Интервью с учителем столичной школы Ритой Нефталиевой.
Фотоколлаж Liter.kz.
Биология в школе — это не только параграфы и схемы в учебниках, для многих ребят этот предмет становится настоящим окном в мир природы и науки. Здесь они учатся видеть красоту и логику живых процессов, понимать, как устроен организм человека и как хрупка экосистема вокруг нас. В условиях, когда экология и забота о планете выходят на первый план, уроки биологии помогают школьникам осознать, что будущее человечества напрямую связано с их сегодняшними знаниями и действиями.
Редакция Liter.kz поговорила с Ритой Нефталиевой, учителем биологии и классным руководителем выпускного класса, о том, как современное школьное образование помогает детям не только готовиться к экзаменам, но и формировать экологическое мировоззрение.
Школьники проходят биологию на протяжении нескольких лет. Но в старших классах у них уже есть более осознанный взгляд на предмет. Учитель отмечает, что у учеников 10–11 классов по сравнению с младшими меняется восприятие предмета.
"В старших классах дети действительно начинают воспринимать биологию глубже. Если раньше им нравились отдельные факты, то теперь они видят взаимосвязи. Например, понимают, что знание физиологии напрямую связано с их здоровьем, что экология отражается на качестве жизни, что растения и животные — это не просто картинки в учебнике, а часть общей системы. Это осознание приходит постепенно, но именно в 10–11 классах оно приобретает особую силу", — объясняет учитель.
Биология охватывает огромный спектр — от клетки до глобальных экосистем. Многие школьники говорят, что объем информации может казаться слишком большим. Рита Нефталиева рассказала, как строит свою работу так, чтобы ученики не терялись в деталях, а наоборот, учились видеть целостную картину природы и понимать, что все процессы в живом мире связаны между собой.
"Для меня важно показать, что биология — это не хаотичный набор знаний, а стройная система. Я стараюсь соединять разные темы между собой, приводить реальные примеры: как загрязнение воды влияет на экосистемы и здоровье человека, почему исчезновение одного вида животных способно изменить целую природную цепочку. Схемы, эксперименты, экологические задачи помогают детям понять: природа работает как единый организм", — заявила педагог.
Сегодня экология стала ключевой темой XXI века, о ней говорят ученые, политики, общественные организации. Но подросткам бывает сложно почувствовать ее значимость. О том, как объясняются темы ребятам, что экология — это не только наука, а часть их повседневной жизни, и что именно они уже сейчас могут влиять на будущее планеты, рассказала учитель.
"Мы обсуждаем глобальные проблемы, но я стараюсь переводить их в личный опыт школьников. Например, говорим не только о климатических изменениях, а о том, почему важно сортировать отходы, как экономия воды дома помогает сохранить ее для будущих поколений, что значит для здоровья чистый воздух. Подросткам важно видеть, что экология — это не абстрактные отчеты ученых, а то, что касается их семьи", — поделилась Рита Мусаевна.
Для многих учеников естественные науки ассоциируются с большим количеством терминов и формул, которые нужно запоминать. Но биология особенно ценна тем, что она напрямую связана с жизнью человека.
"Здесь ключевое — показать пользу знаний. Например, когда мы изучаем анатомию, я связываю ее с вопросами здоровья: правильное питание, физическая активность, влияние вредных привычек. Когда речь идет о ботанике, мы говорим о роли растений в жизни человека, о сельском хозяйстве, питании. Экология же помогает задуматься о чистоте воды, воздуха, о том, какой след мы оставляем. В таких разговорах дети начинают понимать, что биология — это про них самих", — рассказала учитель.
Биология формирует у школьников не только знания, но и мировоззрение. Через школьный предмет воспитывается чувство ответственности за собственные поступки и уважение к природе, считает педагог.
"Биология учит видеть мир как систему, где человек — часть природы, а не ее властелин. Мы много говорим о взаимосвязях, о том, что любое действие человека отражается на экологии и будущем общества. Постепенно у ребят вырабатывается понимание: беречь природу — значит беречь самого себя. Я замечаю, как после уроков дети начинают более внимательно относиться к простым вещам, например, к сортировке мусора. Это и есть шаги к экологическому мировоззрению", — объяснила учитель.
В заключение учитель отметила, что биология — это ключ к пониманию жизни. Если вы хотите лучше знать себя, свое тело, если вам интересно, как работает природа, если вы хотите изменить мир к лучшему, вам нужна биология. Это наука, которая учит видеть связи и уважать жизнь во всех ее проявлениях. Она поможет каждому относиться ответственнее, осознаннее и бережнее к окружающему миру.