Стремление к устойчивому развитию и минимизации экологического воздействия привело многие страны, включая Казахстан, к размышлениям о внедрении атомной энергетики как необходимого источника энергии. Данное направление требует тщательного анализа не только технологических и экологических аспектов, но и политических и экономических рисков. Современные дебаты в РК отражают эту двойственность: с одной стороны, страна стремится использовать свои уникальные урановые ресурсы для ускорения экономического развития, с другой – нуждается в обеспечении национальной безопасности и необходимости баланса между иностранным финансированием и национальным контролем. Страна стоит перед выбором стратегического партнерства, способствующему развитию не только атомной энергетики, но и укреплению своего суверенитета в зависимости от условий сотрудничества и влияния иностранных компаний.
Казахстан, обладающий одними из самых значительных в мире запасов урана, уже не первое десятилетие активно рассматривает возможность использования атомной энергии в качестве ключевого элемента своей национальной энергетической стратегии. Первые упоминания о разработке атомной программы в РК датируются еще советским периодом, когда были заложены первые научные и производственные базы для изучения атомной энергии. Однако после распада СССР данные инициативы замедлились из-за экономических трудностей и политических изменений в стране. Возрождение интереса к атомной энергии произошло уже в новом тысячелетии, когда РК, стремясь стать лидером в производстве урана, начал активно исследовать возможности использования своих урановых ресурсов не только для экспорта, но и для собственного энергетического потребления. В целом тема возведения АЭС в РК обсуждается с 1997 года, однако наибольшая активность в этом вопросе наблюдается с 2019 года. Вместе с тем строительство АЭС является сложным и многогранным вопросом, который требует учета множества факторов, включая следующие экономические, политические, экологические и социальные аспекты.
Потребности vs мнение общества
Согласно экспертному анализу и прогнозному энергетическому балансу, для покрытия растущей потребности экономики и населения страны до 2035 года потребуется порядка 34 ГВт, что требует ввода в эксплуатацию порядка 18 ГВт дополнительных мощностей. При этом в настоящее время энергосистемой страны вырабатывается порядка 16,6 ГВт. Дефицит составляет порядка 1,2 ГВт электроэнергии. На этом фоне с середины 2021 года значительно увеличились перетоки электроэнергии из России.
Потребность в новых источниках энергетики очевидна. Однако вопрос атомной энергетики вызывает противоречивые мнения в обществе и может стать катализатором протестов среди населения, опасающегося возможных экологических последствий и аварий на АЭС. Недавние протесты показывают, что население настороженно относится к крупным государственным проектам, особенно в условиях недоверия к власти и коррупционным скандалам.
Внешнеполитические риски – требуется осторожный подход
АЭС особенно при участии иностранных подрядчиков может увеличить зависимость страны от внешних игроков. В условиях нестабильной геополитической ситуации Астана должна тщательно взвешивать свои внешнеполитические шаги, чтобы избежать усиления зависимости от одного крупного игрока.
На этом фоне активные устремления к развитию атомной энергетики демонстрирует соседний Узбекистан, которым в мае этого года внесены изменения в соответствующее межправительственное соглашение с РФ, предусматривающее строительство атомной станции малой мощности.
По данным МАГАТЭ, на сегодня в 31 стране мира эксплуатируется 412 атомных энергоблоков суммарной мощностью 370,1 ГВт. Странами, обладающими значительными ядерными энергетическими мощностями, являются США (93 реактора), Франция (56), Китай (56), Россия (37) и Южная Корея (25).
Вовлечение таких крупных игроков, как Россия, Китай и Франция, может привести к усилению их влияния на внутренние и внешние дела РК, так как атомные проекты неизменно связаны с геополитическими интересами, и выбор партнеров может вызвать политическую напряженность.
В этой связи в условиях глобальной нестабильности любые изменения в политической конъюнктуре могут негативно отразиться на реализации атомных проектов, что делает диверсификацию партнеров стратегически важной задачей для РК.
Россия, имеющая долгосрочные связи с РК в области ядерной энергетики, продолжает играть ключевую роль в его атомных проектах. Однако этот союз не лишен сложностей, так как зависимость от российских технологий и политические условия сотрудничества могут стать препятствием для реализации полной энергетической независимости РК.
Китай, активно инвестирующий в инфраструктуру Центральной Азии, видит в РК не только партнера по инициативе «Один пояс, один путь», но и стратегическую точку для расширения своего влияния в атомной энергетике. Китайские инвестиции часто сопровождаются условиями, которые могут усиливать экономическое присутствие Пекина в критически важных отраслях РК, повышая уровень внешнего управления и контроля.
В случае влияния Кремля и «Росатома» ситуация также неоднозначна. С одной стороны, Россия имеет долгую историю сотрудничества с РК в ядерной сфере, но с другой – текущая геополитическая ситуация и санкции против Москвы создают риски для РК. В случае усиления санкций или политической нестабильности участие российских компаний в атомных проектах может быть ограничено.
Технологическая зависимость и экономические факторы
Привлечение иностранных и транснациональных компаний может обеспечить РК доступом к передовым технологиям, необходимым для строительства атомных электростанций. Однако такая зависимость от внешних поставок оборудования, технологий и технического обслуживания может существенно увеличить долгосрочные расходы. Например, строительство реактора EPR-1200, предлагаемого французской компанией «Electricite de France», потребует регулярных обновлений и импорта топлива, что приведет к зависимости от Франции в области ядерных технологий.
Казахстан с населением около 20 миллионов человек активно развивает индустриальные секторы, такие как добыча полезных ископаемых, металлургия и химическая промышленность. Страна также сталкивается с дефицитом электроэнергии в южных регионах, что объясняет интерес к новым мощностям. Рост индустриализации и планы по расширению экспорта продукции требуют увеличения производства энергии. АЭС могла бы способствовать закрытию этого энергетического дефицита, обеспечивая стабильные поставки энергии на долгие годы.
В то же время экономическая ситуация в Казахстане и вокруг него не так стабильна, особенно в условиях внешних вызовов, а строительство АЭС – это долгосрочный проект, который требует крупных инвестиций (оцениваемых в миллиарды долларов). В этой связи возникают риски, что такие проекты могут привести к усилению финансового бремени и увеличению государственного долга.
Долгосрочные финансовые обязательства также связаны с потенциальными затратами на обслуживание и модернизацию атомных станций. При этом средний срок службы атомных реакторов составляет около 60 лет, и все это время РК будет нуждаться в постоянных поставках топлива и технической поддержке. Если технологическая поддержка будет зависеть исключительно от зарубежных партнеров, РК может столкнуться с трудностями в случае ухудшения международных отношений или экономической ситуации у поставщиков.
Экологические риски
АЭС, несмотря на то, что производит электроэнергию без прямых выбросов углерода, создает долгосрочные экологические риски, связанные с безопасным обращением с радиоактивными отходами и возможными авариями. Учитывая недостаточный опыт РК в управлении ядерными объектами (после закрытия Семипалатинского полигона), есть сомнения, сможет ли страна эффективно справиться с долгосрочными экологическими вызовами, особенно в области обращения с радиоактивными отходами. Случаи катастроф Фукусимы (в марте 2011 года в результате землетрясения) и Чернобыля (1986 г.) напоминают о потенциальных рисках и необходимости комплексного подхода к безопасности и общественному восприятию этих технологий.
Балхаш, который рассматривается как возможное место для строительства АЭС, находится в районе, подверженном умеренной сейсмической активности. Хотя сейсмическая активность в районе этого озера не так высока, как в южных регионах страны, риск землетрясений всегда должен учитываться при строительстве ядерных объектов. Сейсмостойкость АЭС – критический фактор, и недостаточное внимание к этому может привести к катастрофическим последствиям.
Влияние на энергетический рынок
Участие иностранных ТНК в атомной энергетике РК может иметь двоякий эффект на местный энергетический рынок. С одной стороны, строительство атомных электростанций позволит снизить зависимость от углеводородов и сделать энергетическую систему страны более устойчивой. С другой стороны, это создаст новую форму зависимости – от поставок ядерного топлива и технологий для работы атомных станций.
Долгосрочные контракты с иностранными компаниями могут ограничить возможности РК контролировать свои ресурсы и экспортировать энергию на международные рынки. Например, если РК заключит соглашение с одной страной на поставку ядерного топлива, это может уменьшить его гибкость в выборе других поставщиков, что снизит уровень энергетической независимости.
С научной точки зрения предстоит столкнуться с рядом вызовов в сфере эксплуатации и модернизации атомных объектов. Отсутствие достаточного числа квалифицированных специалистов и научных институтов может привести к затруднениям в адаптации передовых ядерных технологий к местным условиям. В долгосрочной перспективе это может замедлить процесс модернизации атомных станций и увеличить зависимость от зарубежных специалистов.
РК необходимо развивать собственные научные институты, которые смогут контролировать безопасность атомных объектов, оценивать влияние технологий на окружающую среду и разрабатывать национальные стандарты для атомной энергетики. В противном случае страна останется зависимой от зарубежных исследований и данных, что может ограничить возможности для инноваций и независимого развития.
Реализация и контроль
Важным условием успешности такого сотрудничества заказчика с вендором является наличие в стране грамотного и независимого национального регулятора – организации, осуществляющей надзор и регулирование атомной сферы. Зарубежные эксперты считают, что казахстанский регулятор в лице Комитета атомного и энергетического надзора и контроля не может считаться независимым, пока находится в составе Министерства энергетики.
В зарубежной практике такой конфликт интересов исключен. Все организаторы-регуляторы атомной отрасли подчиняются напрямую Премьер-министру либо министерствам, курирующим вопросы экологии, а также чрезвычайных ситуаций.
Суммируя описанные ключевые моменты, гражданам Казахстана на предстоящем референдуме предстоит сделать сложный выбор. Да, строительство АЭС в РК на данном этапе выглядит крайне рискованным шагом. С другой стороны, наличие собственной современной технологичной атомной энергетики в купе с крупнейшими в мире запасами природного урана и его добычей позволит вывести энергетический сектор страны в мировое лидерство и обеспечит развитие других отраслей на современный уровень нового века. Избавившись от зависимости страны от ископаемого топлива и сократив выбросы CO2, Казахстан станет не только ресурсо-геополитическим, но и энергетическим центром всей Центральной Азии.
Арман АХМЕТЖАН,
магистр журналистики,
cоискатель научной степени PhD