Эту тему обсуждали на круглом столе.
В казахстанских медиа стало слишком много хайпа и фейков, а чиновники испытывают проблемы в общении с прессой, передает Liter.kz.
По информации "Каравана", в среду, 5 июня, на круглом столе «Журналистская этика. Фактчекинг и манипуляции», организованном Казахстанским Медиа Альянсом и Международным фондом защиты свободы слова «Әділ сөз», эксперты обсуждали, как сделать отношения журналистов и чиновников более экологичными.
Участники круглого стола просмотрели нарезку будничного видео, снятого в кулуарах парламента и правительства, где репортеры гурьбой «добывают» контент, преследуя потенциальных спикеров, скрывающихся в лифтах и на лестничных переходах. Такое зрелище пользователям соцсетей кажется смешным и набирает сотни лайков. Но за переизбытком курьезов остается важная сторона вопроса: общество недополучает качественную информацию о происходящем в стране.
Виноваты обе стороны. Мы, медиасообщество, должны сейчас для себя понять, как решить сложившуюся проблему. Основная цель журналистики, как вы все знаете, информировать общество, вовлекать в дискуссии по важным вопросам и доводить до власти информацию от общества, которая поможет ей принять правильные решения.
Гражданам не нужны скандальные истории о запыхавшихся чиновниках и преследующих их журналистах. Народу нужна качественная, достоверная информация, и источниками этой информации являются наши властные органы, которые должны придерживаться открытости в своей работе, - отметил исполнительный директор ОО «Казахстанский Медиа Альянс» Канат Сахариянов.
Наиболее острое влияние на общество от распространения фейков и непроверенной информации эксперты заметили во время паводков этого года, когда официальные органы едва успевали опровергать сообщения, сеющие панику. Президент Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Карлыгаш Жаманкулова говорит о важности саморегулирования в сфере СМИ. Становиться журналистам более этичными и профессиональными должно помогать само медиасообщество.
Казахстанский Медиа Альянс предлагает быть такой платформой, которая выступит медиатором, тогда рекламу этой деятельности она должна таргетировать в первую очередь на зрителя, читателя. То есть аудитория должна понимать, что все те, кто приходит на медиацию, работают и соблюдают стандарты этики, это СМИ, для которых очень важно придерживаться миссии «своевременная, объективная, полноценная и разнообразная информация, в первую очередь для граждан». (…) И второй аспект, который, я думаю, было бы очень важно учесть в конструкции этого механизма, который мы рассматриваем, - это финансирование СМИ, псевдо-, квазиСМИ, которые не совсем занимаются журналистикой, которые занимаются, скажем так, инфорейдерством, информационными спекуляциями, шантажом и манипуляциями,- сказала Карлыгаш Жаманкулова.
О важности саморегулирования в медиа говорил и британский эксперт, президент Сети этической журналистики (Ethical Journalism Netrowk) Айдан Уайт. Он отмечает, что кризис коммуникаций и общественного доверия на фоне развития информационных технологий переживают во многих странах. Поэтому основная задача и ответственность средств массовой информации состоит в том, чтобы соблюдать этические нормы, работая при этом в независимом формате.
Люди совершенно не верят тому, что они слышат. Они не верят телевизионным выпускам. Они не верят тому, что они слышат порой. В целом мы говорим о кризисе новостного знания, и всякий раз, когда человек воспринимает информацию, у него возникает такое состояние, когда он в замешательстве и растерян в части того, что он слышит, не является ли это пропагандой, не является ли это, скажем, чьим-то предрассудком, либо человек становится субъектом каких-то абъюзивных манипуляций. Количество и возникновение этого состояния, состояния неопределенности, нервного возбуждения возникает все чаще, и мы должны об этом говорить, - отметил Айдан Уайт
Директор департамента госполитики в области СМИ МКИ Кайнар Ахетов поддерживает идею саморегулирования в медиа. По его мнению, нормы обсуждаемого в парламенте законопроекта «О масс-медиа» предполагают введение соответствующих механизмов.
Законопроект будет способствовать совершенствованию работы в этом направлении, так как предусмотрены нормы, предполагающие участие общественных организаций, профессиональных союзов по вопросам журналистской этики. Никакие госорганы не будут вмешиваться, - сказал Ахетов.
Обсуждение темы круглого стола свелось к тому, что простых решений все-таки не будет. Чтобы журналисты успевали выдавать достоверную и полную информацию о происходящем в стране, нужны не только профессионализм и соблюдение этических стандартов, но и открытость власти.
Почему мы наблюдаем погоню в кулуарах за чиновниками? Это элементарное отсутствие коммуникации между журналистами и госорганами. Отвечать на журналистские запросы в течение пяти-семи дней – это очень долго для новостного журналиста, так как за это время он часто теряет актуальность. Второй важный момент – низкое качество ответов на запросы. В большинстве случаев это просто отписки. Поэтому, увидев в кулуарах главу госоргана, я побегу за ним, чтобы получить ответ на свой запрос,- сказала спецкоррепондент телеканала Фариза Болатбек.
Миссию обучения коммуникациям и медиаэтике готов взять на себя Казахстанский Медиа Альянс. На круглом столе его представители анонсировали специальные тренинги для начинающих и практикующих журналистов.
Казахстанский Медиа Альянс готов на себя сейчас взять работу с журфаками ведущих вузов страны. Также мы готовы оборудовать специальные классы, обучить современному монтажу, - сказала телеведущая и блогер Динара Сатжан.
Глава агентства «Хабар» Кемелбек Ойшыбаев призвал обсудить вопрос сокращения срока предоставления ответов на журналистские запросы до одного-двух дней, что сократит риски распространения недостоверной информации, хайпа и домыслов. По его мнению, повысить качество коммуникации поможет обучение не только журналистов, но и самих чиновников.
Думаю, обучать нужно и журналистов, и госслужащих, - сказал Кемелбек Ойшыбаев. - Вот здесь роль министерства (Министерства культуры и информации – Ред.) очень важна. (…) Находясь на госслужбе, люди должны быть готовыми отвечать на вопросы, комментировать. Понятно, что на госслужбе есть определенные внутренние правила и требования, когда, допустим, какую-то информацию они не могут на ходу рассказать журналисту, но я думаю, если будет вежливое отношение, и вежливое поведение со стороны госслужащего (по отношению к прессе – Ред.), этот вопрос бы решался. И в целом, я думаю, здесь мы должны призывать, как итог нашей встречи, к этике: к соблюдению этики и журналистов, и госслужащих.
Подводя итоги круглого стола, эксперты выработали рекомендации по повышению качества коммуникации власти и медиасообщества.