Казахстанские больницы зарабатывают на фейковых услугах. Что делать пациентам

Очень просто: больше записей - больше финансирование.
Жулдыз Жапарова

Фейковые записи к врачам и несуществующие диагнозы в последнее время стали предметом бурного обсуждения казахстанцев в соцсетях. Мы решили разобраться, откуда появляются жалобы людей на приложение Damumed и кому выгодно ставить пациентов на фейковый учет. Что делать казахстанцам, столкнувшимся с аналогичной проблемой, читайте в материале Liter.kz.

Пользователь Facebook Айлана Айару опубликовала на своей странице скриншот из приложения Damumed, где отчетливо видно, что ее ребенка записывали неоднократно на прием к хирургу и на скрининговый осмотр. Айлана утверждает, что в феврале 2019 года ее ребенку был всего месяц и никакого врача они не посещали «столько раз».

В комментариях к посту был опубликован ответ Damumed, которые отметили, что согласно скриншота ребенка действительно могли записать на скрининговый осмотр. Это оповещения о факте записи на прием. Был ли зарегистрирован сам факт приема, можно посмотреть в разделе «Мои записи». Там можно нажать на прием и выбрать кнопочку «Оценить». Если прием был выполнен, откроется экран оценки, где можно указать что врача не посещали и выставить негативную оценку, ко всему этому оставить комментарий. Это увидит поликлиника, а именно ответственный специалист. Сами же сотрудники Damumed пообещали, что такое обращение не останется без внимания.

В свою очередь, редакция Liter.kz связалась с официальным представителем Минздрава РК Багдатом Коджахметовым, который разъяснил, кому выгодны фейковые записи и кто понесет за них наказание.

«В любом правонарушении, в любых действиях необходимо искать того, кому это будет выгодно. Для того чтобы получить деньги из Фонда соцмедстрахования, выгодополучатель должен доказать ему, что он, согласно договора, услугу оказал. И здесь выгодополучателями являются медучреждения и, соответственно, врачи, которые получают зарплату за счет этих отчислений», - рассказал Коджахметов.

По его словам, медучреждению, чтобы получить финансирование от Фонда, необходимо выполнить определенный объем работы, которая фиксируется по записям: больше записей = больше финансирование.

«Согласно действующем правилам, регламентам и положениям ответственность, в случае выявления фиктивных записей, ложится на юридическое лицо - на медучреждение, которое произвело оформление и направило данные в Фонд для получения финансирования. Согласно договора они должны оплатить 300% штраф от суммы компенсации Фонда», - заметил официальный представитель МЗ РК.

Коджахметов подчеркнул, что, возможно, необходимо ввести персональную ответственность, для того чтобы максимально предотвратить подобные инциденты.

Что делать казахстанцам, которые обнаружили фейковые приемы у врача?

Казахстанцам, которые обнаружили фейковые записи или приемы в приложении Damumed, нужно обязательно направить информацию об этом в любой официальный аккаунт Министерства здравоохранения или Управления здравоохранения. Также можно позвонить по телефону горячей линии 1406.

Наряду с этим, Багдат Коджахметов советует напрямую выйти на связь с Фондом соцмедстрахования. Прямая обязанность Фонда – правильно распределить средства по медчуреждениям, поэтому помощь активных граждан пойдет только на пользу.

Новости партнеров