Истории в деталях: как железная магистраль изменила жизни казахстанцев

Ежегодно первое воскресенье августа в Казахстане отмечают День работника транспорта и связи.

Редакция Liter.kz

Наверное, больше ни одна отрасль не славится таким количеством династий, как железнодорожная. Да еще и династии своими корнями уходят далеко в прошлое, когда в основоположниках будущей семейной профессии не родители и даже не бабушка с дедом, а прадеды и прабабушки. Мог ли знать, например, Андрей Иванович Левин, всю Великую Отечественную войну управлявший железнодорожными эшелонами и 7 марта 1952 года приведший на станцию Павлодар первый поезд Павлодар – Акмолинск, что железная дорога станет призванием не только для его дочери и внука, но и правнука, приемщика поездов? Думал ли машинист паровоза Тажикораз Канантбай, что его родную станцию, с которой он тысячи раз отправлялся в путь и куда с радостью возвращался, спустя десятилетия возглавит его внук Нурлан Канатбаев? И таких примеров верности железнодорожной профессии, передающейся из поколения в поколение, среди павлодарских железнодорожников немало. Чем же так притягательна железная дорога? Именно это накануне профессионального праздника редакция Liter.kz попытались выяснить у работников сразу двух станций – Павлодар и Павлодар Северный.

По отцовскому велению…

В представлении большинства обывателей дежурный железнодорожной станции – это человек, отвечающий за движение поездов на этой станции. На первый взгляд, кажется скучным и однообразным. Но это лишь до той поры, пока не оказываешься в операторской станции управления: огромная панель с бесчисленным количеством кнопочек, лампочек, рычажков, интерактивная карта путей.

Как только железнодорожный состав, пассажирский или грузовой, пересекает мост через Иртыш, он входит в вотчину дежурного по станции, а данном случае – Павлодар. Еще несколько минут, и вот уже она, конечная остановка. Пассажиры берутся за чемоданы, и никто и не задумывается, что если бы не дежурные по станции, заранее составляющие безопасные маршруты, на путях творился бы самый настоящий хаос.

Ежесуточно через сортировочную горку станции Павлодар расформировываются в среднем около двух тысяч вагонов, формируется до 20 поездов. Плюс проходят около 15 транзитных поездов. Со станции поезда формируются по 17 направлениям, в том числе на Китай, с пунктами перехода станции Достык, Алтынколь, на станции России Красноярск, Багульная, – приводит данные статистики начальник станции Павлодар Нурлан Канатбаев.

Согласитесь, что в таком ракурсе профессия дежурного по станции выглядит уже более ответственной и более значимой.

Сейчас я свою профессию не променяю ни на какую другую. Даже не верится, что когда-то хотела стать учителем, – смеется Ксения Кузнецова, дежурная по станции Павлодар.

От педагогического ее отговорил отец, машинист тепловоза. Ксения признается, что поначалу взбрыкнула, потому что вообще никак не представляла себя на железной дороге. Конечно, маневровый тепловоз, куда отец брал ее пару раз еще совсем девчонкой, не мог не произвести впечатления. Но Ксения считала, что все же это более мужская профессия.

Так я же тебя и не тепловозы отправляю учиться водить, а маршруты железнодорожные составлять, чтобы безопасность движения обеспечивать, – возражал ей глава семейства.

В итоге дочь поступила в железнодорожную профессиональную школу очно и заочно в академию транспорта и коммуникаций. И уже в процессе учебы поняла, что выбрала действительно свою профессию. Даже будучи на первых порах дежурной стрелочного поста, вся работа которой сводилась к содержанию стрелочных переводов в надлежащем состоянии, девушка связывала свою дальнейшую профессиональную деятельность отныне только с железной дорогой.

Супруг Ксении тоже железнодорожник. В свое время он ходил в помощниках машиниста у ее отца. И как-то после очередного рейса оказался в доме у своего старшего наставника.

“Я тогда с учебы пришла, а у нас гости”, – вспоминает Ксения. Надо ли говорить, что это была судьбоносная встреча для молодых людей. Они вместе вот уже 20 лет и воспитывают, надо полагать, будущих железнодорожников. В свои 9 лет двое из тройняшек Кузнецовых хотят пойти по стопам родителей: дочь мечтает стать дежурной по станции, как мама, а сын – машинистом тепловоза, как папа.

Бесконечное движение

А вот сын помощника дежурного подстанции электрической централизации станции Павлодар-Северный Станислав Тимошенко свою мечту детства уже воплотил. Он – составитель вагонов. На железной дороге это такая же нужная профессия, как, скажем, сценарист для театра. Правда, уже работая по этой специальности, молодой человек понял, что это не предел мечтаний. И поступил в академию транспорта и коммуникаций в Алматы на заочное отделение. Следующая ступень развития – как минимум дорасти до мамы, которая вот уже больше 30 лет, как и Ксения Кузнецова, составляет безопасные маршруты движения поездов, только на станции Павлодар Северный.

 Да, я помню, как Слава, еще совсем мальчишкой впервые оказавшись в диспетчерской дежурного по станции, восторженно наблюдал за вагонами, катящимися по рельсам без машиниста. Для него это было тогда настоящим открытием. А когда ему рассказали, что движением вагонов управляют из диспетчерской, давая указания рабочим на путях, в каком месте устанавливать башмаки-тормоза, то он тут же выдал: “Вырасту, буду тоже башмаки ставить!” – смеется Елена Тимошенко.

Станислав Тимошенко – железнодорожник уже в третьем поколении. Бабушка – бухгалтер, начинала свой трудовой путь на станции Павлодар-Северный, а на пенсию вышла уже бухгалтером в отделении железной дороги, дедушка – регулировщик скорости движения, отец – дежурный по станции, мать – помощник дежурного.

И все же, что кроится за подобной приверженностью железнодорожным династиям? Романтика, навеянная железной дорогой в детстве, материальная составляющая (железнодорожники даже в самые тяжелые для экономики страны времена жили неплохо)? Наверное, самый исчерпывающий ответ на этот вопрос дал именно Станислав Тимошенко.

Что такое железная дорога? Это бесконечное движение. А с ним по пути всегда всем. Потому что движение – это жизнь, – философски заключил составитель вагонов на станции Павлодар-Северный.

А еще железнодорожники – это одна большая дружная семья, где абсолютно каждый специалист, дежурный по станции, путеец, регулировщик скорости движения, стрелочник взаимодополняют друг друга. И профессиональный праздник для них – такой же семейный праздник, как и Новый год, повод собрать за столом самых близких и дорогих людей.

Ирина Волкова, Павлодар.

Новости партнеров