Директор Центра политических исследований ИФПР КН МОН РК Айдар Амребаев поделился своим мнением о ситуации в Афганистане и о том, как это повлияет на Казахстан, передает Liter.kz.
Фотографии из жизни Афганистана, сделанные американским профессором Биллом Подличем в 1967 году, в сравнении с кадрами сегодняшнего Афганистана, растерзанного внутренними распрями и внешними вторжениями, приводят к неоднозначному выводу. Эти картины красноречиво говорят о том, какими могут быть последствия для любой страны неэффективной системы управления государством, беззаботное привлечение внешних сил в угоду политической конъюнктуры безответственной элиты, неопределенность национальной идеологии и идентичности народа, неспособность общества консолидироваться вокруг общих целей и ценностей, отсутствие конструктивной социально-экономической и политической стратегии развития государства. В этом плане отрадно, что Казахстан с момента обретения современной независимости, минула участь Афганистана с его статусом «failed state» (несостоятельное государство), который звучит как вердикт, жертвами которого стали и становятся на наших глазах сотни тысяч афганцев.
За тридцать лет суверенного развития Казахстан не только сохранил стабильность, цивилизованный облик и мир на своей земле, что само по себе не мало, глядя на сегодняшний Афганистан, но также встал в один ряд с динамично развивающимися и современными государствами мира. В этом главная заслуга принадлежит народу Казахстана, выбравшему путь социально-экономической и политической модернизации, учитывающей передовой международный опыт и опирающейся на историю и традиции многонационального народа, преемственность светской модели государства.
Эта модель была реализована под руководством Лидера Нации - Первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, который дальновидно и разумно провел нашу страну из испытаний первых лет после распада Советского Союза, когда у Казахстана, как у многих постсоветских стран и стран транзита, среди которых был и Афганистан, была опасность общественной деградации, экономического коллапса и политической несостоятельности. Стратегия Первого Президента Казахстана позволила не только сохранить устойчивость к внешним и внутренним вызовам, но и направить в конструктивное русло социальную энергию народа, направив ее на созидание новой современной страны.
Помимо всего прочего, находясь на стыке геостратегических интересов мировых держав - стран Запада, России, Китая и исламского мира, Казахстан удержал и защитил свое суверенное право в международном сообществе, чего, как мы видим, пока не удалось нашему соседу - Афганистану. Сегодня эта страна находится между Сциллой и Харибдой интересов внешних сил, стремящихся втянуть страну в орбиту своего геополитического влияния, и несбалансированными, взаимно конфликтующими интересами многочисленных социальных групп внутри страны, разделенных по этническим, родоплеменным, религиозным, сословным и гендерно-возрастным основаниям. Исследователи отмечают, что только пуштуны, которые составляют около 42% населения Афганистана, разделены на 60 больших племенных объединения, состоящих из более чем 400 различных родов. Помимо этого, в Афганистане проживает большое число представителей других этнических групп и общностей, исповедующих различные религиозные и мировоззренческие системы, имеющих собственные представления о социальном устройстве этой страны.
Подобная, «пестрая» картина этнокультурного многообразия имела место и в нашей стране накануне распада СССР, когда Казахстан называли советской «лабораторией дружбы народов». Опасность «скатывания» страны в «бездну нестабильности» была достаточно высокой. Многие западные эксперты и советологи предсказывали в 90-е годы социальные катаклизмы и даже военные столкновения между народами Советского Союза. Негативные прогнозы касались в особенности таких многосоставных обществ, как казахстанское. Благодаря ответственному руководству страной со стороны Первого Президента Казахстана, этим негативным сценариям не суждено было сбыться. Хотя в ряде постсоветских стран межэтнические конфликты, различные социальные эксперименты значительно отбросили страны в своем развитии. Достаточно вспомнить конфликты в Приднестровье, «цветные революции» в Кыргызстане, гражданскую войну в Таджикистане, войны в Чечне /Российской Федерации, грузино-российскую войну, кризис на Украине и т.д.
Руководство Казахстана смогло умело распорядиться и таким «обоюдоострым мечом» как ядерное оружие, в свою пользу, создав механизм обеспечения международных гарантий безопасности от внешнего вторжения и сохранения территориальной целостности страны. К примеру, афганскому руководству разных периодов, пока так и не удалось избавиться от «назойливого» внешнего вмешательства. Страна уже на протяжении четырех десятков лет находится в условиях постоянных боевых действий. Выросло не одно поколение «детей войны». Афганистан из цветущего и высоко цивилизованного края с яркой историей, превратился в пространство жестоких социальных экспериментов и циничного «внешнего управления», экономической деградации и попрания естественных человеческих прав.
Сегодня достаточно трудно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации в этой стране. Однозначно, что вопрос судьбы Афганистана должны решать сами афганцы на основе защиты собственных национальных интересов, социокультурных традиций и норм, признанных большинством народа страны.
Говоря о потенциале движения Талибан в урегулировании ситуации в этой стране и «уроках» для Казахстана из этого международного кейса, стоит обратить внимание на ряд факторов:
Во-первых, несостоятельность Афганистана как государства, не произошла в одночасье. Сегодняшнее ситуация в этой стране стала результатом, как «Большой Игры» в Центральной Азии между крупными международными силами, так и неспособности афганской элиты и общества консолидироваться и создать собственный компромиссный проект созидания страны на разных этапах истории. Это требует от элиты любой страны недюжинной политической воли и стремления народа к национальному единству.
В Казахстане это проявилось в феномене политической воли Первого Президента Казахстана, который проявил себя ярким и ответственным политиком мирового уровня. А народ Казахстана продемонстрировал стремление к прогрессу, толерантности и сохранению мира и стабильности в стране. Также благодаря навыкам многосторонней гибкой дипломатии многовекторности Лидер нации сумел нейтрализовать возможное негативное воздействие на поступательное развитие страны внешних сил, которые пытались и пытаются втянуть Казахстан в орбиту своего влияния и даже протектората. Это безусловная заслуга нашего Первого Президента страны.
Во-вторых, Афганистан не сумел сформировать и развить современную экономическую модель страны, способную создать финансовую основу всех социально-экономических и политических реформ. В результате чего, была свернута программа диверсификации экономики и государство в экономическом отношении превратилось в «наркостэйт», страну, ставшую источником производства и реализации наркотических средств, с непрозрачной финансовой и правовой системой, покрывающей нелегальные наркопроизводство и наркотрафик. И это при том, что Афганистан обладает богатейшими и разнообразными природными ресурсами для развития.
В целом же, модель однобокой структуры экономического развития представляет собой весьма неустойчивую и неэффективную систему, которая может быть использована как внешними, так и внутренними деструктивными силами, в качестве инструмента давления и манипулирования интересами страны.
В Казахстане же при достаточно односторонней добывающей ресурсной структуре экономики, доставшейся в наследство от СССР, удалось осуществить шаги по диверсификации экономики, хотя зависимость от конъюнктуры цен на мировых рынках энергоносителей и остается весьма серьезной. Именно поэтому руководство Казахстана в качестве приоритета экономического развития ставит диверсификацию и форсированное технологическое развитие и т.д.. Лидер Нации стал инициатором создания Фонда Национального Благосостояния, что стало своеобразной «подушкой безопасности» в условиях мировых финансовых кризисов и международной турбулентности.
В-третьих, Афганистан не сумел обеспечить собственную обороноспособность. Суверенитет государства дается там «большой кровью». Допущение на территорию страны в разные периоды истории иностранных военных контингентов привело к ослаблению военного потенциала самой страны по защите национального суверенитета и поставила на грань уничтожения судьбу всей нации.
Казахстан с первого дня обретения независимости занялся строительством собственных вооруженных сил. Важным направлением дальнейшего укрепления обороноспособности республики является диверсификация поставок вооружений в страну, обучение военных специалистов и модернизация военных технологий, широкое международное сотрудничество с опорой на национальные интересы страны. Руководство страны выступило с рядом международных инициатив, позволивших укрепить международный авторитет страны и заручиться поддержкой мирового сообщества в плане обеспечения территориальной целостности и независимости страны. Таковы, такие авторитетные международные площадки с участием Казахстана, как ШОС, ОДКБ, СВМДА, Партнерство во имя мира.
В-четвертых, афганское общество по форме и содержанию поисков своей культурной и духовной идентичности оказалось «разорванным» с достаточно устойчивыми архаичными импульсами в поисках современной национальной идентичности, чем не преминули воспользоваться представители достаточно радикальных религиозных течений, сумевших навязать обществу собственные каноны. К примеру, возникновение феномена движения "Талибан" стало возможным, благодаря целенаправленной образовательной деятельности среди молодежи, обучавшейся в религиозных учреждениях на территории Пакистана, инициированных саудийскими исламистскими фондами ваххабитского и джихадистского толка.
Воспитанные в духе традиционного этического кода пуштунов, - Пуштунва́ли (пушту: پښتونوالی — образ жизни пуштунов), или Пахтунвалай, или Паштунвалай, или Нана (пуштунская честь), представляющий собой неписаный свод законов, философию, кодекс чести пуштунских племен, «студенты», начиненные «экстремистским сознанием» джихадизма и мессианства, сумели консолидировать афганское общество, по большей части, вокруг нескольких идеологических постулатов: (1) изгнание из страны иностранных захватчиков и предоставление самим афганцам решать собственные проблемы развития (фактически, это лозунг национального самоопределения в полном объеме); (2) исламизация (создание исламского эмирата Афганистан); (3) пуштунизация (обращение в ислам в версии талибов; включение в племенную структуру пуштунов на правах отдельного племени; распространение языка пушту; повсеместное внедрение кодекса Пуштунвалай и осуществление нового передела земли - «ве́ша»).
Для Казахстана, с нашей точки зрения, этот пункт является достаточно серьезным и «чувствительным», поскольку ставит вопрос поиска оптимальной и современной модели национальной идентичности и ценностных ориентиров общества во главу угла. Осознание и принятие обществом в условиях транзита общей национальной идеи является безусловным фактором динамизма и успешности консолидации нации, однако, существует опасность «сваливания в крайности», как в плане архаизации жизни, так и радикального, бездушного технократизма, игнорирующего национальные ценности и интересы. Важно, что руководство страны осознает существующие «подводные рифы» и направляет общественное развитие по пути прогресса. Примером этого служит Национальная Программа «Рухани Жаңғыру» (Модернизация Общественного Сознания), инициатором и вдохновителем которой стал Первый Президент Казахстана - Лидер Нации.
Таким образом, для нашей страны нелегкий опыт Афганистана является чрезвычайно важным не только в плане прямых угроз, которые по словам Президента Касым-Жомарта Кемелевича Токаева, не носят «непосредственный характер», а именно в смысле того, каким путем пойдет дальнейшая модернизация нашей страны и каковы должны быть наши дальнейшие смысловые ориентиры и ценности.