Каким должен быть сегодняшний аким и почему люди бегут из села?
Для строительства Нового Казахстана необходимо готовить современных управленцев. Партия AMANAT начала обучение представителей власти с сельских акимов, прямые выборы которых прошли в Казахстане относительно недавно. На вопросы Liter.kz, каким должен быть сегодняшний аким, почему люди бегут из села, о взаимоотношениях власти и бизнеса ответил член Республиканского общественного совета по вопросам экономики, предпринимательства и аграрного сектора при партии AMANAT, Герой труда, директор агрофирмы "Родина" Иван САУЭР.
– Иван Адамович, в связи с новой стратегией развития Казахстана перед обществом стоят новые задачи. Вот сельских акимов учат проведению маркетингового анализа, оценке бизнес-проектов, возлагают ответственность за повышение экономической активности населения, чтобы повысить их же качество жизни. Аким действительно должен за это отвечать? Ему нужно все это знать? Может, достаточно просто быть хорошим и образованным человеком?
– Нет, конечно. Хорошим человеком мог быть председатель сельского совета, аким не может быть просто хорошим человеком. Потому что там, где у нас нет базовых предприятий, где особенно большая раздробленность и территория плохо администрируется и управляется, там в силу вступает аким. И таких территорий у нас подавляющее большинство. Аким отвечает за развитие территории, значит, он должен быть образованным. Если мы говорим о сельском акиме, должен прекрасно знать сельскохозяйственное производство, как его правильно выстраивать, должен знать, как успешно вести личное подсобное хозяйство, что нужно делать для его стабильного развития. Он должен реально это все знать. Также должен знать систему образования, здравоохранения и как все это связать воедино.
Хороший человек – это замечательно, но этого очень мало. Он должен быть очень хорошим профессионалом. Поэтому обучение акимов – это даже не вопрос, учить надо. Но есть у нас очень много акимов, которые образованны, но мало и плохо этим пользуются. Вот здесь как раз вопрос стоит – а как их контролировать? И, кроме как через выборы, этого сельского акима контролировать больше никак нельзя. Если он будет понимать, что будет избираться этим населением, и это население ему на выборах все вспомнит, он будет хорошим акимом, будет учиться, будет стараться. Если же он будет знать, что он работает здесь, а назначают его в другом месте, можно его сколько угодно учить, ничего не изменится! То есть ситуация должна развиваться со всех позиций одновременно. И учить надо, и институт ответственности чтобы был. А самый универсальный институт ответственности – это, конечно, выборы.
– А почему такой дефицит кадров в селах? Куда подевались трактористы, доярки, свинарки? Ныне покойный Геннадий Иванович Зенченко мне когда-то рассказывал, что в село, которое попросилось в состав КТ «Зенченко и К», он вынужден был привозить на сельхозработы механизаторов из другого села.
– Тут я бы отметил два момента. Первый – надо воспитывать население в целом. Обратите внимание, мы эти 30 лет, когда ведем разговор в школе о профессиональной ориентации, говорим о бизнесе. А кто будет хорошим строителем, механизатором, водителем, животноводом? У нас подразумевается, что все должны быть бизнесменами. Но это же невозможно! И в мире такого опыта нет. Но мы об этом даже не говорим, минимум – малое частное предприятие, максимум – олигарх. И это в учебных программах, на экранах телевизоров пропагандируется. Поэтому мы должны уже там посмотреть, должны детей готовить к жизни правильно! Мы перестали отдавать должное рабочему человеку. Вы посмотрите, ведь рабочего человека протащить на серьезную государственную награду почти невозможно. Это неправильно! В этом отношении нам нужно очень серьезно поработать. Получилось, мы старую идеологию похоронили, но новую взамен так и не создали.
– Как, на ваш взгляд, можно остановить отток людей из сельской местности? Вообще, почему он такой активный?
– Отток людей из сельской местности происходит, во-первых, потому что туда очень мало вкладывает государство денег, прежде всего, в инфраструктуру. И там нет практически выходных, потому что, если это животноводство, круглые сутки работать надо. И люди прекрасно понимают, что они, оставшись на селе, обречены на вечный тяжелый труд. Поэтому мы должны создавать на селе точно такие же условия, как в городе, чтобы люди имели возможность поработать и отдохнуть.
– А за счет чего?
– За счет того, что мы занимаемся интенсивным производством, применяем высокопроизводительные технологии. Меньше, чем через месяц будет 35 лет, как я директор. Начинал "красным" директором. Мы сеяли 19 тысяч гектаров, и тогда в поле выходили 120 механизаторов. А сейчас мы сеем 50 тысяч гектаров, и на посевную в поле выходят 50 механизаторов. За эти годы мы поголовье увеличили в два раза, а производство молока выросло в 26 раз. Вот этим нам надо заниматься!
– А высвободившихся рабочих куда девать?
– Высвободившихся? У нас за это время появился молзавод, которого не было. Мы все молоко сами перерабатываем. У нас появилось жилищно-коммунальное хозяйство. Раньше ни в одном доме не было ни воды, ни канализации, ни отопления, сегодня у нас в ЖКХ работает около 100 человек. Есть центральное отопление, водоснабжение, благоустройство. Озеленители работают, кого только нет! Сегодня от салона красоты до спортивной, музыкальной школы – все есть. Знаете, как много людей там работает. Поэтому высвободившихся у нас нет и безработицы нет.
– Как вы думаете, какие должны быть идеальные отношения бизнеса и местной исполнительной власти?
– Только если мы будем едины и будем делать одно общее дело, только в таком случае мы можем чего-то добиться. Мы должны все работать консолидированно над выполнением общей задачи. Конечно, не надо ее выполнять узколобо, как трамвай идти по одним рельсам. Мы очень разные. У нас огромная территория и разные условия. Не говоря о регионах, два села рядом, а исторически складывается у каждого своя ситуация. Поэтому мы не можем один шаблон какой-то выдать для всех. Невозможно из Акорды выдать рецепт на всю страну. Мы можем говорить о едином каком-то подходе, о стратегии, а на местах к выполнению задач должны подходить дифференцированно.
– Например?
– Например, в сельском округе Родина практически не осталось такого понятия, как личное подсобное хозяйство, которое в других округах, регионах активно развивают. Потому что я всегда свою задачу, как руководителя, видел в том, чтобы люди были постоянно заняты, чтобы работали круглый год и чтобы производство было современным. Чтобы они стабильно получали достойную зарплату и чтобы у них был досуг. Чтобы дети ходили в замечательный детский сад, в замечательную школу, и у них была возможность заниматься спортом, музыкой, да чем угодно. Потому что весь мир так развивается. Если какой-то фермер производит молоко, то вы у него во дворе курицы не найдете. У него молоко, и все. Если он откармливает скот, то вы не найдете у него корову, которую он доит для себя. То есть четкая, ясная, выстроенная специализация. Интенсивный высокопроизводительный труд. Вот к этому мы должны стремиться.
– А что бы вы хотели поменять во взаимоотношениях власти и бизнеса? Если есть что менять?
– В советское время была прямая связь: от того, как коллектив сработает, зависело то, как он будет жить. Сегодня нет никакой прямой связи. Ты можешь производить больше всех продукции, платить больше всех налогов, но в то же время к твоему населенному пункту будет самая плохая дорога, у тебя будет самый старый водопровод. А это неправильно! Я все прекрасно понимаю, приоритеты есть, всякие агломерации. Но должно учитываться и другое направление. Что конкретно та или иная территория дает, продукции, налогов.
– Вы говорите о каких-то преференциях?
– Я считаю, что должен быть базис и должен быть премиум. Базис, который государство должно гарантировать всем, и должна быть премия за то, что ты что-то делаешь лучше других. Это ненормально – производить такие объемы продукции, платить налоги и при этом ездить по танкодрому. Это неправильно.
– Сейчас стараются на самих хозяйственников такие проблемы спихнуть...
– Так происходит, но оттого, что я сегодня будут вкладывать огромные деньги в дороги, в инфраструктуру, от этого, прежде всего, будет страдать производство. Кроме того, это порождает иждивенчество.
– Среди множества наград у вас есть награда за духовно-нравственное воспитание людей. На каком месте среди качеств, которыми должен обладать руководитель предприятия или аким сельского округа, например, духовность и нравственность?
– Все эти тонны, центнеры, урожаи, это в конечном итоге, конечно, критерий оценки, но главное достижение любого руководителя – качество жизни людей. И это прямо связано с духовностью и нравственностью. Не может жить человек на руинах и быть и духовным, и нравственным. Когда-то в 2000 году директор школы позвал меня, посмотри, говорит, вот у нас тут отопление все на резинках, на заплатках, окна все продуваются, надо что-то делать. Я решил "разбомбить" всю школу и сделать все по-новому. Остались только стены. Там работало больше 100 человек, и мы 31 августа в 12 часов ночи помыли пожарной машиной двор после строителей, а 1 сентября открыли школу. И все ходили и говорили: "Что-то у него с головой не то, в школе делать такие вещи, разобьют, поломают". Прошло 22 года, можете себе представить, что особо ничего не разбили и не поломали.
Сегодня, когда я подъезжаю к супермаркету (там постоянно огромное количество машин из соседних сел, из города), я легко определяю, где наша машина, где чужая. Наши машины открыты! Люди выходят в супермаркет, хлопают дверкой и даже не заморачиваются. А там документы лежат и все такое. А чужие ставят на сигнализацию. У нас так принято. И это все духовное и нравственное воспитание. Сегодняшнему производству, сегодняшним технологиям нужны грамотные, культурные, одухотворенные люди. С другими ты ничего не сделаешь. И для того, чтобы люди были такими и чувствовали себя равными среди равных, ты должен вложиться. Должен душу отдать, а не жить где-нибудь в городе и раздавать "холопам" команды. Если какой-то бизнесмен думает по-другому, он никогда не добьется серьезного успеха.
Зауре ЖУМАЛИЕВА