Национальному музею РК исполнилось 10 лет! В честь этого в столице открылась масштабная выставка под названием «Живопись степи: символы, краски, образы». Экспозиция собрана из фондов Нацмузея, а в качестве куратора выступила профессор искусствоведения Ольга Батурина. Мероприятие организовано совместно с казахстанским проектом об искусстве Art Society при поддержке Министерства культуры и информации РК.
«Картины – живые!»
По такому случаю – еще бы, первый крупный юбилей! – в Нацмузее организована большая экскурсия, в ходе которой Ольга Батурина пояснила слушающим смысл и происхождение каждой картины, рассказала истории жизни художников, поделилась с аудиторией своим взглядом на легендарные полотна.
– Ничего нет более интересного, чем делать групповую масштабную выставку. Разные поколения, разный взгляд на мир, разные идеалы, разные голоса: сначала все похоже на какофонию, но постепенно возникает мелодия, и это разноголосие становится симфонией. Картины – живые! У каждой свой характер и настроение. Какие-то категорически спорят друг с другом, другие – соединяются так, как будто их писали рядом. Это самое интересное, волнительное и счастливое событие – делать новую выставку, – подчеркнула она.
Здесь представлены самые интересные, легендарные произведения выдающихся и признанных мастеров искусства Казахстана, а также современные работы молодых и талантливых авторов. Всего на выставке собрано порядка 250 работ свыше 50 авторов. Кстати, многие экспонаты выставлены впервые, а некоторые работы – после реставрации.
– Здесь каждая работа значимая так же, как и авторы, которые оставили после себя столь яркий след. Картины разные по жанрам, по стилям – образ степи, образ семьи и детства, образ природы. Эта выставка как текст: чтобы ее разобрать, нужно неспешно походить, вглядеться в работы. Я думаю, что после этой выставки у любого человека возникнет ощущение спокойствия и гармонии, потому что большая часть работ здесь именно про это – свободу, спокойствие и гармонию, – начинает свою экскурсию искусствовед.
Так, первым тематическим разделом нашего путешествия по искусству становится «Дух степи». Открывает выставку «Перекати-поле» Замзагуль Оралбаевой (2008 год) – экспонат, выполненный из шерсти в технике войлоковаляния. Ольга Батурина отмечает, что круглая форма произведения подразумевает образ тенгрианского мира и времени: здесь нет начала или конца.
– Очень важная работа – «Қош» Бахытжана Мырзахметова. Это путь, который никогда не кончается. Вообще, путь, дорога, судьба – это и есть пространство степи в широком смысле слова. Здесь также представлены работы «Мираж в степи» Алпысбая Казгулова и «Формула степи» Валерия Приходько. То есть здесь у нас все про степь, – смеется спикер.
Следующая работа наполнена красками – но красками спокойными, да и сам ритм картины очень размеренный. Это работа нашего с вами современника Куата Аскарова, называется «Степная симфония».
– Куат Аскаров интересно обыграл музыкальные инструменты – тут у него и кобыз, и домбра, и даже сарнай. Символически это музыка, которая вмещает в себя мир человеческий. Рядом картины «шестидесятников» – Эмилия Бабад, Абдрашит Сыдыханов. И это все работы «ретро», им уже по полвека, но они вечны. Они про то, что музыка рождает в нас оптимизм, надежду и радость, – рассуждает Ольга Батурина.
Интересным художником искусствовед считает и Мэлса Ержанова. Она рассказывает, что именно эта работа – «Магистральный караван» (1979 год) – редко достается из «запасников». Караван на полотне состоит из двух персонажей – человека и верблюда.
– Но они стоят перед шлагбаумом, то есть путь-то им прегражден! Поэтому они так грустно, очень эмоционально смотрят вдаль. Вы заметили, что взгляд человека и взгляд верблюда как-то созвучны друг другу? Очень хорошая живопись, – задумчиво проговаривает Ольга Батурина.
В более позитивном ключе написана «Неугасимая надежда» (2019 год) молодого художника Кожахана Шаарына. На картине изображена дорога, движущаяся вверх, то есть «полный вперед!», а по ней шагает беззаботный мальчик. Искусствовед называет это «босоногим детством». У ребенка пока нет скепсиса взрослых, за свою пока что короткую жизнь он еще не успел пережить негативный опыт. Мальчик на полотне верит в будущее, а потому художник изображает перед ним открытое пространство и простор.
Следующие полотна «цветут и пахнут» – на них изображены цветы, молодые девушки, зеленеющие парки.
– Перед нами корифеи – Айша Галимбаева, Гульфайрус Исмаилова, Иван Стадничук, Иван Бондаренко, Токболат Тогусбаев. Вроде бы у всех цветы и женщины, но какие они все разные, какие прекрасные! А тут у нас Бахытнур Бурдесбеков с картиной «Студентка», современный молодой художник. Посмотрите, как соединяется современная живопись с живописью классиков. Просто удивительно – как? Это же разные поколения, они жили в разное время, но они одинаково видят прекрасное. И прекрасное – это всегда там, где у людей хорошее настроение, – мечтательно вздыхает Ольга Батурина.
Не быть в плену реализма
Далее мы переходим к новому разделу – «Семья, любовь, детство». Ольга Батурина сообщает, что самая главная картина в этом разделе – «Портрет дочери Дарьи» (1979 год), работа Мухита Калимова, «нашего корифея». Искусствовед обращает внимание на то, что картина написана «быстро, сразу, ярко». Рядом располагается довольно символическая работа – «На земле Отрара» (1974 год) Вячеслава Феоктистова.
– Она спокойная, как бы символически иносказательная. Не все художники работают одинаково, кто-то работает с натурой, и живопись воспринимает как копию натуры. А кто-то, наоборот, преображает, превращает в знак или символ, как Феоктистов, – рассказывает она.
И вот так, совсем рядом с художниками «старой закалки» представлены работы молодой художницы Динары Нугер – «Зеренды» (2021 год) и «Лето» (2019 год), обе из серии «Детство».
– Что значит молодые художники, они сразу откликаются на современное! Динара Нугер работает со светом, широко, нет никакой проработки деталей. Но посмотрите на ее манеру и манеру корифея Кенжебая Дуйсенбаева («Женщины в степи»). Видите, как они похожи? Кто учит наших художников быть такими свободными, не быть в плену реализма? Это два разных поколения, но они связаны друг с другом и живут не по отдельности, – размышляет Ольга Батурина.
Особо здесь выделяется картина Елены Бесембиновой – «Золотой миг» (1988 год). Экскурсовод рассказывает, что именно эта художница изображена маленькой девочкой на картине «Утро» Татьяны Яблонской.
– Эта девочка выросла, сейчас ей 84 года, она наш большой художник. «Золотой миг» – работа периода ее расцвета. Вы можете увидеть здесь золотой луч – это луч солнца, который падает на репродукцию «Весны» Ботичелли. Античное искусство и Ренессанс соединяются. Золотой луч – это и есть искусство, потому что искусство все преображает. Художник – это не тот, кто умеет рисовать, это тот, кто умеет видеть. Этот золотой луч в реальности живет один миг, но художником он запечатлен насовсем, – поясняет Ольга Батурина.
Мы переходим в центральную часть выставки. Здесь нас встречает художник Ерболат Толепбай, чьи работы скоро поедут на Венецианскую биеннале. Экскурсовод рассказывает, что Ерболат Толепбай награжден множеством премий и считается самым титулованным художником в Казахстане.
– Вот, например, его работа «Келіншек». Именно сейчас его живопись становится наиболее свободной и прекрасной. Чем старше он становится, тем свободнее мыслит. От реализма он идет к абстракции. И степь у него – пространство свободы. Поэтому на его работах множество танцев, кружения. Здесь нет реальных деталей. Это не экспрессионизм, это почти абстракция, – подчеркивает спикер.
Картину Аубакира Исмаилова «На целине. Ерментауские дали» (1958 год) Ольга Батурина называет своей гордостью, потому что ее написал художник из первого поколения. Попутно она проводит ликбез: «Унас есть три основоположника – Абылхан Кастеев, Аубакир Исмаилов и Орал Тансыкбаев».
– «На целине. Ерментауские дали» Исмаилова – редкая картина. Все эти закаты в степи – они очень красивые, здесь столько пространства, воздуха, ты ощущаешь полет. Как будто ты летишь над всем этим. Я хотела, чтобы на нашей выставке вы всегда ощущали это пространство, потому что пространство степи – антипод городу. В городе мы часто чувствуем себя в тупике, потому что наш взгляд всегда упирается в какую-то стену или забор. А в степь мы выезжаем именно за тем, чтобы почувствовать себя свободными, – делится эксперт.
Чем талантливее художник – тем ярче образы
Главный раздел выставки называется «Мастера и шедевры», здесь в качестве центральной работы выступает картина Камиля Муллашева «Аура нежности» (1998 год).
– Это важная работа в творчестве Камиля Муллашева и вообще в нашем искусстве. Он пишет ее в стиле Ренессанса, здесь мягкая светотень, лессировками написанное пространство идеального прекрасного мира, безмятежного, где нет никаких тревог. Все пространство наполнено любовью и нежностью, поэтому работа и называется «Аура нежности». Вокруг этой работы и родилась вся остальная экспозиция, – подмечает Ольга Батурина.
Еще одна любопытная работа – «Аэропорт на целине» Райымкула Есиркеева, 1966 год. Экскурсовод рассказывает, что по сюжету картины здесь строится аэропорт, это начало Астаны – тогда еще Целинограда.
– Посмотрите, какая земля розовая. Надо же быть художником, чтобы написать розовую землю! Эта работа не реалистичная, она не про исторические события, а про надежду. Чтобы построить здесь город, надо обладать характером, надо обладать мужеством. Только героические люди могут построить в таких трудных условиях город, – рассуждает эксперт.
Завершает выставку contemporary art – зал современного искусства. Все внимание на себя перетягивает работа Елены Ралиной, художницы из Астаны. Свою картину «Натюрморт с фруктами» (2000 год) она написала прямо на двери! Ольга Батурина подчеркивает, что современные художники – это всегда эксперименты, свобода, поиск себя.
– Можно заметить, как меняется композиция у советских художников и современных. У старых мастеров – цельность, монументальность, они видят мир в целостности. А современный художник – это разрозненность, фрагментарность. Потому что мы живем в неустойчивом мире, и художники это чувствуют. Художники – это локаторы в руках создателя. Они интуитивно чувствуют этот мир и передают его в живописных образах. И чем талантливее художник, тем ярче эти образы, – заключила Ольга Батурина.
Пуститься в свое собственное путешествие по миру казахского искусства и посмотреть выставку «Живопись степи: символы, краски, образы» можно в Национальном музее РК до 31 июля.
Диана Тысымбаева