Женис Касымбек посетил один из них.
Аким столицы Женис Касымбек ознакомился с работой кабинета поддержки инклюзии в ясли-саду №89 “Қыз Жібек” Астаны в преддверии Всемирного дня информирования о проблеме аутизма, передает Liter.kz.
Кабинет поддержки инклюзии в ясли-саду № 89 "Қыз Жібек" стал одним из двух пилотных кабинетов, открытых фондом "Болашақ" совместно с управлением образования Астаны в рамках проекта "Каждый ребенок достоин школы". Второй кабинет был открыт в ясли-саду № 34 "Ақ бидай". В целом, с 2015 года фондом открыты 46 кабинетов поддержки инклюзии в школах и детских садах в 22 городах Казахстана. Возможность ходить в школу получили более 700 детей с аутизмом и другими особенностями развития.
В кабинете поддержки инклюзии детского сада "Қыз Жібек" получают поддержку пять детей в возрасте от 4 до 6 лет с аутизмом и другими ментальными нарушениями. В кабинете осуществляется социализация детей с особыми образовательными потребностями, формирование речевых, коммуникативных и бытовых навыков. Основное время дети проводят в обычных группах вместе со сверстниками и несколько часов в день они занимаются в кабинете поддержки инклюзии вместе с педагогами-ассистентами. В команде кабинета восемь человек — учитель, пять воспитателей, дефектолог и логопед. Учитель и воспитатели помогают детям осваивать индивидуальные программы развития и взаимодействовать с другими детьми.
Фото: пресс-служба корпоративного фонда “Болашак”
Аким столицы Женис Касымбек 31 марта ознакомился с работой инклюзивного детсада, а также пообщался с родителями особенных детей.
Совместно с корпоративным фондом "Болашақ" в ясли-саду были открыты кабинеты поддержки инклюзии. На встрече родители поднимали вопросы по подготовке тьюторов. Будем заниматься данным направлением. Реабилитационные центры позволяют как поддерживать состояние здоровья детей, так и видеть положительные результаты, социализировать их, — сказал градоначальник.
При этом аким отметил: в текущем году планируется в ряде школ и детсадах открыть кабинеты поддержки инклюзии, также на первых этажах новых ЖК предусматривается открытие социальных объектов, в том числе реабилитационных центров.
Стоит отметить, что по официальным данным в Казахстане проживает порядка девяти тысяч детей с диагнозом аутизм, из них на 1 января 2022 г. в столице проживает 2 256 детей. По неофициальным данным (данные ВОЗ) каждый 54-ый ребенок в мире имеет расстройство аутистического спектра. К сожалению, с каждым годом эта цифра растет. В проекте "Каждый ребенок достоин школы" с 2015 года обучились более 130 детей из Астаны. Всего в столице фондом "Болашақ" открыты и оснащены кабинеты поддержки инклюзии в школах № 8, 11, 37, 71, 85, 88, 89, 91, 92, а также детских садах № 34 и № 89.
Воспитатели, педагоги и родители отмечают, что за время посещения кабинета дети заметно улучшили свои навыки социализации и обучения. К примеру, пятилетняя Самира с диагнозом ЗПРР с аутистическими чертами до посещения садика не умела говорить, девочка не шла на контакт с воспитателями, сторонилась детей, плакала. Сейчас Самира хорошо понимает речь воспитателя, спокойно идет на контакт с детьми, научилась выражать просьбу. Шестилетний Нурсултан с синдромом Аспергера ранее не отвечал на вопросы воспитателей, не играл с детьми. Сейчас он охотно свободно ведет диалог как со взрослыми, так и со сверстниками, активно участвует во всех мероприятиях.
Председатель попечительского совета фонда "Болашақ" Динара Гаплан отметила, что при активном сотрудничестве государства и общественных организаций эти вопросы можно решить уже сегодня.
Сейчас особенно актуально обеспечить уход от формального инклюзивного образования и повысить квалификацию специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, создать условия для развития качественной системы инклюзивного образования, в том числе, посредством открытия кабинетов поддержки инклюзии, где дети с аутизмом и другими ментальными нарушениями смогут получать по-настоящему эффективное и качественное обучение. Также важно создать условия для методического сопровождения кабинетов поддержки инклюзии поведенческими аналитиками, прошедшими международную сертификацию на знание поведенческого анализа и его методик, — сказала Динара Гаплан.
Фото: пресс-служба корпоративного фонда “Болашак”
Глава совета отметила, что согласно исследованию фонда 60% специалистов сообщили, что не обладают необходимыми знаниями и навыками по работе с особенными детьми
Важно обучать ABA-терапии психологов, логопедов, дефектологов, педагогов-ассистентов, методистов, которые работают в специальных и общих организациях образования, а также организациях здравоохранения и социальной защиты. Основываясь на восьмилетнем системном опыте развития инклюзивного образования на примере нашего проекта, мы готовы предложить пути решения этих задач. В настоящее время фонд обучает специалистов основам АВА терапии, мы уже обучили более трех тысяч специалистов как из Казахстана, так из стран Центральной Азии. Также мы готовы оказывать экспертную поддержку в открытии кабинетов поддержки инклюзии. Поведенческие аналитики, которых мы обучили на средства фонда, готовы оказывать методическое сопровождение кабинетов по всей стране, — добавила Гаплан.
Для детей участие бесплатное. Проект реализуется при поддержке партии AMANAT в рамках партийного проекта "Кедергісіз келешек".
Напомним, 2 апреля во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма корпоративный фонд "Болашақ" проводит в Астане традиционную мотивационную встречу родителей особенных детей "Аutism Talks: вдохновляющие истории родителей особенных детей".