США, Италия, Великобритания отказались помогать с ремонтом.
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) близок к тому, чтобы запустить в эксплуатацию еще одно выносное причальное устройство (ВПУ), остановленное в конце августа. До середины ноября компания сможет вернуться к полноценным отгрузкам, пишет российское издание "КоммерсантЪ". Но вопреки прогнозам иностранных акционеров, речь о восстановлении работы третьего ВПУ (всего в процессе перекачки нефти КТК использует три ВПУ) в этом году не идет, передает Liter.kz.
В этом во многом виноваты некоторые из акционеров КТК: США, Италия, Великобритания, которые отказались помогать с ремонтом. При этом, несмотря на проработку диверсификации маршрутов экспорта и декларации профильных ответственных лиц, КТК для Казахстана пока останется основным и оптимальным маршрутом. Выходом из ситуации может быть только масштабное строительство сопоставимого проекта. Однако, как и Турция собиралась строить новый Босфор, так и в Казахстане – дело дальше демагогии, видимо, не пойдет.
КТК раскрыл данные о ходе ремонта ВПУ-1. Компания уточнила, что фактически ремонт начался только 28 октября. В КТК отмечают, что ремонт завершится после гидростатических испытаний шлангов и всей системы подводных трубопроводов.
Точных сроков компания не называет, но источники, знакомые с процессом, отмечают, что причальное устройство будет запущено в работу если не в ближайшие дни, то точно в первой половине ноября. Что касается запуска второго ВПУ, ремонт которого должен был начаться после запуска первого терминала, то вряд ли оно заработает в этом году, так как уже начинается сезон штормов, мешающий проведению работ. При этом даже если оно и не запустится, то два причала вполне справятся со всеми танкерами, ведь уже неоднократно заявлялось, что терминал КТК работает только одновременно двумя ВПУ.
Согласно утвержденному порядку, скорость ветра в момент ремонта не должна превышать 20 м/с, а волнение моря – 1,5 м. Напомним, что в КТК используется три ВПУ – два на постоянной основе, одно в случаях форс-мажора.
Ремонт мог бы идти быстрее, если бы помогать в работах и поставках оборудования согласились иностранные акционеры консорциума. Однако иностранцы демонстративно отстранились и от поиска и доставки запчастей, и от необходимых технических расчетов.
С одной стороны, зарубежные акционеры должны быть заинтересованы в скорейшем полноценном запуске КТК как источнике прибыли от транзита и чтобы качать свою же нефть из Казахстана. С другой – они делают все, только чтобы оттянуть процесс запуска полноценной работы терминала.
В итоге всю работу по поиску и доставке запасных частей, логистике, техническим расчетам пришлось выполнять российским компаниям.
При этом на протяжении последних месяцев все время, в основном от зарубежных акционеров и иноСМИ, звучит тезис о постоянных остановках КТК, недогрузке транзита и прочем.
Хотя, если посмотреть статистику, КТК повода не дает. Внимательно изучив сайт КТК и новости по теме ВПУ, видим, что терминал не отгружал нефть всего несколько дней в году. Всегда работало одно из ВПУ, обеспечивая заработок и дивиденды акционерам, а также выплату налогов в местные бюджеты. План отгрузки на ноябрь составляет 5,4 миллиона тонн против 4,2 миллиона тонн в октябре. Вся добываемая нефть Казахстана уходит по установленному маршруту в установленные же сроки.
Одновременно заокеанские компании не забывают отчитываться о рекордных результатах, полученных с проданной казахстанской нефти. Чистая прибыль Chevron за третий квартал составила 11,2 миллиарда долларов. Из них Тенгизский проект обеспечил порядка двух миллиардов долларов дивидендов за отчетный период. Куда уходит нефть с Тенгиза? 100% в КТК.
По отчетам "КазМунайГаза", за девять месяцев 2022 года добыча выросла на 1% (в сравнении с девятью месяцами 2021 года). Тенгиз дал 13,6%, а на “сломанном” Кашагане – падение на 23%. Но при этом прокачка нефти через КТК снизилась всего на 1,3%.
И причина не в КТК, а в капремонте на Карачаганаке и приостановке и снижении добычи на Кашагане (из-за трещин на Slug Catcher).
Немудрено, что после всего этого эксперты заговорили о том, что работа консорциума не может осуществляться в нормальном режиме, пока туда входят западные компании. Без них решать вопросы было бы намного проще и быстрее.
Источники российского Ъ заявляют, что “теоретически зарубежные компании должны быть заинтересованы в скорейшем возобновлении поставок, но фактически они отказались помогать или способствовать выведению из-под санкций необходимого для стабильной работы КТК оборудования и его частей… Это может привести к тому, что поставлять нефть им будет или некуда, или намного дороже через более длинные маршруты, так что развитие месторождений поставщиков КТК остановится”.
Сегодня де-факто все акционеры из США, Великобритании и Италии уже давно не присутствуют в управленческом звене КТК, находятся за границами РФ, об этом года два назад писали некоторые российские СМИ. Перед этим был вскрыт акционерный конфликт, в ходе которого КТК фактически лишился совета директоров. А сейчас деятельность этих управленцев даже не пассивна, она открыто тормозит все процессы восстановления работы консорциума.
КТК показал, что и без их помощи и содействия может решать сложные задачи, российские технологии самодостаточны для ремонтных нужд и эксплуатации трубопровода.
Представляется, перспектива у такого подхода одна. Казахстан и Россия останутся единственными акционерами КТК и совместно будут управлять нефтепроводом, обеспечивая транзит добываемой международными консорциумами (Тенгиз и Кашаган в первую очередь) нефти на территории Казахстана.
Казахстан будет получать нормальные дивиденды от КТК наряду с Россией, а единственным доходом бывших акционеров останется только продажа нефти.
Логичный исход и решение. Сомневаемся, что высшее руководство Шеврона (Майкл Вирт), Эни (Клаудио Дескальци) и Эксомобила (Даррен Вудс) сейчас отдает себе в этом отчет.
Как будут в этом случае пересмотрены и будут ли соглашения о разделе продукции, а также правительственные договоры?! Думается, что с негативным решением для Казахстана, так как в будущие договоры будут зашиты инфраструктурные проекты – нефтепроводы, очевидно, и танкеры, окупаемость которых уходит далеко за 15-20 лет. И вот снова республика попадает в ловушку, в которую ее загнал еще Назарбаев, – конкистадорам золото, а нам бусы…