Система на базе искусственного интеллекта доступна для всех 24/7, у кого есть вопросы в сфере гражданского, административного или уголовного права.
Фото: pexels.com
Команда единомышленников-ученых Карагандинского университета имени Е.А. Букетова и специалисты из IT-сферы создали первый бесплатный юридический онлайн-сервис LegalExpert.kz, передает Liter.kz.
Как рассказала кандидат юридических наук, один из авторов проекта – Лариса Кусаинова, инициатива реализуется в рамках Концепции развития искусственного интеллекта на 2024–2029 годы и Концепции правовой политики до 2030 года.
Идея по созданию такой системы не возникла спонтанно, а прорабатывалась на протяжении 1,5 лет и к реализации приступили с сентября 2024 года совместно с IT-специалистами. С июля месяца этого года проект в пилотном режиме проводится в Карагандинском регионе, но доступен для казахстанцев.
"Наша задача доступность и повышение правовой грамотности населения. Многие ошибочно полагают, что если бесплатно, значит — некачественно. Мы хотим сломать этот стереотип. Система создана при поддержке Министерства юстиции и Судебной Администрации, и мы намерены поддерживать население на профессиональном уровне", – рассказала Лариса Кусаинова.
Платформа, по ее словам, обрабатывает вопросы в сфере уголовного, гражданского и административного права, основываясь на действующем законодательстве и судебной практике.
Кроме того, система не только предоставляет юридические рекомендации, но и анализирует перспективы судебного разбирательства, возможные пути примирения сторон и прогнозирует потенциальные расходы — например, при обращении к нотариусу или при подаче иска в суд.
О технической стороне проекта рассказал один из разработчиков Ергали Мабиев. По его словам, ключевой задачей стало обучение модели машинного обучения на юридических текстах на русском и казахском языках.
"Большие языковые модели, такие как Open AI, Deep Seek или Claude, обучены в основном на английских и китайских корпусах. Юридический русский, а тем более юридический казахский — это малые языки. Поэтому нам пришлось вручную создавать корпус текстов, размечать его и обучать модель. Мы работали с университетом: ученые анализировали судебные решения вручную, чтобы машина могла "понять", как выносится то или иное решение", — пояснил Мабиев.
Лариса Кусаинова добавила, что с момента пилотного запуска в системе зарегистрировалось более 1 тыс. пользователей. Задача создателей на этапе пилотирования: собрать обратную связь и продолжить совершенствовать продукт.
Платформа уже вызвала интерес со стороны общественности. Авторы проекта надеются, что система на базе ИИ станет надежным инструментом юридической поддержки для граждан и позволит существенно снизить судебную нагрузку в стране.
"Мы относимся к проекту с душой — как мать к ребенку. Он вырос из ежедневной, тяжелой, но вдохновляющей работы. Совершенству нет предела, но, тем не менее, в течение 5–6 месяцев мы планируем довести платформу до безупречного состояния и масштабировать на весь Казахстан. Мы также работаем над еще одним сервисом, который планируем запустить в будущем, но пока не готовы делиться подробностями", – заключила Л. Кусаинова.