Подорожание собираемых в Казахстане моделей ожидается чуть ниже, чем импортных.
Конфликт России и Украины уже повлиял на курс тенге к доллару, который сильно зависит от российского рубля. Падение тенге в свою очередь отразится на стоимости машин, передает kolesa.kz.
Цена автомобилей в казахстанских автосалонах зависит от валютного курса. Причем распространяется это как на полностью импортные машины, так и машинокомплекты, ввозимые в Казахстан для последующей сборки. И те и другие оплачиваются в иностранной валюте.
Можно с уверенностью заявить: вслед за ослаблением курса тенге цены на новые автомобили взлетят вверх. Зависимость прямая. Насколько – вопрос открытый, и прогнозы строить не выходит, так как тенге слабеет день ото дня, – говорят эксперты.
Автомобили дорожали после каждой девальвации. Можно заметить, что цены в переводе на доллары США за несколько лет росли медленнее по сравнению с тенге. Например, Lada Granta. В 2012 году за седаны просили от 1,2 миллиона, или около восьми тысяч долларов по курсу на тот момент. В 2019 году с появлением обновленной “Гранты” цена в долларах выросла лишь на 160, а вот в тенге прибавка оказалась более существенной. Цены начинались от трех миллионов. В январе 2022 Lada Granta в Казахстане предлагали покупать по цене от 3,7 миллиона, в долларах это 8,4 тысячи. Итого в американской валюте цена за 10 лет выросла на 5,1%, а в казахстанской – на 209%. Если предположить, что курс доллара устаканится на отметке 500 тенге, цена на “Гранту” будет стартовать от 4,2 миллиона тенге.
Еще один пример: Toyota Camry XV70. Седаны последнего поколения вышли на рынок Казахстана в 2018 году. В том июле стоимость самой простой версии Camry составляла примерно девять миллионов тенге, или 26,3 тысячи долларов. В 2021 году модель пережила обновление, а к началу 2022 в официальных прайсах тенговая стоимость машины в самой доступной комплектации с новым двухлитровым мотором и вариатором составляла 13,4 миллиона тенге. В долларах по курсу на начало февраля это 30,9 тысячи. Итого плюс 4 548 долларов, или 17,3%. В тенге прибавка составила 50,7%, или 4,4 миллиона.
Как изменится стоимость автомобиля, выпускаемого сейчас в Казахстане по методике CKD, то есть с увеличенной долей локализации – со сваркой и окраской кузова. Разбираем на примере популярного седана Hyundai Accent.
В середине 2016 года за седаны еще полностью российского производства в автосалонах Казахстана просили от 3,7 миллиона тенге, или примерно 10,9 тысячи долларов. Сейчас схожих по уровню комплектаций в продаже нет. Берем версию подороже, но с тем же базовым мотором и механикой. По прайсу она стоила в то же время 4,3 миллиона тенге, или 12,6 тысячи долларов. За пять прошедших лет Accent успел пережить рестайлинг, а также “побывать” на двух заводах, базирующихся в Казахстане: сначала на костанайском предприятии, а с 2020 года на алматинском заводе Hyundai. Цена тоже выросла. Схожая по оснащению машина в вариации Active Plus в январе 2022 года уже оценивалась в 6,4 миллиона тенге, или 14,6 тысячи долларов по тому курсу. Выходит, что с 2016 по 2022 год стоимость Hyundai Accent в долларах выросла на 16%, а в тенге на 49,3%.
Причин для роста цен в валюте на самом деле много: начиная от расширения набора стандартного оборудования, опций, а также различной электроники и заканчивая удорожанием сырья, из которого делается техника. Но, помимо этого, есть и некоторое ценовое регулирование со стороны автоконцернов. Стоимость формируется так, чтобы избежать реэкспорта машин между соседними странами. Зачастую планка оценивается по самому крупному рынку в регионе, – отмечают специалисты.
Сколько бы дистрибьюторы и дилеры не сдерживали рост цен, они все равно поднимутся. В убыток себе продавать автомобили никто не станет. Однако подорожание собираемых в Казахстане моделей ожидается чуть ниже, чем импортных.
Помимо изменения стоимости авто из-за антироссийских санкций, казахстанские автосалоны могут лишиться определенных моделей, которые приходили в страну из РФ либо заказывались через российских дистрибьюторов. В этом списке машины как премиальных марок вроде Jaguar и Land Rover, так и Nissan, Mitsubishi, Renault и Volkswagen.
Также казахстанским автовладельцам стоит готовиться и к повышению стоимости импортных запчастей и расходников: масел, фильтров, охлаждающей жидкости и покрышек.