Государственная граница: безопасность будущих поколений
Принципиально важной проблемой в становлении и эволюции внешней политики молодого независимого государства, определившей ее ориентиры и перспективы, было урегулирование спорных участков почти на всем протяжении государственной границы Республики Казахстан с соседними государствами. После обретения независимости перед страной, которая имеет почти 14 тысяч километров сухопутной границы со своими соседями, встала задача юридического решения на основе международного права территориально-пограничных вопросов с ближайшими соседями – Китаем, Кыргызстаном, Россией, Туркменистаном и Узбекистаном.
В результате инициированного Елбасы большого исторического процесса делимитации госграниц Казахстан полностью официально обозначил рубежи своей территории, девятой в мире по площади.
Обретение Казахстаном независимости, кроме реализации самой идеи государственного суверенитета, которая поколениями вынашивалась национальной элитой, несло в себе большое количество очень серьезных политических и социально-экономических вызовов. Соответственно, каждое решение, принимаемое руководством страны в первые годы независимости, носило поистине исторический характер. И одним из таких судьбоносных решений, безусловно, было незамедлительное обеспечение территориальной целостности республики путем юридического оформления государственных границ. Понимая, что территориальная целостность является одним из цементирующих начал государственного суверенитета, Елбасы приложил свое влияние и авторитет, весь свой талант и дипломатическое искусство, чтобы приблизить момент юридического оформления границ современного Казахстана.
Пять государств – одна граница
В начале 90-х перед Казахстаном, который имеет почти 14 тысяч километров сухопутной границы со своими соседями, встала задача юридического решения на основе международного права территориально-пограничных вопросов с пятью ближайшими соседями – Китаем, Россией, Туркменистаном, Узбекистаном и Кыргызстаном. По сути, это было пять проблем разной сложности, уходивших корнями в прошлое и во многом доставшихся в наследство от Советского Союза.
К примеру, как отмечают историки, в советский период границы были определены таким образом, чтобы республики тогдашней Средней Азии особо не чувствовали этнической целостности. Конфликтогенность пограничного вопроса была неким предохранителем от возможных этнических объединительных настроений и намерений, которые присутствовали на заре советской власти. Дальнейшие пересмотры границ между республиками региона окончательно закрепили перекосы в данной проблеме.
Нерешенность спорных моментов казахстанского участка советско-китайской границы, приводившая в свое время даже к вооруженным конфликтам, также обременяла ситуацию с оформлением государственной границы РК. Именно с Китаем раньше всех начались переговоры по делимитации границы, и раньше всех было подписано соответствующее соглашение.
Исключительное место в процессе делимитации государственной границы Казахстана занимало решение этого сложного вопроса с Российской Федерацией. К моменту подписания Договора о делимитации Казахстан уже решил юридически аналогичные вопросы со всеми другими соседями. Поэтому принято считать, что процесс юридического оформления государственной границы Казахстана со всеми сопредельными государствами завершился 18 января 2005 года - после подписания Договора о делимитации границы между Казахстаном и Россией. По этому поводу в одном из своих Посланий народу страны Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил: «Это является серьезной гарантией национальной безопасности, создающей благоприятные условия реализации наших планов по государственному строительству».
В итоге из 14 на тот момент казахстанских областей 12 стали пограничными, причем 10 оказались таковыми впервые.
Спора больше нет
Объективно для Нурсултана Назарбаева и всей нашей дипломатической команды одним из успешных дебютов внешнеполитической деятельности можно назвать сложнейший переговорный процесс с Китайской Народной Республикой.
Территориально-пограничная проблема с Китаем, как уже отмечалось, за все время существования СССР так и не была урегулирована. Основная причина заключалась в неготовности союзного центра расставаться с планом территориального разграничения с некогда цинским Китаем, осуществленного в XIX веке царской Россией с позиции силы. Поэтому советские власти отказывались признавать само существование пограничной проблемы. Одним из последствий противоречий стали вооруженные столкновения на советско-китайской границе в 1969 году на острове Даманском на Дальнем Востоке и в районе озера Жаланашколь в Семипалатинской области, результатом которых стали многочисленные человеческие жертвы с обеих сторон.
Сегодня, зная политические приоритеты Елбасы, направленные на полное решение вопросов безопасности государства, можно сказать, что перед Казахстаном не стояла дилемма «заморозить» территориально-пограничный конфликт с Китаем, чреватый новыми кровавыми столкновениями, или устранить потенциальные противоречия путем разрешения всех спорных территориальных вопросов на основе полного взаимопонимания и с учетом взаимных интересов.
Уже в 1992 году вышло постановление Правительства РК «О переговорах с Китайской Народной Республикой по взаимному сокращению вооруженных сил и укреплению доверия в военной области в районе казахско-китайской границы и переговорах по пограничным вопросам». В соответствии с этим документом казахстанская сторона приступила к переговорам с КНР. В результате напряженных переговоров удалось согласовать позиции сторон и уже 26 апреля 1994 года подписать Соглашение о казахстанско-китайской государственной границе, вступившее в силу 11 сентября 1995 года после обмена ратификационными грамотами. Правда, понадобилось еще четыре года кропотливой работы, чтобы в 1998 году было подписано Дополнительное соглашение, которое окончательно урегулировало все пограничные вопросы между Казахстаном и Китаем.
По этому Соглашению стороны сошлись на том, чтобы в районе перевала Чоган-обо в пределах Казахстана осталось около 70%, а Китаю отошло около 30% территории, на участке в районе реки Саричильды в пределах Казахстана осталось около 30%, а Китаю – около 70% территории. Из общей площади двух несогласованных участков (примерно 994 квадратных метров) Казахстану отошли 537 квадратов (57%), Китаю – 407 (43%). После завершения делимитации стороны приступили к демаркации границы, которая осуществлялась совместной казахстанско-китайской комиссией. Общая протяженность демаркированной границы составила 1 783 километров.
В одном из интервью Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, занимавший тогда пост главы казахстанского МИД, отметил, что «обмен площадями не привел к уменьшению общей территории Казахстана. Решение территориального вопроса с Китаем было юридически корректным и политически обоснованным».
"С самого начала мы заявили китайцам, что о передаче всех земель переговоры вестись не будут, нужно искать компромисс, опираясь на Чугучакский протокол 1864 года и другие документы, а также на сложившиеся реалии, – сказал в интервью Токаев. – Абсолютно убежден в том, что достигнутые договоренности полностью соответствуют национальным интересам Казахстана".
Делимитация границ – стабильность региона
1 сентября 1999 года была создана Правительственная Комиссия РК по делимитации госграницы с Кыргызстаном, Туркменистаном, Узбекистаном, а также с Россией. При делимитации государственных границ Казахстан и другие государства опирались на положения Алма-Атинской декларации Содружества Независимых Государств от 1991 года, согласно которой государства-участники приняли на себя взаимное обязательство уважать территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ друг друга.
Но все эти рамочные договоренности были недостаточными без конкретных двусторонних договоров о госгранице. Выступая в 2000 году на расширенной коллегии МИД РК, Первый Президент Нурсултан Назарбаев обратил особое внимание на важность создания аргументированной правовой базы для ведения переговоров по делимитации границ, где «исторически накопилось множество сложных трансграничных хозяйственных вопросов, требующих грамотного разрешения, в духе дружбы и доверия».
По мнению казахстанских дипломатов и экспертов, возникшие на тот момент проблемы требовали тщательного изучения и уточнения, поиска компромиссов и взаимоприемлемых решений. Поэтому МИД РК планировал завершить работу по делимитации государственной границы Казахстана в лучшем случае не ранее 2007-2008 годов.
Однако в марте 2001 года состоялся телефонный разговор Первого Президента РК с президентом Узбекистана, в ходе которого была достигнута договоренность об ускорении переговорного процесса по вопросам делимитации казахстанско-узбекской государственной границы с тем, чтобы уже в 2001 году подписать соответствующий двусторонний договор. В тот же день во время телефонной беседы Нурсултана Назарбаева с президентом Туркменистана была достигнута договоренность об ускорении делимитации границы между двумя государствами и о подписании соответствующего соглашения во время официального визита главы Туркменистана в Астану летом 2001 года.
В итоге процесс делимитации государственной границы между Казахстаном и Узбекистаном, который считался одним из сложных, состоялся в кратчайший период с 2000 по 2002 год. Сложность регулирования казахско-узбекской границы заключалась в том, что 200 километров границы с Узбекистаном проходили по густонаселенной местности – Сарыагашскому и Мактааральскому районам Южно-Казахстанской области, а также Ташкентской и Джизакской областям Узбекистана. В этой связи 16 ноября 2001 года в Астане главы двух государств подписали Договор о казахстанско-узбекской государственной границе, который определил прохождение 96% линии границы от общей ее протяженности. В сентябре 2002 года в Астане президенты подписали другой договор об отдельных участках казахско-узбекской государственной границы, который полностью завершил определение линии совместной границы. Оба документа вступили в силу 5 сентября 2003 года.
Делимитация государственной границы с Туркменистаном прошла без осложнений, поскольку граница проходит по южной оконечности плато Устюрт, по пустыне. За основу для подготовки делимитации границы были взяты Постановления Президиума ЦИК СССР от 27 декабря 1932 года и топографические карты с согласованной двумя сторонами линией границы 1972 года. Договор между двумя странами о делимитации и процессе демаркации государственной границы был подписан главами государств 5 июля 2001 года, и после ратификации вступил в силу в августе 2006 года.
Переговоры по делимитации государственной границы между Казахстаном и Кыргызстаном проводились с ноября 1999 года и завершились в декабре 2001 года подписанием в Астане Межгосударственного договора о казахско-кыргызской государственной границе, который вступил в силу 5 августа 2008 года.
7 тысяч километров доверия
Исключительное место в процессе делимитации государственной границы Казахстана занимало решение этого сложного вопроса с Российской Федерацией. Первое совместное казахстанско-российское заявление по этому вопросу было подписано Президентом РК Н. Назарбаевым и Президентом РФ Б. Ельциным еще 6 июля 1998 года, а уже 12 декабря 1998 года был подписан первый протокол относительно намерений по делимитации государственной границы. Первый раунд казахстанско-российских переговоров состоялся в конце августа-начале сентября 1999 года в Москве.
Как отмечают историки, в ходе переговоров выяснилась парадоксальная вещь: граница между Казахской ССР и РСФСР в правовом плане была оформлена в гораздо худшей степени, чем граница с другими соседними республиками. Если граница Казахской ССР с Узбекской ССР была оформлена указами Верховных Советов обеих республик на всем протяжении, включая ее описание, а границы Казахской ССР с Киргизской ССР и Туркменской ССР содержали обобщенное описание границы в постановлениях ВЦИК 1930 и 1932 годов, то описания границы Казахской ССР с РСФСР вообще не существовало. В такой ситуации исключительно важную роль сыграли международный авторитет Елбасы и тот высокий уровень доверия, который установился в его личных отношениях с политическим руководством России.
В июле 2000 года во время переговоров в Москве президенты Н. Назарбаев и В. Путин подчеркнули, что у двух дружественных государств нет пограничных споров, и высказали пожелание о наращивании темпов делимитации границы. В связи с этим пожеланием процесс делимитации казахстанско-российской границы стал развиваться в нарастающем темпе. Если в сентябре 2000 года было описано и нанесено на карту около 1,2 тысячи километров границы, а в октябре 2001 года – 3 875 километров, то в сентябре 2004 года граница была описана уже на 99,9%.
18 января 2005 года в Москве Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали Договор о казахстанско-российской государственной границе, имеющий огромное историческое значение. Была завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы между Казахстаном и Россией, являющейся самой протяженной сухопутной границей в мире. Как отметил тогда Первый Президента РК, казахстанско-российская граница, бывшая всегда границей дружбы и партнерства, и сегодня является символом вековой дружбы и добрососедства.
Следует понимать, что за достигнутым результатом кроются большие компромиссы и взаимные уступки, ставшие необходимыми в процессе переговоров.
"По моему мнению, делимитация границы между Казахстаном и Россией уникальна в мировой международно-правовой практике, поскольку за сравнительно короткий промежуток времени удалось согласовать все точки прохождения ее линии", – подчеркнул в одном из интервью Президент Касым-Жомарт Токаев.
Он отметил, что делимитация границы началась с запада от нижнего течения реки Волги и завершилась на востоке, на хребте Южный Алтай Алтайских гор, где расположена точка стыка государственных границ Казахстана, России и Китая.
Таким образом, Казахстан, чья независимость ранее была признана всеми мировыми государствами, завершил процесс юридического оформления своей государственной границы, предъявив миру правовой аргумент своей территориальной целостности.
"Смотрите, если даже километр границы не описан, – там всегда скандал, мы же видим это. То есть этот вопрос будущие поколения не будут решать – я его на себя взял, решил", – поделился недавно своим мнением Первый Президент в фильме с символическим для этой темы названием «Пусть следующие поколения сделают лучше меня… ».
Если вспомнить, еще на заре независимости Елбасы не раз подчеркивал: «Нет задачи важнее, чем сохранение территориальной целостности и независимости Казахстана». И сегодня можно с уверенностью констатировать, что вместе с утверждением государственной границы большая задача по упрочению территориальной целостности, поставленная в Послании Президента «Казахстан-2030», завершена успешно. Создана прочная основа национальной безопасности на долгую историческую перспективу.