Учителям трудно удержать внимание детей - Аймагамбетов о проблемах дистанционного обучения

До пандемии в законах даже не было понятия «дистанционного обучения».
Ербол Казистаев

Переход казахстанских школ на дистанционное обучение больно ударил как по ученикам с их родителями, так и по всех системе образования в Казахстане. О трудностях, с которыми столкнулись сотни тысяч людей, в беседе с редакцией Liter.kz подробно рассказал Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов. 

По словам Аймагамбетова, в начале пандемии при переходе на дистанционное обучение вся система образования столкнулась с большими трудностями, которые нужно было решать буквально в считанные дни.

«Вообще к дистанционному обучению абсолютно никакой готовности не было. Ни с точки зрения нормативно-правовой базы, ни инфраструктуры, ни методологической подготовки. До пандемии было много дискуссий, насколько нужно дистанционное обучение, что это такое. Пандемия все быстро расставила на свои места. Пришлось очень быстро, буквально в считанные дни принимать различные решения», – рассказывает министр.

В таком масштабе мир столкнулся с этим впервые. Поэтому специалисты министерства изучили опыт других стран и рекомендации международных организаций.

«И мы видели практически одинаковую картину – все двигались примерно одинаково. Очевидно, готовых рецептов не было. Мы сначала изучили опыт Китая – у них несколько лет назад были небольшие вспышки инфекционных заболеваний местного масштаба. Тогда они уже принимали решения о переходе на онлайн-обучение», – говорит Аймагамбетов.

Ситуацию осложняло и то, что само понятие "дистанционное обучение" не было закреплено законодательно. В течение буквально нескольких дней в министерстве разработали несколько новых законов.

Но переход на дистанционное обучение не был гладким. Люди моментально столкнулись с давней казахстанской проблемой - отсутствием качественного Интернета. В больших городах было проще, но во многих населенных пунктах его или нет вовсе, или он проведен только в административные объекты, например, школы.

«Еще один немаловажный вопрос – это компетенция педагогов. Их ведь готовили к преподаванию в традиционном формате – чтобы дети были в классе, чтобы было определенное время урока. Их методика преподавания, учебные программы подготовлены именно для таких уроков. И когда надо было переходить на дистанционное обучение, педагогам нужно было быстро адаптироваться к новым условиям", - уточнил Аймагамбетов.

Еще одним немаловажным вопросом была компьютерная грамотность педагогов. Летом 2020 года все педагоги прошли соответствующие курсы, получили сертификаты. Но этого недостаточно, считает министр. Ведь внимание детей необходимо постоянно удерживать.

"Это не просто включать и выключать компьютер, загружать или скачивать какие-то файлы. Это гораздо большее – как преподавать, как удерживать внимание детей. Это вопросы методологического плана. В этом плане есть еще над чем работать.», – сказал министр.

«В первые дни дистанционного обучения мы сознательно отказались от контроля учителей. Ведь контроль подразумевает и отчетность, и какие-то формальные принципы и методы работы. В то время, когда нужно было быстро перестраиваться, это сделало контроль за учителями практически невозможным. А что касается детей, то нужно понимать, что у них у всех разные условия. Мы не можем говорить всем, мол в восемь часов утра все обязательно сидеть за компьютером, обязательно включить камеру. Очень сложно это говорить, ведь у ребенка на ноутбуке может не быть камеры, может есть дети, которые не хотят включать камеру, так как стесняются. Есть семьи, где не один ребенок. Но там только один компьютер, а уроки проходят в одно время», – добавил Асхат Аймагамбетов.

Министр в курсе о различных мнениях по поводу дистанционного обучения – немало казахстанцев высказываются против этого формата и хотят вернуться к традиционному образованию. Но Асхат Аймагамбетов отметил, что почти половина всех школьников уже учится традиционным образом, как до пандемии.

«Говорят, мол на селе нет Интернета, а все учатся онлайн. Но это не так. Мы еще во время четвертой четверти прошлого года приняли решение, что малокомплектные школы будут учиться в традиционном формате. Это в отдаленных сельских населенных пунктах, где нет Интернета. А в сентябре 2020 года мы сказали, что школы до 300 детей будут учиться в традиционном формате. А таких школ у нас более трех тысяч. Всего у нас порядка семи тысяч школ. Фактически половина школ у нас учатся также как и до пандемии. Сейчас у нас 46% всех детей обучаются очно. Это вот эти маленькие школы, это учащиеся с первого по пятые классы по желанию родителей, а также выпускные классы (девятый и 11). Но здесь тоже много разных позиций. Некоторые до сих пор говорят, мол хотят учиться дистанционно, так как опасаются заболеть коронавирусом», – рассказал министр.

Сейчас перед министерством стоит задача грамотно выйти из дистанционного обучения. Пока никто не знает, когда именно это произойдет. Однако подготовку нужно начать уже сейчас.

«Нельзя думать, что мы вернемся к традиционному формату обучения, и все снова встанет на свои места. Это абсолютно не так, ведь за время дистанционного обучения образуются определенные пробелы в знаниях. И просто продолжать, как ни в чем не бывало, уже не получится», – заявил Аймагамбетов.

Ведомство готовит программу восстановления знаний. Заключается она в организации дополнительных занятий, а также возможности дать педагогам возможность менять учебную программу.

Напомним, что в марте 2020 года Министерство образования и науки РК объявило, что с 6 апреля из-за пандемии коронавируса школьники перейдут на дистанционное обучение. Редакция Liter.kz сравнила опыт перехода Казахстана с другими странами. Также эксперты высказались, нужно ли будет дистанционное обучение даже после пандемии.

Новости партнеров