Мошенники часто продают автомобили в субботу и воскресение, когда спецЦОНы не работают. О том, как обманывают покупателей машин в Казахстане, корреспонденту Liter.kz рассказал начальник отдела по раскрытию имущественных видов преступлений Управления криминальной полиции Нур-Султана Диас Кадыров.
По его словам, сегодня очень распространена схема, когда человек берет машину в лизинг у какой-нибудь частной фирмы, на него выписывается доверенность и страховка. Первые три-четыре месяца он обычно нормально оплачивает аренду, а потом решает продать чужую машину.
Продажа, как правило, происходит в субботу или воскресенье, когда невозможно снять авто с учета. При этом часто цены на такую машину назначают ниже, чем по рынку, это сразу привлекает покупателей.
«Потом продавец обычно говорит, что раз уж сегодня выходной день, то придется просто доверенность оформить у нотариуса, а в будни он якобы сам съездит в спецЦон и снимет машину с учета, чтобы покупатель смог оформить ее на себя. Так он берет деньги и исчезает», - рассказал Кадыров.
Далее продавец перестает платить аренду за машину и настоящие владельцы бегут в полицию, когда понимают, что человек их обманул. В результате заводят уголовное дело и на машину накладывают различные ограничения, выдается ориентировка. Когда авто находят, его ставят на штрафстоянку и затем возвращают истинному владельцу, то есть фирме, которой оно принадлежит.
Весь сыр-бор начинается тогда, когда добросовестный покупатель предъявляет свои претензии. Обычно он справедливо отмечает, что когда приобретал машину проверил через знакомых, и на ней не было никаких ограничений. Это так и есть, подтверждает полицейский, ведь они накладываются уже после того, как продавец перестал платить за аренду.
«Я советую всегда при покупке автомобиля дожидаться буднего дня и перед передачей денег ехать в спецЦОН снимать ее с учета и переписывать на свое имя. Потому что шесть из 10 таких случаев – это целенаправленный обман», - заявил Кадыров.
СХЕМЫ ОБМАНА С ИНОСТРАННЫМИ МАШИНАМИ
Что касается машин с российскими, кыргызстанскими, армянскими госномерами или прибывшими из других государств, тут тоже часто можно нарваться на мошенников.
К примеру, чтобы не растаможивать авто, владельцы часто продают их в Казахстане по заниженным ценам, причем почти в два раза. Люди покупают его, даже не задумываясь о том, что машина может числиться в угоне в другой стране.
Если с казахстанскими номерами такая же машина стоит около трех млн тенге, то с российскими ее можно купить за 1,5 млн. При этом оформить ее на себя никак не получится: покупателю просто отдают на руки российское свидетельство о регистрации транспортного средства, в народе его называют «ТС-ка». С этим документом человек дальше ездит на ней.
«Один раз в квартал к нам приходят списки угнанных или разыскиваемых за рубежом машин через министерство иностранных дел, где коллеги из других стран просят оказать содействие в рамках разных международных договоренностей. Затем мы проводим рейды, если находим машину, то допрашиваем владельца, где он ее приобрел и при каких обстоятельствах. А само авто отправляем на коммунальную автостоянку», - пояснил полицейский.
После этого в течение нескольких суток правоохранительные органы обязаны уведомить зарубежных коллег о том, что машина нашлась и изъята.
Всю информацию об краденных автомобилях, при этом не только за границей, но и в соседних регионах, собирает Министерство внутренних дел, которое и устраивает свой ежемесячный рейд. Затем объединяет все данные о найденных авто и направляет ответы в другие госорганы. Потом полицейские из других стран и регионов приезжают в столицу, привозят необходимые судебные акты, постановления и доверенности, после чего забирают авто на свою территорию.
ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ
По словам полицейского, проблема в том, что при покупке машины с иностранными номерами казахстанец ничего на себя не оформляет. "ТС-ка" передается из рук в руки, и все ездят по страховке.
«С такими схемами обмана мы сталкиваемся очень часто, но здесь уже вина самих покупателей, так как скупой платит дважды. Они вроде бы хотят хорошую машину за наименьшую сумму, но потом попадают в такие ситуации», - добавил Кадыров.
Он подчеркивает, что всегда машину нужно проверять в спецЦОНе, если не хотите неприятных сюрпризов потом. В Казахстане, по словам полицейского, все привыкли отдавать 80% суммы заранее и потом только идти в спецЦОН и оформляться, но такому варианту верить нельзя. Ведь в итоге может оказаться, что продавец вообще не является собственником, это может быть машина, к примеру, его родственника, которого он решил обмануть. В результате начинаются долгие судебные тяжбы и разбирательства.
Кадыров советует при покупке машины всегда загонять ее на станцию техобслуживания для проверки техсостояния. Здесь же госкриминалисты смогут проверить VIN-коды, которые обычно указаны на лобовом стекле, под капотом или под сиденьем.
«Ведь бывает, что машина может оказаться совсем не той, за которую ее выдают. А иногда из России привозят авто-двойник с российскими номерами и здесь ее выдают за машину, якобы состоящую на учете в Казахстане. Соответственно, цена сразу возрастает, и машину будут продавать по липовым документам. Потом, когда ставят на учет, выясняется, что там не совпадают номерные знаки», - рассказал полицейский.
К слову, проверить VIN-код покупатель может и сам. Нужно просто загуглить, в каком месте он находится у машины данной марки. Главное - сделать это до передачи денег продавцу, чтобы потом не было недопонимания. Ведь всегда есть риск, что авто уже где-то находится на криминальном учете.
Такие липовые документы обычно выявляются, когда на улице водителя останавливает сотрудник полиции и начинает его проверять, либо, если человек решил продать машину и снять ее с учета.
НАКАЗАНИЕ МОШЕННИКОВ
Вообще при различных схемах мошенничеств с машинами больше всего страдает обычно конечный покупатель, у которого ее обнаруживают. Как правило, эти люди фактически не могут вернуть свои деньги.
Ведь когда ситуация вскрывается, сначала возбуждают уголовное дело по заявлению истинного владельца. Обычно после этого истец получает машину обратно, а ответчик - срок или штраф. После этого только конечный покупатель сможет обратиться в суд в гражданском порядке и потребовать возмещения ущерба.
«На практике оказывается, что на продавце не зарегистрировано никакое имущество, и он официально не работает. Тогда суд делает постановление, что мошенник может быть занят на мелких заработках и, например, обяжет его возвращать по 10 тысяч тенге в месяц. Получается, если авто стоит миллион тенге, то он будет рассчитываться 100 месяцев, а это порядка восьми лет», - пояснил глава имущественного отдела.
Между тем тяжесть наказания за такой обман зависит от суммы причиненного ущерба и дополнительных обстоятельств. Так, если ущерб составил более 500 МРП (1,4 млн тенге), то заводят дело по статье о мошенничестве в крупном размере, если более двух тысяч МРП (5,8 млн тенге), то это считается особо крупный ущерб.
Исходя из этих расчетов, выносят решение о лишении свободы или штрафе. Так, при среднем ущербе преступник сядет в тюрьму на срок от трех до пяти лет, при крупном - от пяти до семи лет, при особо крупном - от семи до 12 лет.
А если подозреваемый еще в ходе судебных разбирательств сумел возместить ущерб сторонам и примириться с ними, тогда он может получить условный срок.
8 июля 2021 года сообщалось, что астанчанин научился в интернете угонять автомобили и совершил двойную кражу за один вечер - подробнее об этом читайте здесь.
27 мая 2021 года психолог рассказала, как не стать жертвой мошенников - все подробности читайте здесь.