Из римских блокнотов XXV Всемирного философского конгресса.
Вечные вопросы о том, что такое философия, каковы ее границы и нужна ли философия человеку и обществу постнормального, постпривычного, постисторического времени, обсуждались в этом году в Вечном городе. 1–8 августа 2024 года в Риме, в Университете Сапиенца, одном из знаменитых университетов Европы, открытом в самом начале XIII века, состоялся XXV Всемирный философский конгресс под девизом «Философия без границ» спустя 124 года после Парижского конгресса в 1900 году. Кстати заметим, слово «sapienza» означает мудрость, в этом университете постигали ее Мария Монтессори, Бернардо Бертолуччи, Федерико Феллини, Д’Аннунцио Габриеле, Серджо Маттарела и многие другие. В Риме конгресс проводится впервые, а в Италии – в четвертый раз (Болонья (1911), Неаполь (1924), Венеция (1958). Таким образом, Италия является рекордсменкой, единственной страной в мире, где в четвертый раз прошел Всемирный философский конгресс.
Мыслить сквозь различия, «через границы» – главная цель Всемирного философского конгресса, на площадке которого у философов мира была прекрасная возможность поделиться разнообразными идеями о социальной, экономической, политической, технологической и культурной судьбе нашего общего мира.
Президент Международной федерации философских обществ Лука Скарантино, открывая XXV Всемирный философский конгресс, отметил, что «нам, любителям философии и ученым, необходимо все больше брать на себя важную функцию обеспечения постоянных научных обменов мнениями через политические границы, построения академических сетей и в целом создания теоретических и моральных условий для содействия глобальному чувству общности». По мнению Скарантино, «сегодня более чем когда-либо философия должна опираться на широкий набор философских концепций. Способность мыслить в рамках единой культуры или только своей собственной культуры уже неэффективна в мире, где идеи, языки, привычки и стили циркулируют по континентам и постоянно сливаются друг с другом. Настало время нашим философским сообществам признать межкультурную инклюзивность необратимой ориентацией современной философии; придать должное значение и признание философскому наследию и подходам множества человеческих цивилизаций и включить их в наши стандартные академические задания. Чего наш мир, похоже, ожидает от нас, как от философов, так это принятия нашей исторической задачи по переоценке смысла, масштаба и границ философии как отдельной и культурно значимой дисциплины в глобальном масштабе».
На Конгрессе было зарегистрировано 5 723 человека из 109 стран. Получено 8 626 тезисов, из них 4 309 было одобрено. Студенческих тезисов – 997. Было проведено 5 пленарных сессий, 10 симпозиумов, 6 лекций, 5 диалоговых сессий, 345 круглых столов, 138 приглашенных сессий, 107 общественных сессий, 489 тематических сессий, 190 студенческих сессий по всем направлениям философского знания.
Было разработано удобное мобильное приложение.
Основными спикерами на конгрессе выступили: Adriano Fabris (Италия), David Chalmers (Австралия), Jeffrey Sachs (США), Jennifer Hornsby (Великобритания), Jocelyn Benoist (Франция), Magdi Saleh (Египет), Manuel Garcia (Испания), Masaki Ichinose (Япония) и другие.
Были проведены три вечера: «Философия под звездами» на Палатинском стадионе Археологического парка Колизея, посвященные критической и философской мысли. Мероприятие открыла Джойс Кэрол Оутс в диалоге с Фабрицией Джулиани. Выступали под ночными звездами Дэвид Чалмерс, Максимо Ибарра, Натали Точчи, Маурицио Феррарис, Юк Хуэй, София Боникаци.
Целью «Философии под звездами» было расширение рамок дебатов, посвященных «Философии без границ», путем интеллектуального размышления и критического мышления для широкой аудитории.
В течение трех вечеров были представлены три разных тематических маршрута. Гостем первого вечера была американская писательница, поэт, драматург и профессор университета Джойс Кэрол Оутс (Пристонский университет), став еще одним мостом между литературой и философией. Известная писательница поделилась своим неопубликованным текстом в беседе с Фабрицией Джулиани (Римский университет «Ла Сапиенца»), специалистом по философии языка, автором многочисленных эссе на темы общения. Второй вечер назывался «За пределами природы», где выступали гонконгский философ, профессор Роттердамского университета Юк Хуэй, один из основателей Исследовательского центра философии и технологии. Его называют одним из самых интересных современных философов технологий. Юк занимается проблемами цифровых объектов, а также политикой и поэтикой технологий, компьютерной инженерией, работает над альтернативной архитектурой социальных сетей, он – автор книг и статей по философии техники, медиатеории и кибернетике, ученик Бернара Стиглера.
За ним последовала Натали Точчи, итальянский политолог и эксперт по международным отношениям. Она специализируется на роли Европейского союза в международных делах и поддержании мира, а также на отношениях между европейскими государствами.
Затем выступил Маурицио Феррарис, профессор теоретической философии Туринского университета, главный редактор журнала «La rivista di Estetica». Он участвовал в создании таких журналов как Critique, il Circulo Hermeneutico editorial и aut aut. С 2010 года пишет в раздел про культуру газеты Repubblica. Создал серию видеолекций «Философия в движении» для телеканала Rai Cultura, с 2015 года ведет программу «Состояние искусства» на канале Rai 5, посвященную темам политики и культуры. В эстетике его имя связывают с теорией чувствительности, социальной онтологией, понимаемой как онтология документов, а также с преодолением постмодернизма через новый реализм.
Известный ученый в области философской герменевтики, Маурицио Феррарис поставил во главу своих исследований парадигму нового реализма, пришедшую на смену постмодерну. Эта тема нового переосмысления прошлых рациональных структур реализма является актуальной для философских вопросов настоящего. Философия Феррариса – это и преодоление фрагментарности, распада, хаоса, собирание всех «ассамбляжей» в целостное, в результате которого мы сами раскрываем самих себя. И потому, не есть ли новый реализм – форма сосуществования разных позиций в нелинейном дискурсе современности? Если да, то философы и философии всегда «обречены» на диалог. Интерпретируя учение о знании как инструменте власти Мишеля Фуко, Феррарис вводит понятие «фукант», как объединенный концепт эпистемологий Канта и Фуко, где кантовская априорная методология конвертируется в генеалогии последнего.
Третий вечер назывался «Разум», где выступали профессор философии и нейронаук, содиректор Центра разума, мозга и сознания Нью-Йоркского университета Дэвид Чалмерс, генеральный директор инженерного отдела, профессор цифрового маркетинга Университета и бизнес-школы Гвидо Карло Луисса в Риме Максимо Ибарра и доцент кафедры философии коммуникации Университета Рима III София Боникальци.
Участие в работе конгресса Дэвида Чалмерса, одного из самых влиятельных философов мира, вызвало огромный интерес исследователей сознания, мозга, интересующихся современной когнитивной наукой. Известный австралийский философ и когнитивист, который в основном занимается вопросами сознания, философии ума и искусственного интеллекта, автор одной из самых известных концепций «проблема сознания», которую он формулирует как «трудная проблема» (hard problem of consciousness), выступая, отметил, что в отличие от «легких проблем» (easy problems), которые связаны с изучением механизмов и функций сознания, «трудная проблема» касается субъективного опыта – того, как и почему возникают ощущения и восприятия.
Дэвид Чалмерс также известен своими взглядами на панпсихизм – идею о том, что сознание может быть фундаментальным аспектом природы, присутствующим в различных формах во всех физических объектах. В его работах он обсуждает возможность того, что сознание не просто возникает из сложных систем, таких как человеческий мозг, но может иметь более глубокие корни в самой структуре реальности. Кроме того, Чалмерс активно исследует вопросы, связанные с искусственным интеллектом и его потенциальной способностью к сознанию. Он поднимает важные этические и философские вопросы о том, как мы будем взаимодействовать с машинами, которые могут обладать сознанием или имитировать его. Три вечера, посвященные метафизике, трансцендентному и критическому разуму, открыли новые возможности для философии. Однако на всех вечерах проблематизировались проблемы настоящего через призму философских знаний прошлого, истории философии, поскольку вне осознания историчности философских систем невозможно понять феноменологию наших нынешних концепций и стратегий. Философские конгрессы всегда «пробуждают нас от догматического сна», это знаменитое кантовское выражение о философии Юма, можно применить и здесь. На пленарных заседаниях широко обсуждалась «злободневность», постковидные метаморфозы, онтологическая фрагментарность, политические уловки, политтехнологии и становление «антихрупкой идентичности». Вызвал овации и обсуждение доклад Джеффри Сакса, известного экономиста, профессора Гарвардского университета, Колумбийского университета, советника Генерального секретаря ООН. Его выступление было месседжем к философам – заняться делом – анализировать, мыслить, делать, философствовать активно – значит, действовать, а не заниматься «дрессировкой ума». Осознание собственной ответственности за наши философские мысли, которые мы стремимся претворить в жизнь, – это тоже его посыл. Не обошлось на пленарном заседании без фундирования гендерного вопроса, который все еще существует, и будет, судя по тезисам докладчика, перманентным. Разумеется, философия есть обобщение наших взглядов, мыслей, социальных и культурных процессов, и поэтому на философском конгрессе поднимались проблемы нашей действительности.
Может ли сегодня философия быть актуальной нашим насущным жизненным проблемам или ей нечего сказать о них, как быть философам востребованными, если философию сегодня редуцируют всего лишь до способа обобщения тех или иных событий, концепций и т. д.? По сути дела, каждый философский конгресс – это размышления, споры о сущности и значении философии, философской культуры мышления, и самое главное, это всегда реконструкция онтологической связи философии с обыденной повседневностью жизни.
С 1900 года проходят всемирные философские конгрессы, которые всегда выражали дух и темы времени.
Тема нашего времени – философия без границ – отвечает нашим запросам. Без границ означает без тоталитаризма, без унификации, без идеологического диктата, без дискриминации способов философской мысли. В философии без границ всегда будут открываться горизонты самой философии – именно об этих возможных открытиях больше всего дискутировали на ХХV Всемирном философском конгрессе.
Казахстанская философия как часть всемирного философского наследия развивается в релевантных современности трендах. На Всемирном философском конгрессе казахстанскую философию представляли ученые из Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, Казахского национального университета имени аль-Фараби и других вузов нашей страны. Темы докладов, семинаров и круглых столов отвечали глобальным темам: сохранению культурных и национальных идентичностей, поиску культурных кодов, гендерному равенству, теоретико-методологическим основаниям философских проблем, герменевтике историко-философского ресурса, проблемам постчеловека в постнормальное, постпривычное время, искусственному интеллекту, проблемам человека в эпоху постгуманизма.
Известные ученые – А. Г. Косиченко, Г. Г. Барлыбаева, А. М. Амребаев, Б. Б. Мейрбаев, А. К. Абишева и другие своими выступлениями вызвали неподдельный интерес у зарубежных коллег. Исламский дискурс в рамках конгресса был широко представлен участниками из Ирана, Египта, ОАЭ. Наши ученые нашли с коллегами по проблемам исламской культуры, исламской идентичности, исламских традиций много точек соприкосновения и понимания.
Особо хочется отметить организованную совместно с коллегами из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в формате ворк-шоп сессию, посвященную философии Казахстана и Центральной Азии. Коллеги, подчеркивая необходимость философской интеграции в мировое философское пространство, настаивали на необходимости сохранения собственных уникальных национальных способов философствования.
Доминирующей темы в докладах не было, поскольку философия XXI века развивается в контексте плюрализации, но можно отметить некоторые тенденции, характерные для современной философии, это – тренд на узкую специализацию с углублением, погружением в проблемы.
Особенностью казахстанской философии, ее уникальностью, которую продемонстрировали наши философы, является ее связь с духовными истоками казахского народа, ее преемственность и ее стремление к диалогу, творческому соучастию, свободной коммуникации.
Участие в философском конгрессе показало:
1. Казахстанская философия осуществляется как многомерный интеллектуальный процесс, в котором интерпретируется философский опыт прошлого, происходит его переоценка, разрабатываются новые стратегии концептуализации для национальной философии, интегрирующейся в пространство мировой философии.
2. Для развертывания философии, ее самоопределения, свободной рефлексии необходимо преодоление маргинальности и обезличенности.
3. Не существует общей философии для всех и для каждого, но существует «общее», которое может постичь только философия.
4. Философия, философствование – процесс нон-финальный, побуждающий человека осмыслить наше прошлое, чтобы понять настоящее. Но необходимо не «антикваризировать» историю философии и историю философствования, а вовлечь философские концепты в реальное бытие, в реальные чувства, в реальные мысли, реальные дела.
5. Философское знание должно быть рекой, в которую можно войти дважды, чтобы понять и осмыслить, но не для того, чтобы показать тщетность надежд и горечь прерванных мыслей.
Авторы данной статьи были соучастниками философского конгресса: дискуссий, презентаций, одним словом, «погружались» в философию без границ, но оставаясь все время в границах философии. Что удивило, поразило, обрадовало? Это – дух свободы во всем: в точках зрения, общении, диспутах. Философия, созданная тысячелетним опытом человеческой мысли, осуществляется сегодня как свободная философия свободного философа, за которую и на которую необходимо работать, чтобы опять не оказаться за границами свободной мысли.
XXV Всемирный философский конгресс прошел, следующий должен состояться в Стране восходящего солнца, в городе Токио, мы проголосовали за это. Ну а пока у нас есть время для размышлений и для работы в одной из самой величайших сфер – Философии, без которой прожить, может, и можно, но не нужно.
Сағиқызы АЯЖАН, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, доктор философских наук, профессор
Наталья СЕЙТАХМЕТОВА, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент НАН РК
Зарема ШАУКЕНОВА, академик-секретарь Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, доктор социологических наук, профессор, академик НАН РК