Главная дунганская традиция – помогать тому, кто в этом нуждается
С председателем дунганского этнокультурного центра «Юнчи» Зульфией Муханзаевой мы встретились в столичном Доме дружбы. Здесь полным ходом шла подготовка ко Дню единства народа Казахстана: из нескольких кабинетов одновременно слышались песни на разных языках. В кабинете дунганской культуры тоже было оживленно, приходили папы и мамы за национальными костюмами для детей. Яркие краски на брюках и рубашках, цветы в виде заколки на голову, тюбетейки – национальный костюм дунган бросается в глаза разноцветием. Когда в шкафу остались лишь пара-тройка костюмов, мы с Зульфией смогли поговорить в спокойной обстановке.
– Зульфия, смотрю, подготовка к празднику идет полным ходом. Скажите, помимо того, что дети надевают национальные костюмы, как еще вы приобщаете их к национальным традициям?
– Дунгане приверженцы традиций. Дети с малых лет говорят на родном языке, умеют пользоваться палочками для еды, ну и, по мере взросления, впитывают обычаи и традиции. Поэтому, не ошибусь, если скажу, что мы свято чтим наш язык и нашу культуру.
– Дунганская кухня считается особенно вкусной. Рецепты, наверное, тоже передаются из поколения в поколение?
– Конечно. Главное угощение на нашем мероприятии – дунганское щи. Нет, это не суп. Это блюдо, состоящее из 12 или 80 кесе с разным наполнением: тефтели разных видов, курица, рыба, манты, ребрышки, жареные баклажаны, перец, фунчоза – все блюда готовятся с мясом, а на гарнир подается рис и немного бульона. Каждая хозяйка умеет готовить щи, и у каждой оно разное. Когда ко мне приходят гости других национальностей, я с удовольствием готовлю для них щи.
Дунганский лагман очень любят многие казахстанцы несмотря на то, что лагман своим блюдом называют и другие народы, у всех он отличается по вкусу. Обязательное угощение на столе – наши сянзы – это скрученная как лапша, но обжаренная в большом количестве масла хрустящая соломка. По вкусу напоминает ши баурсак, но форма уж очень изысканная.
Сегодня мы наблюдаем, что все кухни мира переплелись в нашей стране, и уже никто не настаивает на том, что именно они были первыми, кто завез этот рецепт. Главное, что всем вкусно и все довольны.
В священный месяц Рамазан, который мы особенно чтим, дунгане Астаны собираются все вместе на ауызашар, на который мы готовим все наши национальные блюда. То же самое и на свадебных торжествах. Независимо от того, проходит ли свадьба в строго дунганских традициях или по-современному, главным угощением будут щи.
– Зульфия, как давно Вы стали руководить столичным этнокультурным центром? На Вас большая ответственность – сплотить свой народ…
– В 2005 году мы с семьей переехали в Астану из Тараза. Мои дети учились в одной из школ на правом берегу, и как-то ко мне обратилась директор школы со словами, что их школе выпала честь представлять культуру дунганского народа, а в этой школе, кроме моих детей, нет других дунган. Таким образом, надо было защитить честь школы. Я тогда в Астане мало кого знала, но стала искать костюмы, писать сценарий. Все получилось наилучшим образом, и наша школа победила, опередив двенадцать других городских школ.
Одним из членов жюри тогда был председатель дунганского этнокультурного центра Дауров Карим Ясырович. И вот после этого он пригласил меня на работу в этот центр. А в 2017 году я стала руководителем.
Действительно, ответственность большая. Учитывая непростой характер моих соплеменников, задача передо мной стояла невыполнимая – объединить дунган со всех регионов страны. Дело в том, что дунгане, так же, как и казахи, делятся на регионы. Есть приверженцы традиций, у которых абсолютно другая культура и обычаи. Есть городские дунгане, которые уже ассимилировались в современную среду, и они не так сильно соблюдают все каноны. По этой причине не всегда получалось собрать всех вместе за одним столом и под одной крышей. Но я решила начать свою работу именно с этого. Пригласила представителей разных регионов и объяснила: мы живем в столице и должны уже переходить на новую ступень. На нас смотрит вся страна, и с нас будут брать примеры молодые. Давайте жить дружно, сплоченно, чтя наши традиции и соблюдая законы.
К счастью, все получилось.
Сегодня мы собираемся все вместе на поминальные обеды, на празднества.
Все чаще уже можно встретить смешанные браки. У моего брата две невестки русские, они по своей воле приняли ислам. Мой сын собирается жениться на казашке, готовимся провести свадьбу в традициях двух народов. Интернациональная семья среди дунган уже не редкость. А значит, смешиваются наши обычаи, и дети будут расти в мультикультурной среде.
– По большому счету, в этом кроется и главный посыл, который озвучил Глава государства на недавней сессии Ассамблеи народа Казахстана: жить в мире, дружбе и взаимопонимании, помогать друг другу…
– Так и есть. Дунгане – это народ, умеющий быть благодарным и готовый прийти на помощь всегда. Это, я бы сказала, наш главный обычай – помогать.
Благотворительность у нас делают по умолчанию, не любят при этом говорить, кто и чем помог. Помогают без огласки. Я знаю молодых бизнесменов, которые занимаются продажей аксессуаров для сотовых телефонов. Так вот, каждую пятницу они всю выручку, которая поступает им в тот день сверх себестоимости товаров, отдают в мечеть. При этом они не называют сумму, считая это бестактным.
В эти дни, когда весь казахстанский народ собирал гуманитарную помощь в регионы, пострадавшим от паводков, дунгане тоже не остались в стороне. Люди несли огромными коробками, сумками, мешками – резиновые сапоги, вещи, предметы первой необходимости. И я вам сейчас даже не смогу назвать цифры, потому что никто не хотел записываться в журнале, кто и сколько чего принес. Я сама видела, как ребята выгружали по 100 пачек стирального порошка, других средств гигиены, большую партию длинных резиновых сапог – но никто не захотел, чтобы я их имена озвучивала.
А что касается дружбы народов – она ведь была во все времена. Меня именем Зульфия назвали девушки-казашки, медсестры, работавшие в роддоме. Когда мама родила меня, они стали восхищаться: какая милая девочка, какие ямочки у нее на щечках, ну прям как у героини узбекского фильма «Где ты, моя Зульфия?». И уговорили мою маму назвать меня этим именем.
Таких примеров в моей жизни множество, когда люди не задумываются о том, какой они национальности. Они просто живут рядом, уважают друг друга, дружат.
– Есть статистика, сколько в Астане проживают дунган?
– Около 300 семей, в среднем это примерно около 2 тысяч человек в столице. На территории Казахстана живут около 80 тысяч дунган, предки большинства которых были выходцами из китайских провинций Шэньси и Ганьсу, бежавшими в ХIХ веке от притеснений маньчжурской династии Цин. Самая крупная диаспора дунган Казахстана – более 30 тысяч – проживает на юге Жамбылской области.
– При вашем центре нет обучения родному языку?
–У меня есть такая мысль – открыть воскресную школу, но пока нет учителя с дипломом. Дома мы все разговариваем на дунганском языке. Но детям все-таки не лишне будет знать азы.
– В этом году сессия ассамблеи прошла в дистанционном режиме. Были какие-то особенности в проведении сессии в таком формате?
– Я в очередной раз убедилась в том, какой наш Президент мудрый и дальновидный человек. Его призыв помогать пострадавшим регионам, экономить на проведении крупных мероприятий особенно отозвался в наших сердцах. Глава государства поручил не только компенсировать людям все затраты и обеспечить их жильем. Он сделал особенный акцент на том, что во время строительства новых домов надо предложить людям места, наиболее безопасные для проживания. Чтобы люди жили без страха новых наводнений. Это говорит о том, что Президенту небезразлична судьба каждого казахстанца.
…Уже прошло 143 года с того времени, как дунгане перешли горы Тянь-Шаня. По дороге от голода и болезней гибли люди, а следом шли преследователи. Только ступив на казахскую землю, дунгане обрели покой и уверенность. В память о высоком милосердии и гостеприимстве степного народа дунгане в селе Масанчи Кордайского района в 2013 году воздвигли монумент «Благодарность казахскому народу». Это не просто монумент. Это – состояние души моего народа, это – напоминание потомкам о нашей истории. Как говорит Президент Касым-Жомарт Токаев, мы все – единая нация, мы – одна семья, мы – один народ.
Миргуль Джилкишинова