Как казахстанцам обезопасить себя во время поездки в такси

Простые правила для безопасных поездок.

Маржан Бакиева

Поездки на такси давно перестали быть роскошью, а стали повседневной необходимостью. Тысячи казахстанцев выбирают сервисы пассажирских перевозок, потому что это удобно, быстро и выгодно. Однако, несмотря на то, что компании совершенствуют сервисы для поиска транспорта, в СМИ и соцсетях продолжают появляться негативные новости о происшествиях с участием водителей и пассажиров. Как сделать поездки безопасными как для водителей, так и для пассажиров, читайте в материале Liter.kz.

 

Ежедневно и водители, и пассажиры рискуют жизнью и здоровьем, находясь в такси. В качестве пассажира может оказаться человек с плохими намерениями. Переживают и пассажиры, ведь среди них уязвимые категории – молодые девушки, мамы с детьми, пожилые.

Список угроз для пассажиров очень широк. Чаще всего они могут столкнуться с неадекватным поведением водителя – навязчивым общением, угрозами, спорами на тему политики и религии. В результате разгоревшегося конфликта водитель может потребовать покинуть автомобиль.

Распространенная ситуация, когда водитель может не довезти пассажира до нужной точки, иметь в салоне постороннего человека, смотреть видеоролики на телефоне, набирать текстовые сообщения, опасно водить автомобиль и т. д.

В то же время водители также ощущают угрозу своей безопасности. Среди типичных случаев – порча салона автомобиля, буйное поведение нетрезвых клиентов, провоцирование конфликта, драки. В редких случаях пассажир может сделать ложное заявление о попытке изнасилования со стороны водителя.

Распространены попытки мошенничества как со стороны водителей, так и со стороны пассажиров.

Водители, которые работают по тарифу “Курьер”, могут присвоить себе заказ, попросить дополнительно оплатить свои услуги, сославшись на неполадки с приложением или воспользовавшись незнанием заказчика. Пассажиры, в свою очередь, часто норовят сбежать, не оплатив поездку.

Фото: Pixabay.com

На что обратить внимание при заказе автомобиля

При выборе транспортного средства с помощью мобильного приложения нужно следовать правилам, чтобы сделать поездку максимально безопасной.

Обратите внимание на рейтинг водителя. Он складывается из оценок десятков пассажиров и, как правило, достаточно точно соответствует профессионализму водителя. Низкий балл должен насторожить.

Когда водитель прибывает к ожидающему пассажиру, следует проверить, совпадает ли марка, цвет и госномер транспорта с теми данными, которые приведены в приложении.

В автомобиле должен находиться только водитель, если это не тариф “Вместе”.

Откажитесь от поездки, если поведение водителя вызывает опасение – например, есть подозрение, что он нетрезв или находится под воздействием наркотических веществ. 

 

Правила взаимодействия пассажира и водителя

Необходимо верно указать точку подачи автомобиля и пункт назначения. Точно указанный адрес минимизирует вероятность конфликта между водителем и пассажиром.

Если с вами едут дети, которым требуется автокресло, то следует указать это при заказе. При поездке с животным, необходимо сообщить заранее.

Заказывая транспорт, следует помнить об общепринятых правилах поведения – поздоровайтесь с водителем, старайтесь не испачкать салон автомобиля, не отвлекайте его разговорами на отвлеченные темы.

Пристегнитесь ремнем безопасности, даже если дорога займет короткое время.

Заранее приготовьте оплату за проезд или убедитесь, что на вашем банковском счете достаточно средств для оплаты поездки.

 

Фото: Pixabay.com

Человеческий фактор как причина конфликтов

В компании-перевозчике рассказали, с какими типичными угрозами безопасности сталкиваются водители и пассажиры.

Типичные угрозы одинаковы и, как правило, происходят из взаимодействия между водителем и пассажиром. Например, пассажир долго выходил из дома, или водитель подъехал не к тому подъезду. Слово за слово – поругались. Большая часть жалоб связана с конфликтами и спорами между пассажиром и водителем. Это типичные случаи, которые характерны для всех сервисов, не только для нашего, – говорит руководитель безопасности inDrive Сабина Мамедова.

По ее словам, менее трех процентов случаев связаны с более неприятными историями: выпивший пассажир повел себя грубо, водитель попал в ДТП и т. п.

Угрозы, требующие вмешательства правоохранительных органов, составляют незначительную долю от общего числа поездок. Однако, такие случаи происходят довольно редко, потому что и водитель, и пассажир хорошо знают, что подобные сервисы сотрудничают с полицией, в том числе inDrive, и уйти от ответственности просто нельзя, – отметили в компании.

В компании привели следующую статистику: в Казахстане пассажиры жалуются на водителей почти в семь раз чаще – 88% жалоб за первое полугодие 2023 года поступило от пассажиров. При этом, не подтвердилась лишь каждая пятая жалоба (20%). Жалобы водителей на пассажиров в 1,5 раза чаще оказывают неподтвержденными. То есть водители жалуются реже, но число подтвержденных случаев нарушений у них выше.

Для безопасности водителей и пассажиров существуют уровни проверки.

Есть те, за которые отвечает агрегатор, а есть те, за которые отвечает государство или уполномоченные организации. Например, сотрудничая с таксопарками, мы делегируем проверку состояния транспортного средства таксопарку, который имеет соответствующие полномочия. Также, не стоит забывать, что государственные органы ежегодно проверяют техническое состояние каждого транспортного средства, а водительские навыки каждого конкретного лица подвергаются проверке в рамках процедуры получения водительских прав, – сообщила Сабина Мамедова.

Она отметила, что все пользователи проходят процедуру регистрации и предоставляют некоторые свои данные, включая номер телефон. Этот шаг позволяет исключить анонимность на платформе и в случае официального запроса, эти данные могут быть переданы правоохранительными органам.

У водителей мы обязательно проверяем водительские права и документы на автомобиль. Помимо того, что эти же документы у них проверяет таксопарк. Кроме того, водители проходят регулярный фотоконтроль для подтверждения использования своего аккаунта и зарегистрированного автомобиля.

Методы проверки включают также реакцию службы поддержки на жалобы пользователей, систему отзывов и рейтингов, а также меры вплоть до блокировки аккаунта и в некоторых случаях блокировки девайса, чтобы избежать попыток повторной регистрации на платформе, – рассказала Сабина Мамедова.

Председатель Республиканской ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов напомнил, для того, чтобы заниматься пассажирскими перевозками, необходимо открыть ИП или ТОО. После подачи уведомления в местные исполнительные органы о своей деятельности, нужно соответствовать нормам транспортного законодательства в отношении перевозчика, транспорта и водителя.

Однако в имеющихся реалиях закон существует в параллель тому, что сегодня есть на рынке. А рынок сегодня самоорганизован. Есть пассажиры, которым нужно добраться до нужной точки и есть те люди, которые удовлетворяют эту потребность и получают за доход. Чтобы стать водителем, достаточно 20 минут для регистрации в приложении, не выходя из дома. Говорить, что в таких условиях водители и пассажиры застрахованы от различных рисков, не приходится. Все зависит от правил мобильных агрегаторов подбора такси, которые направлены на выявление недобросовестных водителей и пассажиров, – отметил он.

Ради всеобщей безопасности пассажиры и водители должны сообщать об инцидентах, которые произошли во время поездки. Тогда агрегатор узнает о недобросовестных участниках системы и примет меры.

Новости партнеров