Холодное лето-2020: сможет ли подняться казахстанский туризм после пандемии?

Мира Мустафина

Туризм оказался одной из самых пострадавших от пандемии коронавируса отраслей экономики. На это повлияли и ограничительные меры, принимаемые в мире для борьбы с COVID-19, и психологический пресс, и, конечно, тревожные сведения, поступающие из СМИ со всей планеты. Международный туризм, если брать во внимание прогнозы экспертов, оживет не раньше осени, а в отдельных странах – и к лету следующего года. Выдержит ли туристская отрасль в Казахстане? Какие у нас есть резервы для этого? Наверное, еще рано давать оценки, но, по мнению экспертов, сейчас многое зависит от участников рынка и от того, насколько они готовы переориентироваться на работу внутри страны. Мнения на этот счет мы уже публиковали на дискуссионной площадке ЛИТЕРа. Сегодня слово трем представителям отрасли: учредителю туроператора «Asia Discovery» Александру Сабельфельду, генеральному директору Государственного национального природного парка «Жонгар-Алатау» Марату Кабиеву и президенту НК «Kazakh Tourism» Ержану Еркинбаеву.

Отдых этим летом

По мнению международных экспертов, на плаву останутся те игроки туррынка, которые развернутся лицом к внутреннему туризму и будут активными и гибкими. «Но даже в такой ситуации бесплатная, без обязательств государственная помощь развращает бизнес. От такой помощи больше вреда для бизнеса. Отрасль может выдюжить, нужно просто не мешать работать участникам рынка», – считает учредитель туроператора «Asia Discovery» Александр Сабельфельд.

– Для туриндустрии сейчас драматичное время. Туризм – одна из самых пострадавших отраслей в период пандемии коронавируса. Хотелось бы услышать ваши слова поддержки коллегам, работающим в этом секторе.

– Этот сезон… будет очень сложным. Я согласен с международными экспертами, что внутренний туризм будет иметь спрос. Но какой? Я не берусь прогнозировать. Поделюсь некоторыми мыслями. Думаю, что после полного снятия запретов у людей останется внутренний страх, заостренный инстинкт самосохранения. Туристы изменят свои привычки, а это потребует изменения формата туров и обслуживания. Скорее всего, одним из главных поведенческих изменений в этом сезоне станет социальная дистанция.

Поэтому группы будут очень маленькие – это может быть одна большая семья или две. Может вместе поехать небольшая группа друзей; смешанные группы – гости из городов Казахстана и ближнего зарубежья. Мы работаем в основном в Алматы и Алматинской области, поэтому могу сказать, что алматинцы будут покупать туры, которые предусматривают специальное оборудование и снаряжение, которого обычно у людей нет. Здесь тоже можем зарабатывать. В чем я уверен – бум на загородные выезды будет, и особенно в выходные дни. Но не радуйтесь. Люди будут выезжать на своих авто. Можно сказать, что нам почти ничего не достанется. Но если мы хотим продать туры, то нужно много думать, что предлагать к продаже и, конечно, пробовать. Нам очень нужны продажи, нам нужно платить зарплату работникам, содержать фирму и… развиваться. Пусть, наверное, не в этом году, но развиваться надо. Туроператор «Asia Discovery» никогда не сдается! Туризм не умер, просто взял паузу… Коллеги, сейчас есть много свободного времени, каждый туроператор продумывает абсолютно новые и эксклюзивные туры. Не теряем времени: разрабатываем, просчитываем, договариваемся с поставщиками услуг и продуктов. Создаем новый турпродукт. А вот старый – оптимизируем под более низкую цену. Мы должны понимать – люди сейчас будут экономить. Обращаюсь к турагентам: активно делайте запросы туроператорам, заставляйте их работать. Будьте уверены, мы, в данном случае я говорю от имени туроператора «Asia Discovery», сделаем для ваших клиентов практически любой тур в Казахстане.

– Международный туризм на 2-3 года потеряет свою привлекательность – это неутешительный прогноз международных экспертов. В нынешней ситуации очень важно все усилия как государственных структур, так и турбизнеса направить на внутренний туризм. Давайте поговорим о роли туроператоров на рынке в это непростое время.

– Туроператоры, которые специализируются на въездном и внутреннем туризме, и раньше работали на продажу туров в Казахстане. Они разрабатывали, рекламировали и проводили туры внутри страны. И делали это эффективно. Спросите меня, в чем заключается эффективность? В том, что создавали продукт, который продавался и внутри страны, и покупался иностранными туристами. При этом мы не получали дотаций от кого-либо и не брали кредиты, а если кому и пришлось брать кредит, то он выплачивал его еще и с процентами.

Эффективная работа туроператоров, на мой взгляд, – это залог устойчивости туристской отрасли в целом. А вот работа государственных структур в туризме неэффективна – это мое личное мнение.

Почему так получается? Я себе задал вопрос, взял и просмотрел тендеры за несколько лет и, кстати, это сейчас прописано в Дорожной карте, которую приняли недавно. И что увидел? Часто делаются одни и те же работы, которые дублируются разными департаментами акиматов. К примеру, опять вижу в Дорожной карте «вечную» инвентаризацию туристских маршрутов и объектов туризма. А они практически одни и те же, коллеги. А если появляется что-то новое, то это сделано туроператором или национальными парками, уже даже включено в турпродукт, который самостоятельно рекламирует и продает его автор – туроператор. И заметьте, при этом он не тратит государственных денег.

Если мы хотим эффективно работать, а не неэффективно использовать государственные средства, выделяемые Правительством, темы тендеров необходимо обсуждать с туроператорами под эгидой Казахстанской туристской ассоциации или ННП «Атамекен». На мой взгляд, многие прошедшие тендеры ничего полезного не дали развитию туризма в стране.

Темы тендеров и задачи, которые они решают, должны выдвигаться туроператорами. На мой взгляд, только тогда можно говорить, что делается полезное дело, а не просто осваиваются средства госбюджета.

– Проблемы внутреннего туризма практически всем известны. На ваш взгляд,  какая помощь сейчас необходима от государства турбизнесу, чтобы постараться улучшить ситуацию в туриндустрии?

– Скажу как учредитель туроператора «Asia Discovery», нам помощь бесплатная не нужна. Бесплатная, без обязательств, помощь развращает – это моя точка зрения. От нее больше вреда для бизнеса. Мы сами можем работать. Нам нужно просто не мешать!

Я считаю, что туроператоры, гостевые дома, отели, транспортные компании, гиды, кафе и рестораны, национальные природные парки, то есть то, что является частью турпродукта, – мы сами договоримся и выполним обязательства. Нам не нужны многочисленные «управляющие». Интегрированная, проще скажу, суммарная работа туроператоров в сотни раз эффективнее государственных структур в сфере туризма. Это мое личное мнение.

– Александр Карлович, допустим, реорганизованы, как вы говорите, многочисленные «управляющие». Допустим, остался один (к примеру, Комитет по туризму или НК «Kazakh Tourism»). На ваш взгляд, как опытнейшего туроператора, который в течение четверти века занимается внутренним туризмом, какие ему нужно начать решать задачи, чтобы все игроки туррынка почувствовали реальную эффективность от его деятельности?

– Мои предложения для «распорядителя» государственных средств состоят из пяти пунктов.

Во-первых, рекламировать страну – это выставки, видеоканалы разные (это недорого, если совместно с туроператорами продвигать видеопродукцию). Далее, совместно с МИД РК продвигать турпродукты в странах, где есть потенциальные туристы. И, конечно, по возможности снять визовые барьеры.

Во-вторых, содействовать продвижению трансграничных туров в Средней Азии. К примеру, убрать барьер между Казахстаном и Кыргызстаном. Предлагаю заключить договор с Кыргызстаном и РК, чтобы была возможность перейти любителям горных походов границу в горах Заилийского Алатау и Кунгей Алатау. Это привлечет тысячи туристов.

В-третьих, дороги строить хорошие и поддерживать их состояние.

В-четвертых, кредиты давать недорогие, под 2-4 процента годовых на 4-8 лет (это уже проверенный срок окупаемости проектов в туризме). Понятно, что банкам это невыгодно, но это важно для государства, если оно хочет получить реально прибыльную отрасль экономики, приносящую валюту. Это архиважно делать.

И, наконец, в-пятых, это контроль эффективности выделенных средств из бюджета. Именно контроль эффективности, а не просто контроль средств. Тогда бюджетные деньги будет гораздо сложнее уводить в личные карманы. Это очень важно и будет понятно, правильно ли выделяются деньги, а то мы видим сейчас, как много в прошлом средств бюджета было выделено в никуда.

И, конечно, важно стимулировать СПРОС. Это делать через финансовую помощь пенсионерам, школьникам на летний отдых и путешествия на выходные дни. Вот это поддержит туроператоров, турагентов, пансионаты и дома отдыха. Опять же, мое мнение, что напрямую помогать конкретно туроператорам не нужно, у них тогда стимула к качественной работе и сервису не будет. Еще предлагаю уже сейчас в СМИ начать рассказывать о безопасных территориях, о безопасности путешествий по Казахстану. Популяризировать выезды на природу в выходные дни – это здоровье и иммунитет для взрослых и детей. Почему бы не запустить рекламно-информационную кампанию на телевидении, в соцсетях туроператорами. Это могут поначалу проходить видеосюжеты под девизом «Убеги от вируса», а уже когда все карантинные ограничения будут сняты, предложить другой девиз «Позаботься о здоровье –

приобрети иммунитет».

– Александр Карлович, вы сказали, что можете заработать на продаже туров, которые предусматривают специальное оборудование и снаряжение, которого обычно у людей нет. Что мы можем предложить таким бывалым туристам?

– Мы предлагаем обновленные старые маршруты, так сказать, старые по локации, новые по содержанию. Итак, сплавы на байдарках и рафтах по рекам с гладкой водой, рафтинг по горным рекам Алматинской области. Мы совместно с Национальным природным парком «Кольсай Кольдери» предлагаем в этом году совсем новый тур – рафтинг от Курменты до Саты. Еще – горные походы и восхождения на вершины, а также туры на джипах по национальным природным паркам Алматинской области, в регионе – пять удивительных по красоте парков. Думаю, что велосипедные туры будут идеальны в этом сезоне, здесь соблюдается дистанция между туристами. Далее – туры на лошадях по отдельной тропе, не пересекающейся с пешей.

Интересны фототуры. Замечу, что на орнитологические туры точно приедут заинтересованные люди из стран СНГ.

Я предлагаю организовать этнографические дни для работников иностранных фирм, работающих в Казахстане. По опыту скажу, иностранцы к этнографии проявляют большой интерес. И, конечно, почему бы не предлагать активные и экстремальные туры для молодежи и корпоративных клиентов. Это может быть крутой микс активностей на два-три дня (допустим, в пятницу отъезд на тур, а возвращение – в воскресенье) – скалолазание, рафтинг, пейнтбол, восхождение. Мы, туроператор «Asia Discovery», призываем к сотрудничеству всех турагентов и туроператоров. Давайте вместе разрабатывать новые туры, маршруты и совершенствовать сервис. Давайте поработаем вместе. Выдюжим, если будем вместе. Мы предоставим собственное снаряжение, оборудование и транспорт для использования в турах. Вы можете рассчитывать на наши рафты, байдарки, лодки, палатки, спальники, велосипеды, джипы, микроавтобусы и автобусы.

– В каждом из предложенных вами маршрутов должна быть изюминка, чтобы привлекать туристов?

– Изюминки – в каждом туре свои, к примеру, адреналин на рафтинге по горным рекам; после фототура на память остаются памятные фото ландшафтов, которыми туристы будут гордиться, показывать друзьям. А конный тур привлекателен ощущениями и связью с национальным прошлым. Самыми популярными маршрутами в прошлые сезоны были пешие туры на озеро Кольсай-2 и однодневный тур на озеро Каинды. Как сложится в этом году, имею в виду с большими группами, пока нельзя точно спрогнозировать. Двухдневный маршрут на озеро Кольсай-3 с ночевкой – этот маршрут имеет в этом году все шансы стать очень популярным. Эти все маршруты сложились еще до образования Национального природного парка «Кольсай Кольдери». Национальный парк здесь организовал места отдыха, установили указатели и информационные щиты. На озере Каинды – юрты для отдыха и точки питания, часть сервиса на себя берут арендаторы. Проблем больших нет, но все-таки национальный природный парк имеет рекреационные ограничения, нагрузка на природу строго регламентируется. Я бы здесь назвал другую серьезную проблему – это необходимость равномерной нагрузки на возможности национального парка по дням. В выходные дни – у нас пиковые нагрузки, а в будние дни туристов гораздо меньше. Поэтому мы планируем поднимать проблему и ее решать с казахстанской туристской ассоциацией и ее участниками.

Есть еще небольшой резерв в экотурах – это предлагать научные туры (орнитологические и ботанические). В этом году планируем начать проводить эти туры, благо научные сотрудники в национальных природных парках есть. Еще есть проекты от НК «Kazakh Tourism» по развитию экотуризма в национальных парках. Поживем – увидим.

– Александр Карлович, многие из ваших коллег называют одной из проблем внутреннего туризма его сезонность. Какие у него преимущества в этом смысле?

– Я не буду говорить о круглогодичных местах отдыха, все их знают, это курорты в Боровом и Сарыагаше. Здесь много санаториев, работающих круглый год. Речь идет о летнем отдыхе, его можно провести на Алаколе, Бухтарме. Мы будем продавать отдых на озерах Алаколь и Балхаш, тем более, что мы туристам предлагаем транспортную доставку в Акши и Коктуму на Алаколе уже более 10 лет. Но я хочу остановиться на отдыхе на озере Балхаш. Почему? Балхаш имеет несколько преимуществ относительно других водоемов, имеющих возможность развития пляжного отдыха.

На Балхаше сезон более длительный, чем, например, на озере Алаколь. Значит, можно эффективнее окупать вложенные средства. Далее, на этом озере более теплая вода, а это означает – больше комфорта для взрослых и особенно для детей. Самое примечательное – расположение выгоднее, чем у Алаколя. Логистика дешевле. Большие города ближе. Это Нур-Султан, Караганда, Алматы и до города Балхаш рукой подать. На Балхаше – отличная рыбалка. Поэтому призываю бизнес вкладывать капитал именно в развитие пансионатов и баз отдыха на озере Балхаш.

Когда закрываются одни двери, открываются другие

Пандемия создала новое информационное пространство, которое заполнено новостями, зачастую негативными, и «большой» аналитикой. Но сейчас необходима полезная информация с позитивным зарядом. Самое время готовиться к предстоящим летним путешествиям. Лето будет! Для развития туротрасли в местной глубинке нужно шире привлекать сельское население – такое предложение внес генеральный директор Государственного национального природного парка «Жонгар-Алатау» Марат Кабиев.

– Интересный факт: «Жонгар-Алатау» – один из самых отдаленных природных парков страны, который ежегодно принимает до 2 000 туристов как зарубежных, так и казах-

станских. Марат Нургазиевич, допустим, вот сняли все ограничительные карантинные меры, к вам приезжает турист. Какие маршруты уже можно ему предложить?

– На данный момент мы можем предложить экомаршруты. У этих маршрутов есть паспорта, утвержденные Комитетом лесного хозяйства и животного мира, а разрабатывали мы их с учетом доступности рельефа, ландшафта и, конечно, достопримечательностей. Названия маршрутов уже привлекательны, на мой взгляд. К примеру, маршрут «Щёки». Турист отправляется вместе с сотрудником парка на слияние двух рек – Агыныкатты и Лепсы. Здесь можно увидеть скальные каньоны, живописное ущелье реки. А на маршруте «Черная речка» туристская тропа ведет мимо реликтовых яблонь Сиверса, черной сливы, осины. Вокруг источаются ароматы разнотравья этого природного пояса: и душица, и шалфей, и ромашка. Есть у нас и научно-познавательный тур на кордон «Осиновая». По пути на кордон можно увидеть каменные «плиты» на реке Теректы. Кстати, здесь можно принять водные процедуры. На данном маршруте встречаются естественные, сравнительно нетронутые места произрастания дикоплодовых насаждений яблони Сиверса в урочищах Пихтовое и Солдатское. Гид-проводник расскажет об истории прародительницы всех яблок на земле. Я сам люблю этот маршрут: потрясающая панорама величественных гор Джунгарского Алатау, по всему маршруту – живописные пейзажи елово-пихтового лесного пояса, панорама ледников и долины. И, кстати, на этом маршруте имеется гостевой дом. Приглашаю всех любителей нетронутой природы на озеро Нижний Жасылколь. Озеро можно назвать поистине жемчужиной Джунгарского Алатау. Оно находится близ населенного пункта Лепсинск, на высоте 1 630 метров над уровнем моря. Самое удивительное в районе озера – это место обитания многочисленной популяции маралов. Маршрут проходит по субальпийским лугам, где все вокруг наполнено ароматом меда и клубники. Путешествие сюда – это прекрасная возможность побывать на лоне девственной природы. Этот маршрут очень ценят европейцы. В этом году их возможно и не будет совсем. Мне бы хотелось, чтобы эти места открыли для себя казахстанцы. Приезжайте и любуйтесь родной природой.

Надо сказать, что об этих местах и о других красотах Казахстана надо рассказывать нашим людям, которые, зачастую, об этом и не знают. Почему бы не показывать на ведущих республиканских телеканалах или не писать об этом в вашей газете на постоянной основе. Мне кажется, получилась бы качественная информационная площадка. Главное – очень полезная и актуальная. Сейчас люди думают: куда летом поехать отдыхать. Почему бы не приехать к нам? Но мы слишком мало знаем о своей стране, думаю нужно разрушать стигму, что отдыхать дома не очень престижно.

– Марат Нургазиевич, какие основные проблемы в развитии экотуров можете назвать?

– Приезжая в национальный парк, турист должен понимать, что на нашей территории пока нет пятизвездочных отелей, а есть только гостевые дома с удобствами на улице, – зато тишина, чистый воздух и нетронутая природа. И все-таки самым проблемным вопросом для нас является отсутствие качественных грунтовых дорог, мостов через реки и инфраструктура. Мы сейчас предлагаем туристам гостевые дома в селах Тополевка и Лепсинске, кстати, здесь есть турбаза и на маршруте нижний Жасылколь тоже есть турбаза, можно остановиться в гостинице в районном центре Сарканд Алматинской области. К сожалению, сейчас в условиях карантина запрещено принимать гостей на кордонах – там у нас тоже есть гостевые дома. Далее, необходимо разрешить национальным паркам давать в аренду лошадей, так как в нашем Нацпарке, думаю и не только у нас, 80% туристских троп приходится на конные маршруты. Штаты практически всех национальных природных парков нуждаются сейчас в квалифицированных специалистах по туризму со знанием английского языка. Предлагаю в целях повышения квалификации проводить семинары-тренинги со специалистами национальных парков в области туризма. Обучать людей надо многому, в том числе знаниям в области гостеприимства. Нужны срочные курсы или тренинги практически для всех сотрудников, чтобы они могли встретить туриста, предложить маршрут, сопровождать и уметь провести экскурсию. Думаю, каждый работник должен иметь навыки гида, проводника и инструктора. Во время этих тренингов можно обучать английскому языку, например, организовать такое обучение онлайн. Еще надо активнее поднимать вопросы сельского туризма. Это направление у нас только начало зарождаться. Сельчане начинают знакомиться с ним, для них оно выступает дополнительным источником дохода. Предлагать клиентам экскурсии в нацпарках можем мы, а вот принимать в сельских домах туристов могут и местные жители. Опять же, людей надо обучать этому делу. Почему бы над этим не подумать НК «Kazakh Tourism»? Поэтому предлагаю вместе решать проблемы и активнее сотрудничать и вместе создавать привлекательные маршруты, открывать новые направления для путешествий по стране.

Навести порядок дома

Сложившаяся ситуация с введением ограничений из-за пандемии коронавируса – уникальный шанс для развития внутреннего туризма – считает президент НК «Kazakh Tourism» Ержан Еркинбаев. Как намерена Национальная компания «Kazakh Tourism» поддержать отечественный турбизнес, какой может стать туриндустрия в Казахстане, какие конкретные шаги запланированы, –

рассказал Ержан Маликович в эксклюзивном интервью.

– Коронавирус перекроил карту туристической привлекательности стран мира. Понятно, что для туризма сейчас непростое время. Международные эксперты предлагают обратить внимание на свои страны, достопримечательности и формировать внутренние маршруты. Интересно знать точку зрения «Kazakh Tourism».

– Я бы хотел сказать, что внимание к внутреннему туризму со стороны Правительства было и до глобальной карантинизации. Принятая Государственная программа развития туристской отрасли РК на 2019-2025 годы – яркое свидетельство тому, а это происходило в «до корона-кризисное» время. Отмечу, что в последние годы внутренние потоки увеличились на 12%, и в прошлом году в стране было 6,6 млн внутренних туристов.

Безусловно, нынешняя ситуация изменила акценты, и стало больше времени для наведения порядка «дома», этим и занимаемся. Правительство быстро и эффективно принимает заявки на финансирование и реализацию инфраструктурных проектов в регионах, а мы должны готовить конкретные предложения и проекты в направлении развития отрасли. Стандарты качества услуг, детско-юношеский туризм, санаторно-курортный комплекс страны, эко- и агротуризм – вот над чем надо работать, именно об этом мы договорились с НПП «Атамекен» и закрепили свои намерения в Дорожной карте.

– Ержан Маликович, на ваш взгляд, какие нужны реальные инструменты по поддержке внутреннего туризма, от какой конкретной структуры и какой объем поддержки?

– Отвечая простым языком на этот вопрос, предлагаю пойти, что называется, «от обратного». Каким мы хотим видеть туризм нашей страны в 2025 году? Казахстан узнаваем и привлекателен для туристов во всем мире. Во-первых, построить дороги, инженерные сети, аэропорты, вокзалы, туалеты, то есть должна быть инфраструктура. Во-вторых, предоставить предпринимателям дешевые кредиты, дать льготы и другие поощрительные меры, чтобы строились отели, курорты, парки развлечений, гостевые дома, кемпинги. Было бы здорово, если бы появлялись удобные туристические автобусы на маршрутах, то есть, иными словами, предоставить побольше мер государственной поддержки и стимулирования. В-третьих, напоминать о Казахстане как можно больше на иностранных рынках – продвигать туристический потенциал страны. В-четвертых, обучить пограничников, полицейских, всех работников туротрасли и наших граждан гостеприимству и английскому языку. Объем работы колоссальный, но давайте посмотрим, что уже сделано. Итак, речь идет об инфраструктуре. С 2019 года реализуется 47 инфраструктурных проектов в туристических дестинациях, среди которых: строительство автодорог, строительство систем водоснабжения, полигонов ТБО и канализации, прокладка линий электропередач, реконструкция аэропортов, взлетно-посадочных полос и вокзалов. А всего таких проектов планируется 109 на сумму 129 млрд тенге. В этом году по линии Дорожной карты занятости финансируется развитие еще 15 проектов на сумму 12,4 млрд тенге и строительство 99 санитарных узлов.

Теперь по второму пункту, то есть по мерам государственной поддержки и стимулирования бизнеса. В рамках разработки законопроекта по вопросам туристской деятельности мы совместно с Министерством культуры и спорта РК внесли на рассмотрение в Правительство пакет серьезных мер государственной поддержки. К примеру, возмещение 10% инвестиционных затрат и применение широких налоговых преференций при строительстве и реконструкции гостиниц, санаториев и других мест размещения, а также при развитии других проектов в сфере туризма. Это и субсидирование до 7 МРП затрат туроператоров за каждого иностранного туриста и полной стоимости авиаперелетов внутри страны для детей школьного возраста (Kids Go Free). Далее – возмещение 25% затрат при строительстве объектов придорожного сервиса и субсидирование затрат в сумме 30 МРП на обслуживание санитарных узлов при них. И еще возмещение до 25% затрат при приобретении автобусов туристского класса и возмещение до 25% инвестиционных затрат при приобретении канатных дорог, ратраков и систем производства снега для горнолыжных курортов. Как видим, меры господдержки очень масштабные, надеемся, что они в полном объеме войдут в закон.

Что касается программ льготного кредитования, то сейчас снят ряд ограничений по программам «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» и теперь субъекты туристского бизнеса могут получить кредит под 6% и гарантию в случае недостатка залоговой базы. Расскажу вкратце про условия Дорожной карты бизнеса. Программа предусматривает выдачу кредита сроком до 5 лет на инвестиции, до 3 лет – на пополнение оборотных средств, с выделением суммы, соответственно, не более 7 млрд тг и не более 500 млн тг. Базовая ставка Нацбанка +5%, из которых 6% оплачивает предприниматель, а разница субсидируется государством. Инструмент гарантирования – до 50% от суммы при сумме кредита до 1 млрд тг, до 30% от суммы при сумме кредита до 5 млрд тг.

Сняты отраслевые ограничения для МСБ. Есть возможность кредитования для субъектов крупного бизнеса, в том числе в приоритетных отраслях туризма, таких как предоставление услуг гостиницами (строительство гостиниц, санаториев, отелей люкс, мотелей и т.д.); предоставление жилья на выходные и прочие периоды (строительство мест размещения детских домов отдыха, бунгало, лагерей и т.д.) и предоставление услуг кемпингов, автопарков и трейлерных парков (строительство).

Что касается продвижения и маркетинга страны, это как раз и есть работа Национальной компании «Kazakh Tourism», но хотел бы отметить, что объем финансирования, выделяемый на эти цели, должен быть на порядок больше. К примеру, бюджет Грузии на рекламу страны составляет 14 млн долларов США, а Азербайджана – 34 млн. Бюджет НК «Kazakh Tourism» на эти цели, включая все друге расходы на содержание предприятия, составляет всего 4 млн долларов.

– Ержан Маликович, в таком случае, какова структура этих расходов? Наверняка, Национальная компания имеет достаточно хороший бюджет на содержание, офис, служебный транспорт, социальный пакет сотрудников?

– Тут все предельно просто, на содержание мы можем расходовать не более 25% от этого бюджета, что составляет около 313 млн тенге, 182 млн из которых – налоги. Оставшихся денег не хватает на зарплатный фонд, не говоря о служебном транспорте или дорогостоящем офисе. Остальные 75% – это стоимость проведения мероприятий, которые проходят согласование многочисленных участников процесса, включая НПП «Атамекен» и в итоге передаются нам к выполнению в форме государственного задания.

– Вы сами активный путешественник, какие туры и маршруты вы бы назвали популярными? Давайте с вами сформируем ТОП-5 маршрутов внутреннего туризма.

– Сложная задача, поскольку вариаций очень много, можно составить как узкотематический топ, так и объединяющий. Остановлюсь на последнем, где более узнаваемыми будут такие маршруты, как «Великий Шелковый путь» и «Две столицы». Очень теплое у меня отношение к горам и горным маршрутам четырех национальных природных парков Алматинского региона, а также нашего Алтая. И место, с которым я связываю будущий бурный рост внутренних путешествий, – это Мангистауский полуостров в целом и берега Каспийского моря в частности.

– Ержан Маликович, ваши слова поддержки коллегам.

– Уважаемые друзья, «братья по цеху»! Хочу пожелать всем терпения и призвать к поддержке друг друга в это время, к сплочению сил. Самое простое дело – критиковать что-то, «искать» виноватых, но это и самое бесполезное занятие. Карантин закончится, и тогда мы должны быть на старте, с заготовленными «полуфабрикатами» идей для реализации. Давайте, не теряя времени, работать!

Фото предоставлены Александром САБЕЛЬФЕЛЬДОМ и Айтжаном МУРЗАНОВЫМ,

Нур-Султан

Новости партнеров