За последние три года были благоустроены 900 общественных мест и дворовых пространств.
Архитектура и благоустройство города способны повлиять на настроение человека – так считают столичные урбанисты. Но в отличие от архитектора или градостроителя, урбанист не проектирует новые здания и кварталы, а улучшает уже существующие. Как в столице обустраивают общественные пространства и создают комфортную для жителей среду, рассказал газете “Литер” руководитель Центра урбанистики г. Астаны Еднар Базыкен, передает Liter.kz.
В 2017 году в Астане был создан Центр урбанистики. “Урбан”, что переводится с английского, как “городской”, в данном случае подчеркивает главную задачу, поставленную перед командой центра, – развитие городской среды и создание комфорта для ее жителей. Аккумуляция достижений гуманитарных, социальных и технических наук для того, чтобы развивать города, делать их комфортнее и удобнее для жизни, – вот над чем работают урбанисты во всем мире. В отличие от архитектора или градостроителя, урбанист не проектирует новые здания и кварталы, а улучшает уже существующие.
Акиматам города и районов помогает своими идеями команда молодых, энергичных архитекторов и дизайнеров. Они, приступив к работе, прежде всего изучили всю Астану и ее окраины. Затем началось проектирование будущих зон отдыха. Благодаря большой командной работе за последние три года были благоустроены 900 общественных мест и дворовых пространств. Это парки, скверы, дворы, пляжи – одним словом, места досуга горожан.
Есть две теории развития городов – человекоцентричная, когда все для человека, и вторая концепция – город для машин, когда предусмотрены большие развязки, транспортная инфраструктура. В настоящее время многие мегаполисы стремятся стать комфортными для человека, – рассказывает Базыкен.
В Америке, например, где благодаря Генри Форду личный автотранспорт стал массовым явлением очень быстро, проблему реформирования городов стали решать с помощью расширения дорог, строительства транспортных развязок и многополосных магистралей. Однако вскоре выяснилось, что расширение дорог не ведет к уменьшению пробок.
Градостроители Европы предпочли другой путь – стали развивать общественный транспорт и сдерживать автомобилизацию. Человеку, который ездит на работу на автобусе, электричке или трамвае, нужно гораздо меньше места, чем занимает личный автомобиль.
В этом случае приходят на ум платные парковки, коих в Астане в последнее время очень много. Таким образом, значит, столичные власти идут в унисон с мировой политикой, чтобы пересадить горожан на общественный транспорт.
По словам Елнара Базыкена, после пандемии горожане полюбили прогулки на свежем воздухе, в парках и скверах. Урбанисты пошли им навстречу и создали пешеходные улицы, такие как Demalys Promenade и бульвар Театральный. Связали маршрут с городской набережной, благоустроили парк рядом с ней. Это привело к оживлению общественного пространства в историческом центре Астаны. Как утверждают сами урбанисты, они видят своей целью придать свежее дыхание старым районам города, улучшить психологический климат в депрессивных районах. И вот уже на смену серости приходят зеленые скверы, яркое освещение, необычные архитектурные формы.
Особую миссию вкладывают урбанисты в создание муралов: рисунки на стенах домов теперь не просто украшение, но и элемент с социальным, а то и с идеологическим посылом.
Мы гордимся проектом пространства под мостами. Это востребованные молодежью проекты, – рассказывает Елнар. – Заброшенные подмостовые пространства нам удалось превратить в точки притяжения для молодых людей.
Действительно, первый опыт в этом направлении – новое арт-пространство под мостом “Сарайшык” – с первых же дней после открытия продемонстрировал своевременность и востребованность. Позже такие досуговые площадки под городскими мостами стали появляться и в других местах. Популярным стало подмостовое пространство возле ЕНУ им. Л.Н. Гумилева со стритбольными площадками, паблик-артом. С раннего утра и до позднего вечера там можно встретить молодежь, увлеченную игрой в баскетбол, или просто отдыхающих прохожих.
То же самое можно сказать и о паркур-парках, где с каждым разом все больше становится мальчишек и девчонок, катающихся на скейтах и самокатах. И, глядя на это, понимаешь, что предназначение урбанистики – сделать не только красиво, но и полезно. Помните, когда в городе стали появляться велосипедные дорожки? На тот момент велосипедистов было не так много, как сейчас. Создали инфраструктуру – появился спрос. Точно так же и со спортивными площадками, будь то баскетбол, футбол или что-то другое. Теперь подростки и студенты не слоняются по дворам, а с удовольствием занимаются спортом.
Конечно, во многих вопросах урбанисты смотрят на опыт других стран. Но путь у каждого города свой, это надо признать. И то, что нравится европейцам, жителям казахстанской столицы может не подойти. Поэтому урбанисты не стоят на месте, создают эксклюзивные проекты с учетом местонахождения, контингента жителей. К примеру, даже у каждого парка свой “сценарий” – один тихий, для прогулок с колясками и чтения книг на лавочке в тени деревьев, второй – засажен зелеными газонами для пикников, – третий шумный и веселый, с аттракционами и каруселями.
Вспоминается начало 2000-х, когда активно застраивавшийся левый берег был центром притяжения для всех горожан. Старая часть города на тот момент не могла предоставить широкий выбор мест отдыха. Но не прошло и двух десятилетий, как привлекательными стали даже отдаленные от центра районы. Почти в каждом из них теперь есть свои скверы, прогулочные зоны.
Урбанисты активно работают над созданием безбарьерной среды. Это когда бабушкам и дедушкам, а также родителям с детьми предоставляется возможность прогуливаться не только внутри своего двора, но и за его пределами. И эта задумка тоже получила мощный резонанс: людей старшего поколения, прогуливающихся по городу, многие из которых со скандинавскими палками, становится все больше в парках и скверах, расположенных в непосредственной близости к их дому.
Мы, как санитары, видим проблемы, и стараемся их искоренять через настроение людей. На каждый проект смотрим через психологию людей. И что приятно – люди ментально быстро меняются. Значит, мы не зря трудимся, – говорит руководитель Центра урбанистики.
Миргуль Джилкишинова