Система высшего образования изменилась за четыре года коренным образом. Наиболее значимые изменения затрагивают в первую очередь условия труда преподавательского состава, академическую свободу и самостоятельность вузов в разработке образовательных программ, передает Liter.kz.
Особое внимание уделяется созданию благоприятных условий для студентоцентрированного обучения как определяющей черты современного образования. Проводимые реформы носили комплексный характер и были направленны на повышение качества и конкурентоспособности системы образования. В стране реализованы различные инициативы и программы, направленные на модернизацию сектора образования, повышение соответствия образования потребностям рабочей силы, содействие интеграции цифровых технологий в процесс преподавания и обучения.
В 2020 году в связи с коронавирусными ограничениями образовательная система испытывала сложности по ряду объективных причин: недоступность Интернета в отдаленных населенных пунктах и технические сбои серьезно затрудняли обеспечивание учебного процесса. Большая часть образовательных процессов проводилась в дистанционном формате. В связи с невиданным ранее вызовом ряд нормативно-правовых актов был обновлен. Приняты новые Квалификационные требования, Типовые правила деятельности организаций образования. Более высокие требования к технологическому оснащению, новый атлас профессий и компетентностные модели будущих выпускников также нашли отражение в Программе развития образования на 2020-2025 годы.
Наравне с работой по расширению доступности среднего и среднего профессионального образования министр образования и науки Асхат Аймагамбетов заявил, что сложности, вызванные коронавирусными ограничениями, выявили в образовательной системе слабые места, и сообщил, что количество вузов, готовящих преподавателей, будет сокращено.
Сейчас у нас 85 вузов, которые готовят учителей. Вопрос не в том, что это много. Вопрос в том, что не все они обеспечивают качество. Поэтому их число мы будем сокращать за счет усиления квалификационных требований к этим вузам. Сегодня под эти требования попадает всего 25–27 вузов, – сказал он.
Отдельно следует отметить государственные меры по финансированию курсов повышения квалификации учителей, в рамках которых более 18 тысяч учителей прошли бесплатные курсы повышения квалификации по 12 предметам.
В 2021 году в рамках исполнения поручения президента министр образования и науки Асхат Аймагамбетов предложил следующий пакет реформ:
1. До 2025 года увеличить охват дошкольного образования с 71 до 95%.
2. Внедрение ваучерного финансирования и альтернативных форм организаций для дошкольного образования.
3. Разработка единых требований к содержанию учебников, предусматривающая их обязательную экспертизу.
4. Модернизировать пять тысяч школ до 2025 года.
5. Предусмотреть 2-годичный и 1,5-годичный форматы обучения в колледжах.
6. Обеспечить каждый регион семью современными колледжами.
7. Увеличить пороговый балл для зачисления в педагогические вузы с 50 до 75 баллов.
8. Провести оптимизацию высшего образования.
9. Открыть кампусы ведущих зарубежных вузов на территории Казахстана к 2025 году.
10. Довести количество вузов, отмеченных в рейтинге QS до 15 к 2025 году.
11. Количество мест в общежитиях увеличить на 50 тысяч к 2025 году.
В 2022 году в целях повышения эффективности структурных реформ и развития образовательной системы Казахстана Министерство образования и науки было разделено на два ведомства: Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. Таким образом, для довузовских уровней образования было предусмотрено отдельное министерство.
Инициатива по оцифровке данных об образовании побудила создать общее информационное поле для всей системы образования – национальную образовательную база данных (НОБД), благодаря которой достигается полная ответственность образовательных учреждений за вносимые в нее сведения. Система НОБД была внедрена как единая база данных и аналитическая система для образования. В данную информационную систему вносятся сведения о контингенте, штатной численности преподавателей и прочем кадровом составе, технической оснащенности учреждений образования всех уровней подготовки, что позволяет профильным министерствам и надзорным органам осуществлять своевременный мониторинг ключевых показателей в образовании.
Наука
Внесены изменения и дополнения в Закон "О науке", благодаря чему был пересмотрен подход к обеспечению и финансированию деятельности институтов, осуществляющих фундаментальные и прикладные научные исследования.
Увеличены объемы финансирования науки на 70% за три года. Оплата труда научных сотрудников при также возросла на 70%.
Согласно данным НЦГНТЭ и Бюро национальной статистики, можно уверенно обозначить пять тенденций возрастающей конкурентной среды в науке Казахстана за последние пять лет:
• открытие технопарков и научных институтов на базе вузов. Государство выделяет дополнительные гранты для стартапов;
• наука в Казахстане постепенно обретает коммерческие черты. Частные учреждения стали на 24,9% чаще заниматься научными исследованиями и разработками в Казахстане. Аналогично можно сказать и про предпринимательский сектор (+38,4%);
• возрастает интерес со стороны зарубежных организаций. Доля организаций иностранной собственности в науке возросла на 38,5%, что свидетельствует о заинтересованности в научных разработках со стороны зарубежных организаций;
• изменился кадровый состав в научных учреждениях. Несмотря на то что общая численность научных работников страны немного снизилась, количество ученых, работающих в организациях с частной формой собственности, возрастает, что также сигнализирует о постепенном переходе науки на коммерческие рельсы;
• средний возраст ученого за последние 5 лет стремится к возрастному промежутку высокой деловой активности, то есть от 35 до 54 лет (+5,7%);
• вузы как участники научного процесса стали привлекаться для участия в IT-разработках по формированию инновационной экосистемы страны.
Высшее образование
Кроме того, следует отметить многочисленные положительные изменения в системе высшего образования.
Вузы обладают более широкими полномочиями в разработке образовательных программ и траекторий обучения. Наравне с этим возрастает ответственность вузов. Образовательные программы должны быть адекватны требованиям рынка труда (то есть должны быть согласованы с работодателями).
Национальная палата предпринимателей "Атамекен" и аккредитующие агентства стали вести рейтинги и ранжирование вузов по направлениям подготовки. При составлении ежегодного рейтинга, принимается во внимание уровень трудоустройства выпускников в разрезе специальностей. Такой механизм позволяет определить сильные и слабые стороны образовательных учреждений.
Новые критерии оценки степени рисков и квалификационные требования внесли значимые корректировки в реалии высшего образования и упростили ряд вопросов. К примеру, теперь для удовлетворения кадровой потребности и достижения необходимой остепененности вузам рекомендуется приглашать преподавателей-практиков из экспертной среды, при этом для них не обязательно наличие ученой степени, достаточно соответствующего опыта, желательно управленческого. Такая мера позволяет финансовому директору крупной компании доступно объяснять студентам особенности налогового учета на своих занятиях, а опытному адвокату с аналогичным успехом раскрывать практические особенности правовых дисциплин.
Вузы обрели возможность выдавать дипломы собственного образца, защищенные единым QR-кодом и с логотипами аккредитующих агентств. Академическая свобода возлагает на образовательную систему ответственность за подготовку специалистов для рынка труда, что безусловно отвечает требованиям современности.
Лицензия на образовательную деятельность более не является бессрочной и требует регулярного подтверждения. Такая мера позволяет вузам сохранять мотивацию на улучшение своих показателей, необходимых для соответствия изменяющимся условиям на рынке образования.
С 2021 года профессорско-преподавательский состав вузов также стал получать более высокие заработные платы. Минимальная заработная плата преподавателя составляет 200 тысяч тенге, оплата труда старшего преподавателя – не менее 230 тысяч тенге, ассоциированного профессора – 260 тысяч тенге, профессора – 350 тысяч. При этом в национальных вузах заработная плата профессора должна быть не менее 400 тысяч тенге.
Пересмотрена нагрузка преподавателей в вузах – с 2021 года максимальный объем одной полной ставки не превышает 680 часов.
Размеры стипендиальных выплат были увеличены на 20% 2021 году и на 20% в 2022 году. К примеру, для студентов бакалавриата с 2022 года размер стипендиальных выплат составляет 36 660 тенге (против 31 423 тг в 2021 году и 26 186 тг в 2020 году), для магистратуры – 89 987 тенге (против 76 950 тенге в 2021 году и 66 913 тенге в 2020 году), для докторантуры – 195 500 тенге (против 172 500 тг в 2021 году и 150 тысяч в 2020 году). Безусловно, это оказало свое влияние на вовлеченность в науку экономически активного населения.
С нового учебного года предусмотрена ответственность вузов за обеспечение местами в общежитиях. Так, для обеспечения набора на новые специальности вузы будут обязаны иметь в наличии аналогичное количество мест в общежитии.
В рамках пяти социальных инициатив для решения проблемы дефицита мест в студенческих общежитиях выполняется программа по реконструкции и строительству студенческих общежитий, в рамках которой предусмотрены льготы для инвесторов. По данным Министерства науки и высшего образования, за четыре года в Казахстане введено в эксплуатацию 50 новых общежитий и до 2025 года планируется строительство 75 новых общежитий.
Среднее образование
В 2019 году был принят Закон "О статусе педагога", предусматривающий сокращение объемов отчетности, снижение общей трудовой нагрузки и улучшение условий труда преподавательского состава. Так, начиная с 2020 года по поручению главы государства заработная плата педагогов школ, колледжей и детских садов ежегодно увеличивается на 25%. Вместе с Законом "О статусе педагога" преподаватели получили дополнительные социальные гарантии и были официально освобождены от несвойственных им функций.
Отдельного внимания заслуживают колледжи. Начиная с 2021 года предусмотрена оплата труда наставнику с производства, возмещение затрат на расходные материалы, страхование студентов и спецодежду. Такая мера способствует развитию дуальной модели обучения и более интенсивной интеграции профессионального образования с потенциальными работодателями выпускников. Траектории обучения в колледжах таким образом адаптируются под требования рынка труда, а сами колледжи, как и вузы, стали ранжироваться по направлениям подготовки. Дуальное обучение внедрено в 535 колледжах с участием более 5,5 тысячи предприятий.
Хотя в системе образования имеются серьезные проблемы: по-прежнему существуют школы с трехсменным обучением и населенные пункты, в которых работают школы, требующие модернизации. Учитывая темпы рождаемости, до 2026 года дефицит ученических мест может достигать миллиона мест, что также создает дополнительные задачи по подготовке педагогических кадров, в 2022 году было построено 277 школ, и еще дополнительно 840 школ планируется ввести в эксплуатацию согласно национальному проекту "Комфортная школа".
Сегодня выпускники школ и колледжей имеют возможность сдавать ЕНТ до пяти раз, а также претендовать на участие в грантах три раза в течение года. Несмотря на это, последствия пандемии коронавируса по-прежнему оказывают влияние на образование. Так, в марте 2022 года были опубликованы результаты Единого национального тестирования (ЕНТ), средний балл составил 69,08% из 140 возможных, около 40% школьников не смогли преодолеть проходной балл. Несмотря на то что обучающиеся имели две попытки на прохождение тестирования, серьезных изменений не последовало. Результаты ЕНТ стали сигналом, указывающим на необходимость в дальнейших реформах образования.
Анализ результатов ЕНТ
Результаты ЕНТ
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
Средний балл
65,5
64,06
69,08
66
Не преодолели порог 50 из 140 баллов
25,2%
32%
39,4%
33%
Заключение
Одной из крупных реформ, проведенных за последние годы в образовании, стали инициативы, направленные на более широкое использование цифровых технологий, задействованных в учебном процессе.
Была проведена оптимизация системы высшего образования – вузов стало меньше, но они получили больше академической свободы. Компетентностные модели выпускников вузов должны быть актуальны веянию времени, в связи с чем организации высшего и послевузовского образования несут полную ответственность за своевременное обновление образовательных программ и их содержание. Студентоцентрированный подход как основополагающий принцип Болонского процесса наравне с интеграцией образования экономику обеспечивает повышение конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.
Правительство Казахстана установило партнерские отношения с международными организациями и зарубежными вузами для содействия обмену опытом и передовым опытом в области образования. Эти партнерские отношения были созданы с целью поддержки реализации образовательных реформ и обеспечения того, чтобы сектор образования в Казахстане был конкурентоспособным на глобальном уровне и имел высокое качество.
Были предприняты различные шаги для улучшения условий труда и заработной платы учителей. Это включает в себя повышение заработной платы учителей, создание для них лучших условий труда и повышение общего статуса профессии преподавателя. Целью этих мер является привлечение и удержание высококвалифицированных преподавателей в сфере образования и обеспечение их способности предоставлять высококачественное образование учащимся.
Большое внимание было также уделено современным профессиям в таких областях, как робототехника, цифровая безопасность, программирование, инженерия и др. Благодаря всеобщей цифровизации была кардинально перестроена компетентностная модель выпускников, а также квалификационные и технические требования к организациям образования, что заложило фундамент для дальнейшего развития.
Несмотря на это, в образовании по-прежнему требуется строительство новых школ, модернизация имеющейся инфраструктуры, улучшение результатов национального и международных тестирований (таких как PISA, PIAAC).
По-прежнему наблюдается острая нехватка преподавательского потенциала, старение кадров, недостаточный уровень технической и компьютерной грамотности. Все эти проблемы требуют времени и дополнительных инвестиций в образование.
Тем не менее для достижения устойчивых конкурентных преимуществ следует отметить некоторые рекомендации, включающие в себя:
1. Инвестирование в технологии и современное оборудование поможет обеспечить учащимся доступ к новейшим инструментам и ресурсам, необходимым им для достижения успеха в цифровой экономике.
2. Разработка новых образовательных программ: продолжение разработки новых образовательных программ, соответствующих потребностям рынка труда, поможет подготовить студентов к вызовам будущего.
3. Соблюдение принципов непрерывного обучения на разных ступенях обучения обеспечит достаточно высокое качество подготовки специалистов.
4. Забота о комфортных условиях обучающихся и работников образования также является положительным мотиватором.
Степан ШРАМКО