Облик современного Казахстана, его политическое устройство, модель экономического развития, общественное устройство и социальные отношения – все это спустя почти три десятилетия после обретения независимости получает завершенный образ. Оглядываясь назад – в конец 1980-начало 1990-х годов – по-настоящему начинаешь чувствовать поступь истории. Действительно, трудно избавиться от ощущения, что завершается вполне определенный исторический этап.
И как это было раньше, возникает вопрос о роли личности в истории. Каким был бы современный Казахстан, если бы у власти находился не Нурсултан Назарбаев? Первый Президент Казахстана Н.А. Назарбаев – одна из самых интересных и ярких политических фигур в современной мировой истории. Это делает актуальным любые исследования, посвященные изучению его политического наследия (далеко еще незавершенные). Сегодня многие эксперты признают Н. Назарбаева фигурой исторического масштаба, оценивая совершенное им на пути строительства суверенного Казахстана, полноправного члена международного сообщества. Что бы понять это, следует обратиться к мнению сторонних наблюдателей. Елбасы привлек к себе внимание со стороны западных политиков и политологов еще задолго до распада СССР. С выходом Н. Назарбаева на союзный политический уровень в период перестройки в конце 1980-х гг. он оценивался за рубежом как политик общесоюзного масштаба. В период агонии Советского Союза 1990-91 гг. руководитель Казахстана уже воспринимался на Западе как будущий глава нового суверенного государства. К этому периоду относятся первые контакты Н. Назарбаева с лидерами западного мира, что не могло не отразиться на подходах и оценках зарубежных политологов. Отношения, установившиеся у Президента Казахстана с такими политиками (в порядке хронологии), как Дж. Бейкер, Дж. Буш-ст., М. Тэтчер, Г. Коль, Ф. Миттеран, Б. Клинтон и др., убедили многих в западной академической и стратегической среде, что новый лидер Казахстана является прозападным политиком.
В первой половине 1990-х гг. ни аналитики, ни политики на Западе не сомневались, что Н. Назарбаев жестко ориентирован на строительство подлинно независимого и национального государства и проведение либеральных рыночных реформ. В этот период на Западе формируется образ Н. Назарбаева как реформатора прозападного толка и убежденного патриота. Этот образ вызвала твердая и последовательная линия Н. Назарбаева, с одной стороны – на укрепление интеграции на постсоветском пространстве и сохранение союзнических отношений с Россией, а с другой – на проведение политических реформ только после экономических, и не в ущерб стабильности молодого государства. Среди дальновидных ученых и политиков существовало мнение, что Н. Назарбаев является деятелем исторического масштаба, а его действия внутри страны и на международной арене направлены на строительство в Казахстане устойчивой стабильной государственной системы, эффективной экономики рыночного типа и либерального открытого общества.
Знаменательная дата
В этом году исполняется 29 лет со дня закрытия Семипалатинского ядерного полигона специальным указом Н. Назарбаева. Это знаменательная дата, как в истории нашей страны, так и для всего мирового антиядерного движения. Н. Назарбаев отверг предложения некоторых мусульманских государств сохранить ядерное оружие и оказал сопротивление тем силам внутри страны, которые требовали того же в целях обеспечения безопасности нашего молодого государства. Таким образом, Президент Казахстана проявил подлинную государственную мудрость и твердость, что способствовало приобретению высокого международного авторитета за понимание истинной природы безопасности, как для народа Казахстана, так и всего мира. И совсем не случайно то, что лидеры центральноазиатских государств в 2006 году подписали Договор о зоне, свободной от ядерного оружия именно в Семипалатинске. Это была личная инициатива и настойчивое пожелание Нурсултана Назарбаева. Кроме того, именно его позиция определила характер и динамику антиядерных инициатив. Тем самым, военный ядерный цикл региона, стартовавший испытаниями 29 августа 1949 г. на Семипалатинском ядерном полигоне, подошел к своему логическому концу.Активную политику в этом направлении Казахстан продолжает на всех глобальных саммитах по ядерной безопасности, в которых участвовал Нурсултан Назарбаев в качестве почетного гостя, внесшего выдающийся вклад в ядерное разоружение, всегда обогащая повестку дня новыми инициативами.
В сентябре 2010 года в Астане прошла Конференция Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма по противодействию финансированию терроризма. Наша страна является участником
Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) или «Краковская инициатива» (ИБОР), которая направлена на выявление, предотвращение и пресечение незаконного оборота и трансграничного перемещения материалов, связанных с ОМУ, и средствами доставки. В концептуальном виде идеи Н. Назарбаева были изложены в статье «Глобальный мир и ядерная безопасность», которую он озвучил на ядерном саммите в апреле 2010 г. Нурсултан Назарбаев предложил узаконить новый формат «ядерного клуба», включив туда государства, де-факто имеющие ядерное оружие. Этот клуб и каждый его член должны были взять на себя обязательства действовать исключительно по согласованию с Советом Безопасности ООН. По сути, это было революционное предложение с точки зрения традиций сохранения глобальной и стратегической безопасности.
Свою позицию Казахстан по ядерному разоружению отстаивал и на Сеульском саммите 2012 года, на котором Елбасы представил позицию нашей страны. Ядерная безопасность состоит из трех ключевых компонентов: защита человечества от ядерного оружия, предотвращение потенциального ядерного терроризма и обеспечение безопасности атомной энергии. При этом Н. Назарбаев подчеркнул, что ядерная энергетика должна развиваться только при абсолютных гарантиях безопасности и на основе трех главных принципов:
1) универсальности,
2) транспарентности и оперативности,
3) равенства и доверия.
На четвертом антиядерном саммите в Вашингтоне 31 марта 2016 года Елбасы выступил с Манифестом «Мир. XXI век». Необходимо подчеркивать, что Манифест, по сути, уникальный политический документ, содержащий главные принципы, которыми мировое сообщество должно руководствоваться для предотвращения мирового катаклизма. Основной смысл данной инициативы – придать миру новую тенденцию развития на основе всеобщей ответственности за развитие человечества в целях предотвращения разрушительных войн и конфликтов в XXI веке. Центральной задачей человечества Манифест определяет избавление мира от угрозы войны как таковой и устранение ее причин.
Касаясь проблем международной безопасности, Н. Назарбаев подчеркивал, что Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) не выполняет своего предназначения. Смертоносное оружие и технологии его изготовления из-за политики двойных стандартов крупных держав расползлись по всему миру. Их попадание в руки террористов – дело времени. Таким образом, можно констатировать, что манифест «Мир. XXI век» продиктован искренней тревогой за судьбу грядущих поколений, которым предстоит жить в XXI веке.
В одной из своих статей, посвященных ядерной тематике, Н. Назарбаев так охарактеризовал нынешнюю ситуацию в мире, сказав: «К счастью, мир сегодня не является ареной ядерных конфликтов. Но он является ареной серьезных противоречий. И решение этих противоречий находится в руках немногих людей, принимающих решения. В руках лидеров государств, каждый из которых несет долю ответственности за то, чтобы расщепленный атом не расщепил всех нас».
Эволюция образа
На примере зарубежных (преимущественно западных) исследований можно проследить, как эволюционировал образ Н. Назарбаева в мировом политическом и политологическом поле. Реформатор-экономист, автократ, либерал, интегратор, государственник, строитель нации, убежденный сторонник демократии, жесткий политик, гибкий прагматик – таков неполный диапазон мифов, представлений и клише, которые двадцать с лишним лет сопровождали деятельность Первого Президента Независимого Казахстана.Н. Назарбаев стал Президентом (точнее – национальным лидером) Казахстана в тяжелейший период после распада СССР.
Казахстан находился в крайне сложном международном и геополитическом положении, существовал широкий круг угроз внешней и внутренней безопасности страны. Н. Назарбаев сумел обеспечить национальную безопасность государства, стабильность в обществе. Под его прямым руководством была выработана стратегия социально-экономических реформ, созданы государственные институты, эффективная финансово-экономическая система, выстроена устойчивая политическая система, внедрена толерантная матрица общественных и межэтнических отношений. Была перенесена столица государства и тем самым заложены основы новой казахстанской идентичности. Однако многие просто недооценивают сложности переходного периода. Практически все успешные начинания смогли состояться только при существовании «фактора Назарбаева». Большой интерес вызывает сравнительный анализ
деятельности Первого Президента с другими лидерами Востока и постсоветского пространства, выступавшими в роли основателей новой государственности. Влияние личности Н. Назарбаева на развитие Казахстана будет ощущаться в течение длительного периода времени.
Под руководством Н. Назарбаева был сформирован уникальный политический режим. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что в Казахстане, в отличие от ситуации в соседних Узбекистане и Туркменистане, в течение 20 лет оформилась самодостаточная активная часть общества на всех уровнях. Это стало возможным благодаря политике Н. Назарбаева, заключавшейся в отказе государства от активного участия в экономической и общественной жизни, развитии рыночных отношений и отсутствии политической альтернативы экономической активности. То есть сложилась классическая для восточных обществ, переживающих процессы модернизации по западному образцу, ситуация приоритета экономической либерализации перед либерализацией политической.
К угрозам, которые стояли перед Елбасы и угрожали стабильности РК в начале процесса государственного строительства, следует отнести следующие: увеличивающийся разрыв между властью и обществом, отсутствие надежных каналов взаимодействия между государственными и социальными институтами, снижение доверия к государственной власти, нестабильность государственных институтов власти.
Вернуть доверие народа к государству – это была главная задача, которая стояла перед Н. Назарбаевым. И в данном вопросе главное демонстрация его способности реально оценивать вызовы и угрозы национальной безопасности и уметь своевременно и адекватно реагировать на них.
В период активной экономической политики государства под руководством Н. Назарбаева были намечены основные приоритеты и задачи социально-экономической политики. В них входили такие меры, как реформирование налоговой и тарифной политики, борьба с инфляцией – как главная цель кредитно-денежной политики, организация нового уровня эффективности топливно-энергетического и добывающего секторов экономики, формирование новых направлений обеспечения роста экономики, широкомасштабная государственная поддержка предпринимательства, стимулирование региональной экономической политики, реабилитация нерентабельных предприятий и другие.
Характерно, что Елбасы популярен как на Западе, так и на Востоке. Он дорогой гость в Москве и во всех столицах СНГ, и за ним сложилась вполне заслуженная слава сторонника тесной интеграции постсоветских государств. В то же время он выступает за политическую независимость при сохранении экономических связей и выступает за равноправные отношения с Москвой.
Таким образом, настойчивая политика Первого Президента Казахстана Н. Назарбаева на протяжении почти трех десятилетий привела к формированию нового государства, новой нации. Эта нация уже принята внешним миром и признана им в качестве равноправного партнера. Это и есть главный результат деятельности и историческое наследие Н.А. Назарбаева – основателя и создателя Республики Казахстан.
Автор: Мурат ЛАУМУЛИН, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте республики Казахстан, доктор политических наук