Как понятие феминизма демонизировали: стереотипы и предубеждения

Редакция "Литер"

Иногда меня спрашивают, почему я продолжаю неустанно бороться за права женщин, почему эта тема так трогает меня, и почему я не стесняюсь называть себя "феминисткой". Вот только я одного не пойму — а чего тут стесняться? По-моему, стыдно должно быть тем, из-за кого цели феминисток по-прежнему не достигнуты. Тем, кто не позволяет афганским женщинам не то что учиться в университетах, а даже выходить на улицу без сопровождения мужчины! Тем, кто до смерти забивает иранских девушек из-за того, что хиджаб немного съехал в сторону. Который многие из них, кстати, носят не по доброй воле, а по требованию местных исламистских законов. Тем, кто до сих пор крадет невест в некоторых регионах нашей страны, лишая девушек элементарного права выбора. И после этого я слышу: "Феминизм не нужен!". Нужен. В этом материале мы подробно расскажем почему.

Волна за волной

Любое исследование начинается с терминологии. И мы поступим так же. Вообще, существует множество определений к одному простому слову "феминизм". Одни ученые считают, что это борьба женщин и активисток за равные права. Другие говорят, что это борьба с дискриминацией в любом ее проявлении, и учитывает это движение не только интересы женщин. А кто-то вообще приравнивает феминизм к мужененавистничеству! Что, между прочим, в корне неверно. Однако универсальное определение все же существует. На самом деле феминизм — это целый спектр различных идеологий и движений, направленных на расширение политических, экономических, личных и социальных прав женщин.

Наверняка у большинства читателей феминизм неотрывно ассоциируется с суфражистками. Что неудивительно, ведь именно они стали родоначальницами этого движения. Совершая краткий экскурс в историю, отметим, что зародился феминизм на Западе еще в XIX веке. За несколько столетий он успел пережить три "волны". Первая как раз-таки и связана с суфражистками. Кстати, их стали так называть, потому что с английского языка "suffrage" переводится как "избирательное право". Чего они, собственно говоря, и требовали. Выбирать президента, получать образование, выходить на работу — права, которые нам сейчас кажутся базовыми, тогда были для женщин непозволительной роскошью. Поэтому нельзя забывать, что именно успехи "первой волны" подарили нам возможность участвовать в политической, экономической и социальной жизни наших стран.

Потребовалось более полувека, чтобы эти требования, хотя и не в полной мере, были удовлетворены. Но, во всяком случае, прогрессивный мир стал считать нормой, что женщины голосуют на выборах, учатся в университетах и работают, — пишет российская исследовательница Аюна Коновалова.

Однако достижений "первой волны" было недостаточно. Ведь никто не отменял пагубные стереотипы, столетиями взращиваемые патриархальным обществом. В частности, о "женских" обязанностях, обязывавших одну половину человечества обслуживать быт другой. Едва суфражистки добились выхода на работу, как тут же столкнулись с проявлениями дискриминации — тут работать нельзя, тут зарплата меньше, и вообще: "Ты же девочка". Акции протеста и демонстрации стали тем самым "ключиком", который и обратил внимание общества к феминистской повестке.

И во "второй волне" феминизма проблемы неравноправия не были решены. Не преодолена дискриминация в общественной жизни, не достигнута равная с мужчинами оплата труда. Однако этот период отмечен тем, что женщины массово вышли на работу, отказавшись от роли домохозяек, как единственного вида деятельности для женщин, — отмечает Аюна Коновалова.

Бог любит троицу. Феминистки тоже. "Третья волна" ознаменовалась бурным ростом числа сторонников этого движения. Примечательно то, что этот этап зародился в эпоху глобализма, поэтому и география движения значительно расширилась. Как следствие, заговорили и те "дискриминируемые", чьим правом голоса прежде пренебрегали. Видите ли, парадокс заключается в том, что прежде с демонстрациями выступали лишь "белые" феминистки — короче говоря, буржуазная интеллигенция. Поэтому интересы других меньшинств совершенно не учитывались. Однако "третья волна" стала глубже, включая в феминистскую повестку вопросы религиозных и классовых различий, а также расовой, этнической и национальной идентичности.
На сегодня ведутся активные споры о существовании "четвертой волны". Поэтому мнения разделились на два лагеря. Одни считают, что этот этап все-таки возник, и причина ему — появление интернета как мощного средства коммуникации. Все дело в том, что распространять идеи стало проще, да и аудитория стала разнообразней и многочисленней. Но другие склонны полагать, что пока нет колоссальных достижений, "четвертой волны" как таковой тоже не существует. Однако активизм не спит — по всему миру женщины активно борются с целым спектром возникающих вызовов. Насилие, проституция, домогательства, дискриминация, неравная оплата труда. Заметьте, некоторые проблемы повторяются, так и оставшись нерешенными за периоды всех "трех волн".

Молодые девушки сейчас очень креативные и смелые. Они защищают свои права, они не молчат. Они являются новаторами в борьбе, например, с насилием. Они меняют отношение к женщине, борясь с тем, что у нее меньше прав в обществе, чем у мужчины. Якобы она должна быть более сдержанной и терпеливой и, вообще, просто всем должна. Мне нравится, что этот уклад они хотят поменять, что они хотят больше возможностей и больше свободы, — рассуждает руководитель частного фонда "Қорғау Астана" Анна Рыль.

Где волна, там и течение

Вообще феминизм уже давно перерос обычное движение за права женщин, превратившись в настоящий философский дискурс. Он стал неотъемлемой частью академических исследований. Например, в таких сферах, как антропология, социология, история, психоанализ и философия. Поэтому существует огромное количество течений. Конечно, всех их объединяет одно — стремление к равенству. Однако каждое направление смотрит по-разному на методы его достижения. Поговорим о некоторых из них.

Марксистский феминизм. Возникшее во второй половине XIX века течение вдохновлялось работами философов Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Сторонницы этого направления противопоставляли себя буржуазному феминизму — они считали, что у женщин буржуазного и рабочего классов слишком разные интересы. Если для первых главным источником угнетения был патриархат, то для вторых корень зла содержался в капитализме, который ставит женщин в подчиненное положение.

Сегодня марксистский феминизм борется с неравной оплатой труда, сексизмом на рабочих местах и "стеклянным потолком" для женщины. Активистки участвуют в дебатах о проституции и порнографии, считая, что из-за этого женское тело стало товаром, — рассказывает социолог Надежда Попова.

Радикальный феминизм. Представительницы этого течения рассматривают притеснения женского пола как древнейший и самый распространенный тип доминирования. Это фундамент, на котором выросли другие виды угнетения, например, расовое и классовое. Вместе с тем, радфем утверждает, что женщины не всегда осознают свою несвободу. Даже касательно собственного репродуктивного здоровья.

Например, вопрос зачатия ребенка остается за женщиной и только за ней. Мужчина, семья, государство и церковь не имеют права давить на нее. Иначе это репродуктивное насилие, — поясняет социолог.

Либеральный феминизм. Одно из самых "спокойных" течений. Его сторонницы считают, что женщины и мужчины имеют одинаковый потенциал, заслуживая единые гражданские права и возможности. Все это должно быть закреплено в законе.

Основная идея в том, что именно общество навязывает, что женщины хуже или слабее. А это приводит к дискриминации на работе, в науке и публичных дискуссиях, — говорит Надежда Попова.

Действительно, вы только вспомните все эти унизительные высказывания! "Баба за рулем", "Бьешь как девчонка" — лишь самые мягкие из них. Либеральный феминизм также утверждает, что патриархат вредит не только женщинам, но и мужчинам. "Сильный пол" не всегда должен быть таковым. Мужчины тоже могут плакать, тоже могут брать декретный отпуск и тоже могут носить розовое. Ведь равенство работает в обе стороны, разве не так?

Не произносите слово на "ф"!

Казалось бы, историю феминизма мы теперь знаем, о его ответвлениях тоже. Знаем, за что и против чего борются его сторонницы. Вот только почему-то движение обросло неприглядными стереотипами, вызывая отторжение не только у мужчин, но и у самих женщин. Многие уверены, что все, чего требуют современные феминистки, это использовать феминитивы (не "автор", а "авторка") и иметь возможность не брить ноги. В какой-то степени это тоже важно, но ведь требуют активистки совсем другого.

Прежде мы писали о бытовом насилии. И это проблема мирового масштаба. В одном только Казахстане за 2021 год было зарегистрировано 157 884 преступления, и почти 40% из них — это домашнее насилие. Об этом сообщают результаты опроса, проведенного американской неправительственной правозащитной организацией Human Rights Watch. 

Одна из наиболее страшных проблем — это сексуальная эксплуатация. Согласно докладу ООН за 2018 год подавляющее большинство всех жертв торговли людьми составляют женщины и девочки. Это около 65%. Из них первые составляют 46%, а вторые — 19%.

Торговля людьми для сексуальной эксплуатации и принудительного труда остается наиболее часто выявляемой формой. Жертв продают для использования в качестве "попрошаек", для принудительных или фиктивных браков. Еще хуже — для производства порнографии, — указывает исполнительный директор управления ООН по наркотикам и преступности Юрий Федотов.

Так что проблем — непаханное поле. Однако стереотипы, в которых "погряз" феминизм, мешают движению, затормаживая прогресс.

Допустим, если женщина феминистка, то ее обязательно обвешивают ярлыками. Никто не считает, что она просто хочет расширения своих прав и возможностей. Знаете, все намного проще. Любое движение вперед всегда воспринимает сопротивление, — подчеркивает Анна Рыль.

Одна их самых распространенных формулировок — "женщины ненавидят мужчин", что является огромным заблуждением. На самом деле представительницы феминизма просто не любят тех, кто манипулирует и применяет насильственные методы. А кто их любит?

Другое предубеждение: "феминистки против брака". И это тоже не совсем верно. В действительности активистки против того, чтобы в браке женщина выступала в качестве прислуги. Все, чего они хотят, — это равноправные вложение и отдача от обоих партнеров.

Отчасти к стигматизации феминизма причастен традиционный восточный уклад. Ранее у нас был советский уклад. Тогда права мужчин и женщин считались равными, но в то же время не было принято разводиться, говорить о том, что происходит в семье, скрывалось насилие. Все это легло на такой традиционализм, что итого в обществе выстроился ряд ожиданий от женщины. Что она должна быть ухоженной и красивой, молчать, много работать, подчиняться мужчине и радоваться, — говорит эксперт.

Еще одно стереотипное мнение: "они хотят быть, как мужчины". То мы ненавидим мужчин, то хотим быть, как они.... Какая-то фрейдистская концепция, вы не находите? Нет, представительницы феминистских движений не претендуют на роль "пришедших с Марса", они всего лишь хотят иметь те же права и то же уважение. А не быть "вторым полом" и жить по двойным стандартам.

Из-за того, что раньше не было принято, чтобы женщины становились руководителями, сформировался неуважительный стереотип. Не было ярких примеров, люди не знали, что бывают такие женщины, которые своими силами добиваются успеха. А теперь их стало больше, и они заявляют о себе. Но нужно еще время, чтобы люди начали привыкать, что не только мужчины могут добиваться успеха, — считает карьерный консультант Зульфия Сембаева.

Ну и самое абсурдное высказывание: "Значит, женщин можно бить". Насилие в принципе недопустимо! И это одна из сфер, которая объединяет все феминистические направления. Любая активистка, которая считает себя сторонницей движения за равноправие, скажет вам, что она против насилия в любом его проявлении. И это не только что-то локальное, как избиения или изнасилование. Феминистки мыслят и действуют масштабно, выступая на маршах против войны и различных вооруженных конфликтов.

Миф о "змеином клубке"

Стереотипизация движения ведет к одному жутко простому, но уж очень нежелательному последствию. Это "мизогиния". Для тех, кто не знает, под этим словом подразумевается ненависть, неприятие или же укоренившееся предубеждение по отношению к женщинам. Кстати, антонимом служит "мизандрия", это то же самое, но уже в сторону мужчин.

Простой пример мизогинии. Муж изменил своей жене, а ответственность за этот поступок почему-то перекладывается на его супругу. "Не смогла удержать!", — говорят ей. Или на любовницу: "Увела мужчину из семьи!". Вот только мужчина — не козлик, чтобы его "удерживать" или "уводить".

Вообще, это явление может наблюдаться и у самих женщин. Это еще называется "внутренней мизогинией". Например, когда новенькая сотрудница не желает работать в женском коллективе, считая его "змеиным клубком". Или же в случаях, когда женщина не доверяет профессионализму представительниц своего пола. Это ведь нивелирование и своих собственных качеств!

В 2011 году преподавательница Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Ким Эльзессер даже провела специальный опрос. Там она изучила ответы 60 тысяч человек и обнаружила, что женщины отдают предпочтение руководителям-мужчинам. Даже те, кто сами занимают управленческие позиции! Свой выбор участницы опроса объяснили тем, что женщины-начальницы "эмоциональны", "злобны" и "стервозны".

Согласно Индексу гендерных социальных норм (GSNI) Программы развития ООН за 2020 год почти все казахстанцы имеют предубеждения в отношении женщин. Целых 96%! Почти 75% респондентов считают, что мужчины являются лучшими политическими лидерами, чем женщины. А около 67,5% уверены, что мужчины лучше ведут бизнес.

Поэтому особую актуальность приобретает как раз-таки развенчивание этих мифов. Участие женщин в политике, экономике, образовании — этого требовали феминистки "первой волны". Прошло уже почти два столетия, а требования практически не изменились. Феминизма не нужно бояться, и им не стоит пренебрегать. Главное запомнить: это не война с мужчинами, а движение за права женщин.

Диана Тысымбаева, Астана

Новости партнеров