внутреннюю индустрию, но и открывает новые горизонты для международных контактов. Фестиваль “Бастау”– важная платформа для развития и знакомства с международным опытом. Это шанс для студентов не только быть замеченными, но и узнать, как работают кинематографисты других стран, что помогает расти и развиваться.

– Какие советы Вы бы дали начинающим кинематографистам, чтобы их работы были замечены на таких крупных фестивалях, как “Бастау”?

– Мой совет – не останавливаться на одной короткометражке. Снимайте больше, работайте над каждым проектом, и каждая новая работа будет шагом к успеху. Снимайте так, как хотите, и не слушайте тех, кто пытается вас ограничить. Ваша искренность и креативность – это то, что ценится больше всего. Не бойтесь экспериментировать и выражать свои мысли через творчество. Будьте искренними и не пытайтесь угодить аудитории. Самые успешные фильмы всегда те, которые делают авторы с открытым сердцем.

– Как Вы видите будущее фестиваля “Бастау”? Какие изменения или нововведения могут появиться в следующих выпусках?

– Я думаю, что будущее фестиваля связано с расширением его географии. “Бастау” будет расти, увеличится количество участников, а также усиливаются критерии отбора. Это обеспечит фестивалю еще более сильные позиции на международной арене. Я надеюсь, что фестиваль продолжит развиваться и привлекать новые таланты. Молодая кровь обязательно привнесет что-то новое и креативное, сделает его более динамичным и интересным.

Я уверен, что “Бастау” будет продолжать расти, становясь важным культурным событием в Центральной Азии и за ее пределами. Это важный шаг для киноиндустрии Казахстана, который откроет новые возможности для молодых режиссеров. Фестиваль “Бастау” продолжает быть важной вехой в развитии студенческого кино, создавая возможности для талантливых молодых кинематографистов из Центральной Азии. Впереди – новые горизонты и большие перспективы для тех, кто готов смело заявить о себе на мировой арене.

Новости партнеров