Сменилось Правительство
Главной проблемой старого Правительства было то, что оно в большей мере занималось статистикой экономики, а не оживлением экономики. Не смогло заняться решением фундаментальных проблем экономики, а сосредоточилось на цифрах.
Думается, главная задача нового Правительства — разорвать злокачественную ткань олигархического организма в экономике страны, дать задышать экономике свежим воздухом.
Из-за засилия искусственно созданных монополий в экономике страны острая нехватка воздуха и в ткани не поступает "свежая кровь".
Для поступления свежего воздуха нам нужна новая индустриализация, для этого нужны идеи, кадры, квалификация.
***
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил перед Правительством задачу удвоения ВВП страны в 2029 году с 280 до 450 млрд долларов.
Это грандиозная задача, решить которую можно только посредством правильной мобилизации экономики и административного ресурса.
Так как речь идет о качественном рывке вперед, мы должны провести комплексный анализ всех факторов, которые влияют на современные экономические отношения в стране.
Для начала следует провести исторический анализ становления экономики Казахстана в современном ее понимании.
Без глубинного анализа генезиса, исторических корней экономики Казахстана невозможно решить ни одну стратегическую задачу ускоренного экономического развития страны.
Одна из проблем реформирования экономики Казахстана в постсоветский период — реформаторы не занимались исследованием "прошлого", на каком фундаменте развивалась экономика страны, каков генезис экономических отношений и т. д.
Как известно, экономика нашей страны построена на освоении крупных рудных и нефтяных месторождений.
В начале 30-х годов прошлого столетия знаменитый казахский ученый и государственный деятель Каныш Сатпаев благодаря своей решительности, бурной энергии и аналитическому уму смог привлечь крупные капитальные вложения союзных народных комиссариатов (министерств) в процесс исследования и освоения рудных месторождений Центрального Казахстана.
Благодаря пробивному характеру Каныша Сатпаева были открыты Жезказганско-Балхашский бассейны цветных металлов, Сатпаев внес огромный вклад и в развитие в Караганде комплекса черной металлургии и т. д.
Иртышско-Карагандинский канал, который сегодня обеспечивает питьевой водой весь Центральный Казахстан и Астану, тоже является плодом огромного труда и позитивной энергии этой гениальной личности.
Канал должен был достичь Жезказгана, не хватило сил и жизни Каныша Имантаевича.
Огромная заслуга Каныша Сатпаева еще в том, что он вместе с капитальными вложениями в сферу добычи полезных ископаемых привел в Казахстан научно-техническую компетенцию международного масштаба.
После окончания Великой Отечественной войны он "пробил" открытие в Казахстане Академии наук.
Это был огромный прорыв Казахстана в мир науки!
Казахстан стал центром научной компетенции в сфере цветной и черной металлургии, химической промышленности, в аграрной сфере и т. д.
Но в этом историческом экскурсе есть и одна загвоздка, которая имеет негативное значение для экономической системы современного Казахстана.
Экономика Казахстана ориентирована на постоянное освоение рудных и нефтяных месторождений, экономика нашей страны изначально была построена на экстенсивных принципах.
Промышленность является добывающей, а обработки, даже первичной, в экономике Казахстана очень мало.
"КазЦинк", "Кармет", "Казахмыс" — все базовые предприятия страны направлены на первичную добычу цветного и черного металла.
Казахстан в советское время был одним из главных поставщиков сырья для машиностроительной, химической и других отраслей промышленности бывшего Союза.
Наша республика давала около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, занимала первое место в СССР по добыче хрома, третье — по добыче угля, железных и марганцевых руд. В Казахстане стали добываться молибден, вольфрам, ванадий, никель, марганцевая руда и т. д.
Да, это был огромный шаг в сторону индустриализации страны.
Но Казахстан оставался "сырьевым придатком" Союза. У нас строились заводы по добыче сырья. Обрабатывающие же заводы и фабрики находились вне границ Казахстана. Вследствие чего колоссальная добавочная стоимость от переработки сырья оседала в центральных отраслевых министерствах.
Освоение целины тоже преследовало цель обеспечения сельскохозяйственным сырьем центра. В Казахстане строились только элеваторы для зерна, при "миллиардах пудов" зерна для государства в нашей стране не был создан мало-мальский мукомольно-макаронный кластер.
В восьмидесятые годы прошлого столетия ставилась задача перехода от экстенсивного пути развития к интенсивному, но дальше разговоров дело не пошло.
В 1987 году тогдашний Председатель Совета министров Союза Н. Рыжков назвал экономику Казахстана "самой ущербной" вследствие отсутствия высоких технологий и добавочной стоимости в производстве.
Ради справедливости надо отметить, что в то время в Казахстане работал ряд успешных предприятий в сфере легкой промышленности, приборостроения, машиностроения и т. д.
"Павлодарский тракторный завод", обувная фабрика "Жетісу", "Алматинская фабрика ковров", "Завод приборостроения", "Комбинат шелковых тканей" в Усть-Каменогорске и т. д.
После обретения независимости Казахстан не смог сохранить даже этот скромный потенциал промышленного производства высокого в то время передела.
Все эти заводы и фабрики были закрыты.
Почему?
Вот здесь мы подходим к одной из главных проблем нашей экономики, без решения которой невозможно провести очередную индустриализацию Казахстана.
Это национальная компетенция и квалификация.
Чтобы понять огромную роль компетенции в экономике, мы опять должны обратиться к истории.
Немногие знают, что индустриализация бывшего СССР была проведена на базе производственного потенциала США.
С 1930 по 1940 год, за 10 лет, американцы построили в СССР 1 500 заводов и фабрик.
Конечно, за это американцы получали огромные сверхприбыли.
"Страна советов" за счет раскулаченных и голодающих, а также за счет экономии бесплатного труда ГУЛАГа щедро платила им.
В стране, особенно в Казахстане, был голод, в то же время миллиарды долларов от продажи зерна, мяса текли на закуп промышленного оборудования и ноу-хау "за океан".
Самое главное, американские профессоры, тоже небесплатно, подготовили на рабфаках более 300 тысяч квалифицированных специалистов — кадры для промышленности на десятилетия вперед!
Оттуда вышли многие министры союзного и республиканского значения, директора заводов, всевозможных НИИ, которые стали "человеческим каркасом" промышленного потенциала того времени.
Это был один из первых опытов массового импорта компетенции и квалификации.
Надо отметить, что страны, которые в конце XX века достигли колоссальных экономических успехов в различной форме, тоже занимались импортом компетенции и квалификации из стран Запада.
Японцы перед реформами Мейдзи массово направляли свою молодежь для обучения в Европу.
Китайцы в начале XX века тоже стали направлять своих детей на обучение и работу в европейские страны. Дэн Сяопинь, например, работал на заводе "Пежо" разнорабочим.
В 1963 году между ФРГ и Южной Кореей было заключено соглашение о найме рабочей силы.
В соответствии с которым более 20 лет 10 тысяч молодых корейцев работали на шахтах и других производствах в Германии, а девушки работали медсестрами и санитарками.
Обратно из европейских стран незримо шли компетенции и квалификация в производство, в сферу услуг, которые копились европейцами сотни лет.
В начальный период, если кто помнит, автомобилестроение Южной Кореи, легкая промышленность Китая только копировали европейские бренды и изделия.
Теперь мы можем ответить на вопрос, почему была закрыта часть высокоточных заводов и фабрик легкой промышленности Казахстана в начальный период независимости.
Да, были разрушены хозяйственные связи, была нарушена логика кооперации.
Но главная причина закрытия этих производств заключается в том, что были утеряны компетенции.
Некоторые люди — носители компетенции — переехали в другие страны, часть кадров ушла из отрасли. Отрасли остались без квалифицированных кадров.
Таким образом, у нас в стране произошла частичная деиндустриализация.
В Казахстане остались функционировать предприятия, только ориентированные на добычу сырья.
Мы столкнулись с экономическим явлением, которое еще называют "голландской болезнью".
Или "ресурсным проклятием".
Суть этой теории "ресурсного проклятия" заключается в том, что считается, что в странах с богатыми природными ресурсами вместо экономического развития наблюдаются бедность, коррупция, политическая нестабильность.
Как нам избавиться от "ресурсного проклятия"
Мы увидели, что в советские времена десятилетиями в Казахстан вкладывались огромные средства на создание добывающей промышленности в экономике.
Надо признать, это были астрономические даже по нынешним меркам капитальные вложения!
Добывающая экономика по своей сути ориентирована на постоянный поиск новых месторождений полезных ископаемых.
То есть вся пассионарная энергетика экономического процесса находится в замкнутом круговороте.
С одной стороны, добывающая экономика в Казахстане — это наше конкурентное преимущество, с другой стороны, мы страдаем "ресурсным проклятием".
Когда мы говорим об экономических реформах в Казахстане, то должны говорить об интенсификации производства.
Что такое интенсификация производства в условиях Казахстана?
Это внедрение элементов научно-технического прогресса, переход на пятый и шестой передел производственного цикла, то, о чем Президент Токаев постоянно говорит Правительству!
Мы недостаток своей экономической системы, связанный с ориентацией на сырье, должны превратить в конкурентное преимущество.
И это не только внедрение в производство в нашей стране элементов современного научно-технического прогресса. Мы должны быть способными создавать промышленную кооперацию с крупными мировыми промышленными концернами, чтобы крупные промышленные концерны на основе нашей добывающей промышленности создавали свою "добавочную стоимость".
Шестнадцать заводов и фабрик, о строительстве которых говорит Глава государства, должны быть построены в смежных отраслях добывающей промышленности как создание единого промышленного кластера в Казахстане.
Такие шаги потребуют новых промышленных разработок, обучения кадров, строительства новых корпусов и т. д.
Также такие шаги связаны с изменением уклада хозяйственного цикла заводов. Обычно таким новшествам противодействуют акционеры и руководство этих заводов.
В советское время отчасти из-за саботажа "красных директоров" потерпели крах промышленные реформы Рыжкова, связанные с внедрением принципов хозрасчета и НИОКР.
Сегодня в качестве торпедирующей силы реформ Токаева в промышленной отрасли могут выступить акционеры крупных заводов, хозяева банков. Это одни и те же считанные люди.
У них сырьевое производство налажено, деньги текут, они не заинтересованы в налаживании более инновационного производства. Инновационное производство связано с дополнительными затратами на обновление производства, развитие человеческого капитала и т. д.
Ситуация патовая.
Если начать реализацию стратегии К. Токаева, в краткосрочном плане акционеры заводов и фабрик недополучат свои сверхприбыли, а государство. если не реализует установки Президента, в стратегическом плане и дальше будет оставаться сырьевым придатком мировой экономики.
У государства должны быть инструменты барьеров для сырьевой отрасли и стимулы для перехода к более инновационному производству. Государственным регулированием сферы промышленности занимаются все страны.
А наше Правительство сегодня показывает свою "беззубость" перед крупным промышленным капиталом.
Мы ни разу не слышали, чтобы Правительство ставило общую задачу перед крупным промышленным капиталом о переходе на более инновационное производство, внедрение передовых методов НИОКР, кооперации и т. д.
Крупный промышленный капитал Казахстана свое богатство создает посредством часто хищнической эксплуатации полезных ископаемых, которые принадлежат всему народу.
Следовательно, государство от имени народа страны имеет право требовать от промышленников повышения эффективности производства.
А в Правительстве, следует полагать, по крайней мере раньше так было, больше сосредоточены на лоббировании интересов крупного промышленного капитала по части уменьшения налогов, таможенных платежей, штрафов за загрязнение окружающей среды для этих "тузов жизни", а взамен государство не получает никаких выгод для страны.
Нужны новые "правила игры".
Должны быть расставлены приоритеты на внедрение передовых принципов производства, перехода на более высокий передел производственного цикла, внедрение прогрессивных форм НИОКР, на международную промышленную кооперацию.
Нам нужна новая промышленная политика.
При формировании новой экономической политики мы должны учитывать опыт других стран.
В то же время не должны забывать и свои исторические корни. Как говорил Дэн Сяопин, "Слепое копирование чужого опыта и чужих моделей никогда к успеху не приводило".
Как показывает исторический опыт Казахстана, индустриализация не может проходить без государственного вмешательства.
Принципы государственного регулирования следует направить на стимулирование глубокой обработки в промышленной сфере. Это налоговые преференции, государственная протекция для лиц и фирм, которые внедряют промышленное ноу-хау, занимаются кооперацией с высокотехнологичными промышленными концернами и т. д.
Если подумать, у государства множество экономических, финансовых и административных инструментов для реализации такой промышленной политики.
Экономика Казахстана не такая большая, такую политику можно внедрять и по "дорожной карте".
Исторический экскурс показал, что во времена индустриализации в нашей стране были внедрены компетенции и созданы новые технологии и деньги.
Эти три компонента являются корнем успешной индустриальной модернизации.
Компетенции и технологии в начале XX века были внедрены путем строительства новых заводов, привлечения научных и производственных кадров и обучения местных кадров, обеспечением всех этих шагов крупным капитальным вложением.
То есть перезагрузка экономической системы Казахстана сегодня требует "новых людей", доступа к инновационным технологиям и длинных денег.
Какой вывод?
Новую промышленную политику следует внедрять не со строительства впопыхах новых объектов, а с формирования условий, чтобы эти новые заводы соответствовали историческому укладу промышленности, были бы органическим развитием устоявшегося производственного цикла, и чтобы людскому капиталу страны были под силу новые промышленные горизонты.
Еще одно важное обстоятельство, почему добывающие предприятия, построенные в начале 20-х годов в Казахстане, были успешно интегрированы в мировое экономическое пространство?
XX век был веком металла. Мировому авиастроительству, автомобилестроению были необходимы десятки тысяч тонн алюминия, цинка, свинца и черного металла.
XXI век является веком пластмассы и чипов.
Следовательно, нашу экономику уже необходимо ориентировать под эти тенденции мировой экономики.
Пластмасса — это химическая промышленность.
Следовательно, нашу нефтяную отрасль следует развивать до кластера химической промышленности.
Чипы — это то, что будет определять смысл и облик нашей цивилизации в ближайшем будущем. Поэтому нам следует думать, как подстроить нашу экономику под этот мировой тренд. На рынке чипов уже крутятся триллионы долларов, там надо искать свою нишу.
Для вхождения на этот рынок "новой промышленности" нам следует привлечь иностранных консультантов.
Пластмасса и чипы — отрасль, где у нас нет ни знаний, ни опыта. По опыту периода индустриализации советского периода и опыту других стран мы должны пригласить узких специалистов в эти сферы.
В качестве консультантов нам не нужны специалисты в сфере макроэкономики наподобие Чакраборти, Блэр и т. д., нам нужны узкие специалисты в сфере научно-технического прогресса, ноу-хау.
***
В прошлые десятилетия в Казахстане были попытки "новой индустриализации".
Была программа "30 корпоративных лидеров", программа форсированного индустриального развития и т. д., которые провозглашались под усиленные фанфары и печально растаяли, как утренний туман.
Для реализации этих программ были затрачены десятки миллиардов долларов бюджетных средств.
Что касается халатности в трате народных средств должностными лицами, компетентные органы должны провести расследование. Это отдельная история.
Эти программы пали жертвами не только системы "откатов" и "подкатов" и повальной коррупции. Эти программы не увенчались успехом, ибо начинали не с того конца.
Для реализации новой экономической политики нам нужны люди, то есть квалификация и компетенция, технологии, то есть внедрение принципов научно-технического прогресса, ноу-хау и длинные деньги.
Эти навыки придут тогда, когда экономика страны будет демонополизирована, в сферу промышленности придут новые производственные силы, которые соответствуют современным трендам промышленного развития.
Казахстану нужно создавать новые производственные силы, которые бы обладали современными квалификациями и были способны внедрять новые принципы новейших ноу-хау.
Ерлан Саиров