Качественная питьевая вода в Казахстане за три года – миф или реальность?

В большинстве сел все еще нет централизованного водоснабжения.

Асель Ибадуллаева

За три года власти Казахстана планируют обеспечить 100% населения качественной питьевой водой. С учетом изношенности водопроводных труб, отсутствием модернизации и низким качеством воды в отдельных регионах задача весьма амбициозная. Первые реформы в сфере водообеспечения запущены четверть века назад, однако по качеству воды Казахстан далеко не находится в лидерах. Так на что же тратили бюджетные средства и как реализовали госпрограммы в сфере водоснабжения, рассказываем в авторской колонке журналиста Liter.kz “Госпрограммы простыми словами”.

Отраслевая программа “Питьевая вода”

С конца 90-х здоровье населения и экологическая ситуация в стране была на низком уровне, а поверхностные водоемы загрязнили отходы и химические вещества. К тому же, по данным Министерства здравоохранения, с 1992 года по 2000-й зарегистрированы более 10 случаев вспышки заболевания кишечной инфекцией. В 2000 году по республике заболеваемость вирусным гепатитом по сравнению с 1999 годом увеличилась в 1,8 раза, в том числе в Кызылординской области – в 5,4 раза, Южно-Казахстанской – в 4,1 раза, Мангистауской и Жамбылской – в 1,7 раза, городе Алматы – в 1,9 раза.

Для решения этих проблем запущена первая программа в сфере водоснабжения казахстанцев “Питьевая вода”. Она была рассчитана на 2002-2010 годы и состояла из двух этапов: 2002-2005 годы (1-й этап), 2006-2010 годы (2-й этап).

Цель программы – устойчивое обеспечение населения питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества.

Первоначальный бюджет составил 300 млн тенге. Финансировалась программа за счет местного, республиканского бюджетов, внешних займов, грантов и средств хозяйствующих субъектов.

По результатам программы планировалось обеспечить водой 7 231 населенный пункт, 174 поселка, 86 городов и малых городов. К тому же уровень водообеспеченности должен был возрасти до 80%, а использование воды из централизованных источников – на 20-25%.

Однако при реализации программы не везде денежные средства использовались эффективно, допускались грубейшие нарушения закона, коррупционные преступления, расхищение средств и другие злоупотребления. Кроме того, отсутствие системного подхода и взаимодействия центральных и местных исполнительных органов привело к неэффективному использованию бюджетных средств, некачественному строительству и реконструкции водоводов.

Недоработки в смете привели к тому, что в ряде проектов не учли состояние водопроводных сетей, труб, большинство из которых эксплуатируются более 40 лет и подлежат замене. Так, в Акмолинской области из бюджета на реконструкцию и строительство водопроводных сооружений на 70 объектах выделили более 7,5 млн тенге, а из местного – около 1 млрд тенге. Ожидалось, что в результате вложенных ресурсов доступ к питьевой воде будут иметь 95% населения, однако централизованным водоснабжением обеспечено только чуть более 50%.

Плюс к этому акиматы не решили вопросы содержания и постановки на баланс коммунальных предприятий. Например, в Атбасарском районе из 15 сетей водоснабжения 13 – ничьи. В Ордабасинском районе не работало 15 из 17 очистных сооружений стоимостью 58,3 млн тенге.

В регионах также нарушалось законодательство о регистрации водных объектов, используемых юридическими и физическими лицами. Кроме того, руководители подрядных структур в сговоре с должностными лицами госорганов расхищали средства бюджета.

По данным Генпрокуратуры РК, государству нанесен ущерб в размере более 250 млн тенге в рамках этой программы.

В итоге усилиями отдельных должностных лиц реализация программы превратилась в инструмент личного обогащения, бюджетные средства тратились на изначально нереализуемые проекты, либо построенные объекты простаивают по различным причинам, не изученным при планировании работ, – отметил тогда зампредседателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин.

По итогам программы в 2011 году доступ к централизованному водоснабжению в селах достиг только 41%, в городах – 72%.

Изношенность сетей водоснабжения в городах составляла  60%. Тогда власти гарантировали, что к 2020 году в среднем по республике уровень доступа к питьевой воде составит 98%.

Учитывая недочеты этой водной программы, в правительстве разработали следующий долгосрочный проект.

Программа “Ақ бұлақ”

По указу Назарбаева в 2010 году утверждена программа “Ақ бұлақ” на 2011-2020 годы. Срок реализации поделили в два этапа: 2011-2015 годы (1-й этап),  2016-2020 годы (2-й этап). Однако программа не прослужила долго и утратила силу в 2014 году.

Цель программы – обеспечение населения качественной питьевой водой и услугами водоотведения.

Финансировалась она за счет средств институтов развития, собственных средств эксплуатационных предприятий, отечественных и зарубежных инвестиций и в пределах средств, предусматриваемых государственным бюджетом. Было выделено из бюджета – 951 млн 490,3 тыс. тенге.

По итогам программы планировалось обеспечить доступ к централизованному водоснабжению в селах на 80%, в малых городах – на 100%. Ставилась задача охватить системой мониторинга проектов водоснабжения и водоотведения в 86 городах и 6 943 селах и обеспечить население питьевым водоснабжением 24 часа в сутки.

По итогам 2020 года обеспечен доступ к централизованному водоснабжению в городах на 97,2%, в селах на 64,3%.

По словам координатора общественное объединения “Ангел” Алмы Конаровой, в 2014 году на ремонт водопроводов в 85 населенных пунктах Алматинской области выделено 14,5 млрд тенге. Работы завершены только на 43 объектах из 85.

Координатор проекта по мониторингу выполнения программы “Ақ бұлақ” в Акмолинской области Фатима Хампиева отметила, что в Жаксынском районе сложилась крайне сложная ситуация с обеспечением водой в селах Подгорное и Запорожье.

В Подгорном с трудом, но все-таки удалось установить водопровод, а в Запорожье сдача его в эксплуатацию сорвалась из-за проблем с подрядчиком, – сказала она.

Также проблемы наблюдались на западе страны. Так, из 411 населенных пунктов Актюбинской области водой охватили лишь 109. Жители сел платили работникам из своего кармана, чтобы провести воду в дома.

Власти отметили, что многие построенные объекты по программе не функционировали из-за отсутствия единой технической политики и применения некачественных материалов.

После принятия в 2019 году госпрограммы “Нұрлы жер” первоначальные планы по обеспечению доступа к питьевой воде всего населения республики к 2020 году перенесены на 2025 год.

При этом в Счетном комитете отмечают, что риски недостижения поставленной задачи к 2025 году сохранены по причине несогласованности и фрагментарности отраслевой политики.

Дефицит воды в Казахстане

По данным ПРООН, Казахстан водозависимая страна, где две трети страны представлены засушливыми зонами. Значительная часть водных ресурсов поступает из соседних стран, отчего вопрос использования трансграничных рек для республики является жизненно важным.

По прогнозам экспертов, уже через 20 лет водопотребление в Казахстане вырастет на 56%, а дефицит воды может превысить 20 кубокилометров в год.

Как сообщают в  ПРООН, воздействие изменения климата уже сказывается на благосостоянии многих слоев населения.

Эти изменения влияют на здоровье людей, доступность воды для питья и санитарии, системы отопления и доступ к энергии. Тепловые волны и засухи могут увеличить смертность, особенно среди уязвимых групп, – отмечают эксперты.

К наиболее значимым последствиям изменения климата относятся в том числе растущий дефицит воды и усиление засухи.

Водные экосистемы в Казахстане отличаются особой уязвимостью, поэтому, если не принять своевременных мер, трагедия Аральского моря может повториться на озере Балхаш, в дельте реки Урал, в других экосистемах, от состояния которых зависит благополучие многих миллионов проживающих там людей, – говорится в отчете ПРООН.

Эксперты подчеркивают, что меры по водосбережению – первоочередная задача для адаптации к изменению климата. Водосбережение на всех уровнях и во всех секторах может дать 50% экономии от всех используемых в настоящее время водных ресурсов. 

Для этого предлагается повысить требования по водосбережению и интегрировать эту задачу во все действующие политики государственных и местных органов.

Обеспечить 100%-й доступ к качественной питьевой воде к 2025 году – нелегкая задача, учитывая, что не только жители регионов, но и астанчане вынуждены каждую неделю покупать соответствующую стандартам воду. В поселках ситуация хуже, есть 226 сел, где жители до сих пор не могут добиться замены водопровода и потреблять чистую воду. Решиться ли эта задача в течение трех лет – вопрос весьма спорный.

Новости партнеров