IPO КТЖ: объемы есть, нужны гарантии

Редакция Liter.kz

Залогом успешного IPO “Қазақстан темiр жолы” являются тарифные гарантии и соответственно уровень дохода национальной компании. Если на эти два вопроса будет дан ответ инвесторам, то первичное размещение акций одного из флагмана казахстанской экономики пройдет успешно, заявил глава компании Нурлан Сауранбаев, выступая вчера на конференции Astana Finance Days 2024. Это заявление можно назвать своевременным, поскольку очень хорошо встраивается в круг задач, поставленных главой государства в своем недавнем Послании в части развития казахстанской инфраструктуры, передает Liter.kz.

Потенциалом удачного IPO для национальной компании должны стать главным образом транзитные возможности Казахстана, именно это будет предлагать казахстанская стороны инвесторам. Как отметил председатель правления АО “НК “Қазақстан темiр жолы” Нурлан Сауранбаев, имея уникальное географическое расположение, РК обладает большими возможностями транзитных перевозок.

“Сегодня мы на транзите зарабатываем порядка 1,5 млрд долларов, в ближайшие два года мы планируем удвоить эту сумму до трех миллиардов долларов, – отметил глава компании. Но для этого необходимо реализовать ряд крупных инфраструктурных проектов. К примеру, одним из крупных проектов КТЖ является строительство железнодорожной ветки Достык – Мойынты, оцениваемый в свыше 500 млрд тенге.

Сейчас у нас три проекта, один из них – Достык – Мойынты, на который мы взяли кредит в 534 млрд тенге. В течение первых двух лет выплачиваем долг в виде налогов, в течение 20 лет покрываем эти деньги, и государство потом получает порядка четырех триллионов тенге в виде дополнительных доходов за счет новых экспортных возможностей. При этом 85 процентов этого строительства относится к местному содержанию: это рельсы, шпалы щебень, обслуживание...” – пояснил Нурлан Сауранбаев.

Именно с точки зрения финансовых возможностей рассматривают в КТЖ планируемое размещение акций. Однако выходить на рынок необходимо с четкими долгосрочными гарантиями по тарифам, прежде всего транзита.

“Это должен быть тариф гарантированный, долгосрочный без возможности влияния на него – это наша гарантия. По объемам у нас сомнений нет – Казахстан находится посреди таких экономических центров, как Китай, Россия, Европа, и объемы есть во всех наших изучениях. Нужен тариф”, – подчеркнул глава КТЖ.

При этом он еще раз подчеркнул: повышение тарифов должно затронуть транзит и никак не отразиться на внутренних и экспортных перевозках.

Относительно сроков начала листинга пока что вопрос стоит на уровне обсуждения условий IPO.

“Это задачу перед нами ставит правительство. IPO для нас – как возможность финансирования проектов, и я думаю, мы справимся с этой задачей”, – резюмировал Нурлан Сауранбаев.

Канат Сарин, Астана

Новости партнеров