Почему в богатой энергоресурсами стране возникла угроза дефицита электроэнергии.
Коммунальные ЧП в период отопительного сезона для многих регионов давно стали привычными. Аварийные отключения электроэнергии или перебои с теплоснабжением, конечно, вызывают у людей негодование, но в целом не удивляют – такое происходит давно и регулярно. Но в действительности ситуация с энергоснабжением в стране намного более критичная, чем мы привыкли считать. И недалек тот день, когда очередная экстренная "реанимация" очередного давшего сбой энергообъекта не поможет, передает Liter.kz.
Сегодня, по данным Министерства энергетики, изношенность генерирующего оборудования составляет в среднем 83%, а электрических сетей – 65%. Основные активы отрасли – оборудование, которое эксплуатируется уже 50-60 лет. Единая энергосистема, в которую входят Казахстан и страны Центральной Азии, была создана еще в период существования СССР и также изношена и дает регулярные сбои.
Текущих и капитальных ремонтов, которые регулярно проводятся на энергообъектах, не хватает для полноценной масштабной модернизации. Да и, как говорят специалисты, это уже и не имеет смысла – мощности слишком устарели. Уже сейчас потребность в мощности с учетом фактического потребления, равного 15,9 ГВт, и необходимого системного резерва порядка 2,2 ГВт в текущий осенне-зимний период достигала 18,1 ГВт. То есть в энергосистеме наблюдался дефицит мощности в объеме до 2,7 ГВт.
При этом, согласно утвержденному прогнозному балансу, в предстоящий семилетний период прогнозируется вывод генерирующих мощностей в объеме 452 МВт. В частности, Степногорская ТЭЦ, выбытие ст. №1 – 35 МВт, Усть-Каменогорская ТЭЦ, выбытие ст. №10 – 50 МВт, Риддер ТЭЦ, выбытие ст. №5 ПТ-30-90/10 – 30 МВт, ТЭЦ ССГПО, выбытие ст. №1 Т-58/25-90 – 58 МВт, ТЭЦ-3 АлЭС – 173 МВт, "Кызылордаэнергоцентр", выбытие 3-х ГТУ – 46 МВт, Атырауская ТЭЦ, выбытие ст. №6 ПТ-60-90/13 – 60 МВт. Сводный баланс уже подсчитан: для покрытия дефицита требуется ввод к 2035 году порядка 17,5 ГВт новых генерирующих мощностей. При этом потребность в новых мощностях может оказаться и выше – в случае более интенсивного внедрения цифровых технологий, электрификации транспорта, индустриализации и так далее.
По оценкам Министерства энергетики, только в предстоящий семилетний период в стране сохранится дефицит электроэнергии. В 2022 году он ожидается в объеме 4,6 миллиарда кВт/ч.
Государству необходимо принимать системные решения о развитии электроэнергетического сектора в целом, если в задачи государства входит дальнейшее развитие экономики, в том числе промышленное развитие.
Я удивляюсь подвигу энергетиков, что они поддерживают эти станции, и они продолжают работать. Но, конечно, есть потери большие, выбросы в атмосферу, падает надежность оборудования, – констатирует председатель правления Союза инженеров-энергетиков Казахстана Александр Трофимов.
Привлечение частных инвесторов в сектор электроэнергетики идет достаточно слабо. Причина – в низких тарифах на электроэнергию для населения. Тарифная политика – один из самых болезненных вопросов для всех сторон: государства, потребителей, инвесторов. С точки зрения бизнеса тарифы на электроэнергию попросту не рентабельны, и в них не заложены средства на новое строительство и обновление энергообъектов. При этом "отпустить" тарифы государство не может, ведь услуги ЖКХ составляют существенную долю бюджета каждой семьи.
У нас производство электроэнергии одно из самых дешевых в СНГ. Выступаю за удержание этой позиции. При дешевой электроэнергетике у нас производство товаров, промышленное производство будет дешевле, и значит, более конкурентоспособно. Нам нужно сохранять и дальше социальную направленность. Немаловажно в реализации стратегии выражение единого мнения государственных органов по всем аспектам энергетической политики государства. Умелое государственное управление и рыночные механизмы дадут хороший результат. Самое главное – для реализации масштабных проектов необходимо менять государственную политику, модель государства в сторону социальной справедливости, уйти от олигархических, лоббистских содержаний. Совершая корректировку энергетики в реально наполненном социальном направлении, а не для поддержания имиджа уполномоченных органов, работая на конечный результат, имеется возможность практической реализации государственной политики "слышащего государства". Только почувствовав заботу государства, население начнет поддерживать инициативы государства во всех направлениях, – считает эксперт в области энергетики, директор исследовательского центра "Энергетические аспекты Казахстана" Алмаз Абилдаев.
По сути, модернизацией электроэнергетической инфраструктуры необходимо было заниматься масштабно еще 10-15 лет назад, когда износ достиг планки в 50%. Это время уже упущено. По разным расчетам полноценная модернизация электроэнергетической инфраструктуры обойдется государству в сумму от 20 до 50 миллиардов долларов.
Специалисты настаивают: сегодня в электроэнергетике необходимо обеспечить баланс разных источников – традиционной угольной, возобновляемой и атомной. Иначе об устойчивости и независимости энергетики, а с ней и экономики страны в целом, можно забыть.