Как запуск линии Достык – Мойынты меняет карту евразийской логистики

Вторую линию железной дороги Достык – Мойынты запустил Касым-Жомарт Токаев.

Маржан Бакиева

Запуск второй линии железной дороги Достык – Мойынты стал кульминацией почти трехлетней работы тысяч железнодорожников, инженеров и строителей. Глава государства Касым-Жомарт Токаев, давая старт движению, назвал этот проект исключительно важным для страны. О том, с какими вызовами столкнулись железнодорожники, что означает запуск линии на практике и как поручения президента воплощаются в сталь и бетон, мы беседуем с человеком, непосредственно отвечавшим за реализацию проекта, – директором филиала АО “НК “ҚТЖ” – “Дирекция магистральной сети” Сакеном Рахметовым.

– Сакен Маратович, здравствуйте. Поздравляем вас и весь коллектив с завершением этого грандиозного проекта. Глава государства на открытии особо поблагодарил рабочих за “упорный труд днем и ночью”, который позволил запустить дорогу досрочно. В чем была главная сложность этого проекта с технической точки зрения?

– Здравствуйте, спасибо за поздравления. Для нас, железнодорожников, слова президента – это высшая оценка нашего труда. Этот проект действительно был настоящим испытанием на прочность. Главная сложность заключалась в том, что мы строили вторую линию на действующем, чрезвычайно загруженном участке. Это как проводить операцию на сердце, не останавливая его. Нам приходилось работать в короткие “окна”, не прерывая движения поездов, обеспечивая при этом стопроцентную безопасность.

Мы говорим о 836 километрах пути, проложенных в суровых климатических условиях. Но благодаря четко поставленной задаче и поддержке на высшем уровне, мы справились. Инициатива главы государства по модернизации инфраструктуры дала нам все необходимые ресурсы. Для всего нашего коллектива было делом чести выполнить поручение президента и завершить этот стратегически важный для страны объект. Это победа всего нашего трудового коллектива.

– Президент Токаев обозначил, что “транспортно-логистическая отрасль является движущей силой экономики”. Как вы, как руководитель магистральной сети, видите практическое воплощение этой стратегии на примере линии Достык – Мойынты?

– Мы видим это каждый день. Для нас стратегия, озвученная президентом, – это не просто слова из Послания, а прямое руководство к действию. На практике это означает, что мы должны обеспечить бесперебойное и быстрое движение грузов. Линия Достык – Мойынты – это ключевой участок, артерия, по которой идет основной поток из Китая в Европу. До сегодняшнего дня эта артерия работала на пределе своих возможностей.

Запуск второй линии – это, по сути, создание “дублера”, который снимает все инфраструктурные ограничения. Как сказал глава государства, пропускная способность увеличится в пять раз. На техническом языке это означает, что мы сможем пропускать до 60 пар поездов в сутки вместо прежних 12. Это кардинально меняет всю логистику. Мы не просто выполняем текущие заявки, мы создаем резерв мощности на годы вперед, реализуя таким образом долгосрочное видение президента по превращению Казахстана в главный транзитный хаб Евразии.

– Какие конкретные изменения почувствуют грузоотправители и операторы после запуска движения по второй линии?

– Самые прямые. Во-первых, кардинально сократится время доставки. Если раньше поезда могли простаивать в ожидании свободного пути, то теперь движение будет практически безостановочным. Это прямое выполнение поручения президента о том, что “будут сокращены сроки доставки экспортных товаров”. Во-вторых, повысится надежность. Двухпутная линия позволяет гибко управлять трафиком, проводить ремонтные работы без остановки движения, что минимизирует риски задержек.

В-третьих, это дисциплина и порядок. Новая инфраструктура оснащена самыми современными системами сигнализации и связи, что повышает безопасность. Для бизнеса все это выливается в снижение издержек и повышение конкурентоспособности их продукции. Мы, как инфраструктурный оператор, обеспечиваем справедливые и равные условия для всех участников рынка.

– В своем выступлении глава государства поставил новые масштабные задачи: строительство еще 5 тысяч и ремонт 11 тысяч километров дорог, а также внедрение цифровизации и ИИ. Насколько Дирекция магистральной сети готова к выполнению этих поручений?

– Мы не просто готовы, мы уже работаем в этом направлении. Запуск линии Достык – Мойынты – это лишь часть большой программы реформ, инициированной президентом. Следующий на очереди – проект Бахты – Аягоз, модернизация участков до порта Актау. Это огромная работа, но у нас есть опыт и, что самое главное, четкое понимание цели.

Что касается цифровизации, то это наш главный приоритет на ближайшие годы. Президент поставил задачу “превратить отрасль в одно из передовых направлений экономики страны”. Для нас это означает переход на “умные” рельсы. Это внедрение систем предиктивной диагностики путей, которые с помощью датчиков и искусственного интеллекта предсказывают возможные неисправности. Это цифровые двойники станций и участков для оптимизации движения. Это переход от плановых ремонтов к ремонтам “по состоянию”. Все это позволит нам повысить эффективность, снизить затраты и обеспечить максимальную безопасность. Поручения даны, задачи ясны, коллектив готов к их выполнению.

Новости партнеров