Так уж сложилось, что в представлении рядового обывателя оценки дипломатической активности Казахстана, как правило, вращаются вокруг постсоветского пространства, Китая, европейского и тюркского измерений. Хотя в действительности это совершенно незаслуженное суждение.
Принятый нашей страной еще на заре 1990-х принцип многовекторности во внешней политике подразумевает гораздо более широкую географию. Сюда можно отнести тесное взаимодействие с Юго-Восточной Азией, Индийским субконтинентом, Арабским миром, Африкой, другими полюсами влияния. Особым параграфом среди приоритетов выделяется Мусульманский мир.
Будучи органичной частью Исламской цивилизации, Казахстан с первых лет Независимости взял курс на налаживание, а вернее восстановление прерванных при СССР связей с мусульманскими народами. Были установлены дипломатические отношения, налажено прямое транспортное сообщение, запущен целый ряд экономических, инвестиционных, энергетических проектов. Благоприятным фоном для сотрудничества служило духовное родство, лишенное элементов диктата и навязывания кабальных условий, чем нередко злоупотребляют отдельные западные державы. Показательно, что внушительную и зачастую безвозмездную помощь в застройке новой столицы Казахстана в числе первых оказали именно мусульманские партнеры, в частности, Саудовская Аравия, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Оман и другие.
В области многостороннего взаимодействия большая работа проводится в рамках Организации Исламского Сотрудничества (ОИС). Созданная еще в 1969 году и объединяющая ныне 57 государств Азии, Африки и Латинской Америки указанная структура по праву считается ООН Мусульманского мира. Масштабы ее деятельности охватывают не только политическую, экономическую, культурную, научную, образовательную сферы. На мировой арене страны-участницы ОИС выступают единым фронтом с целью отстаивания коллективных интересов. Осуществляются программы помощи голодающим, бедным, беженцам, организуются гуманитарные операции населению пострадавших от конфликтов зон, природных бедствий, техногенных катастроф в Палестине и Сомали, Руанде и Судане, Ливане и Ираке.
Специализированные учреждение ОИС, в том числе Исламский банк развития, оказывают поддержку в развитии национальной промышленности, сельского хозяйства, строительства крупных инфраструктурных объектов в странах, нуждающихся во внешней помощи. Всего же с момента создания Группой ИБР одобрены проекты на территории государств-членов ОИС на общую сумму 1,3 трлн долларов. Кстати, в Казахстане банк финансировал строительство части автомобильной трассы Алматы - Нур-Султан, реконструкцию Научного центра хирургии имени А.Н. Сызганова, внес вклад в становление Международного финансового центра Астана.
Впрочем, несколько отступая назад, следует заметить, что вхождение Казахстана в ОИС в 1995 году имело непростую предысторию. После развала СССР целый ряд западных партнеров недвусмысленно сигнализировали о нежелательности тесного сближения нашей страны с исламским государствами. Формально признавая независимость Казахстана, других тюрко-мусульманских республик СНГ, и Россия крайне ревностно относилась к их сотрудничеству с геополитическими конкурентами не только на Западе, но и на Востоке. Нашлись скептики также внутри Казахстана, которые в пылу исламофобской кампании в российских и европейских СМИ находили членство нашей страны в ОИС крайне рискованным шагом.
Тогда окончательную точку в спорах поставил Президент Нурсултан Назарбаев. Он настоял на том, что Казахстан не должен и не будет следовать в фарватере сторонних сил либо принимать на веру чуждые стереотипы, а станет руководствоваться здравым смыслом в отстаивании национальных интересов. В этом смысле пренебрегать потенциалом 1,5-миллиардного Мусульманского мира, с которым к тому же нас объединяют прочные многовековые традиции, было бы непростительной ошибкой.
Дальнейший ход событий показал правоту Главы государства. Двусторонний и многосторонний форматы, включая площадки ОИС, позволили значительно нарастить объемы сотрудничества в различных областях. Наряду с торгово-экономическими и инвестиционными составляющими достигнутый уровень взаимного доверия касался политической повестки дня. В стенах ООН, других авторитетных мировых форумах в первую очередь мусульманские партнеры оказывали поддержку инициативам Казахстана. Среди таковых уместно отметить вопросы восстановления Арала, реабилитации Семипалатинского ядерного полигона, прекращения гражданской войны в Таджикистане, умиротворения ситуации в Афганистане, диалога между религиями и другое.
Важной вехой в летописи сотрудничества стало председательство нашей страны в Организации Исламского Сотрудничества в 2011-2012 годах. А ровно десять лет назад 28-30 июня 2011 года Казахстан провел в Астане 38-е Совещание министров иностранных дел (СМИД) ОИС.
Собственно, на этом заседании с учетом возросших задач перед мусульманским сообществом и было принято историческое решение о переименовании организации. Отныне она стала называться Организация исламского сотрудничества взамен прежней - Организации исламской конференции. Всего же на полях 38-й сессии было принято свыше 100 резолюций, в число которых вошли и выдвинутые по инициативе Казахстана - в области борьбы с незаконным производством и оборотом наркотиков из Афганистана. В рамках широкомасштабной кампании, проведенной под эгидой казахстанского председательства, были аккумулированы значительные финансовые средства в помощь бедствующему после гражданской войны Сомали.
Также участники встречи приняли Астанинскую декларацию ОИС, которая по своему содержанию стала наиболее прогрессивным документом организации, провозгласившим модернизацию и реформы в качестве основ развития Исламского мира в XXI веке. В целом, вопросы модернизации Мусульманского мира вкупе с налаживанием конструктивного диалога между Западом и Востоком, Исламской и Христианской цивилизациями имеют особую актуальность. Не секрет, что многие конфликтные ситуации современности порождены именно религиозным невежеством и нетерпимостью. ОИС, отдельные мусульманские страны как Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Египет пытаются развенчать опасные фобии и направить международные отношения в русло созидания и взаимного уважения. Свою посильную лепту в это благородное дело вносит и Казахстан, в частности, выдвинув идею о Диалоге между культурами и религиями.
Важно помнить, что диалог религий – это не просто богословские диспуты, но и обсуждение аспектов взаимопроникновения культур, поиск ответов на глобальные вызовы, связанные с сохранением стабильности, обеспечением экологического равновесия, борьбы с бедностью и эпидемиями, предотвращением конфликтов. При этом ислам ныне - уже не просто восточное явление. Он сложным и органичным путем пытается вписаться в западный мир. Только в США на сегодня насчитывается 10 миллионов мусульман, причем это число непрерывно растет. В Европе мусульманская диаспора превысила 30 миллионов человек, а в такой крупной европейской стране, как Франция, ислам вышел на второе после католицизма место по числу приверженцев. Это говорит о стремительно меняющихся условиях существования Запада и Востока, когда без постоянной сверки часов и учета взаимных интересов, двигаться вперед невозможно.
В политических и интеллектуальных элитах разных стран ширится понимание, что альтернативы межконфессиональному и межкультурному общению нет. К сожалению, ныне действующие механизмы, начиная от ООН и ее международных структур, заканчивая инициативами отдельных государств, не справляются с большинством вызовов, относящихся к этой деликатной сфере. Это означает, что назрели объективные предпосылки для активизации альтернативных направлений взаимодействия - будь то ОИС или инициатива Н. Назарбаева по диалогу цивилизаций.
Расул Жумалы, политолог