Региональные энергосетевые компании препятствуют работе Каспийского трубопроводного консорциума?

Редакция Liter.kz

Региональные энергосетевые компании Казахстана противодействуют устойчивой работе главного нефтетранспортного объекта РК — Каспийского трубопроводного консорциума. Ряд объектов КТК-К был поставлен под угрозу отключения от электроэнергии. О том, какие проблемы возникли в сфере, сообщает Toppress.kz.

Как известно, проблем в секторе электроснабжения за последние годы накопилось немало. Тарифная политика крайне уязвима, ведь конечные цены для населения ниже среднеотпускных — фактически физлица, которые потребляют около 60% электроэнергии, субсидируются за счет юрлиц и госбюджета. Для исправления ситуации руководство страны последовательно принимает меры: это решения и поручения Президента, постановления Правительства и прочее. В конце сентября 2022 года Минэнерго РК опубликовало проект Концепции развития электроэнергетической отрасли Казахстана до 2035 года.

КТК в свою очередь во исполнение решений Президента и Правительства страны начал переводить свои объекты на оптовый счетчик с розничного. Это удалось уже сделать на двух станциях Курмангазы и Исатай. Однако на двух ключевых НПС Тенгиз (нулевой километр) и Атырау вдруг обнаружились сложности с генерирующей компанией "АтырауЭнергосату" и региональными энергетическими сетями "Атырау Жарык".

Как выяснила редакция, 1 мая покупка электроэнергии для двух этих объектов, подсоединённых к сетям "Атырау Жарык", осуществлялась на розничном рынке от "АтырауЭнергосату". Срок действия договора заканчивался 30 апреля 2023 года. КТК заблаговременно, с апреля 2022 года, начал переговоры о переходе на оптовый тариф и заключении нового договора. Однако безрезультатно. Стороны пошли в суд. В конце апреля 2023 в ходе судебного заседания "Атырау Жарык" заявили, что сообщили, что урегулируют с КТК вопрос самостоятельно без суда. На лицо явное затягивание процесса. Только зачем?

Есть догадки о том, чтобы вместо урегулирования "АтырауЭнергосату", аффилированное с "Атырау Жарык", с 1 мая 2023 года решили взять и отключить промышленные объекты КТК от внешнего энергоснабжения. Соответствующее обращение было направлено в адрес КТК.

Стоит отметить, что постановлением Правительства Казахстана нефтепровод КТК отнесен к стратегическим объектам, влияющим на состояние национальной безопасности Республики.
Очевидно, нефтепровод, по которому перекачивается более 80% всей экспортной нефти страны, по определению не может быть заблокирован волюнтаристским решением местных энергосетей.
Направив во все инстанции письма о помощи, КТК обратился снова в суд. Наша редакция ознакомилась с решением суда.

Решением суда города Атырау № 2301-23-00-2/141 от 3 мая 2023 года было постановлено "Заявление акционерного общества "Каспийский трубопроводный консорциум-К" — "удовлетворить"... "Запретить ответчику акционерному обществу "Атырау Жарык" совершать действия, направленные на прекращение услуги по передаче электрической энергии на объекты истца.

Таким образом, текущие заявления в СМИ "Атырау Жарык", о том, что компания бесплатно поставляет энергию КТК это не спасение КТК, а доведение до почти катастрофических последствий самим "Атырау Жарык".

Как было сказано в решение суда, "АО "Каспийский трубопроводный консорциум-К" осуществляет деятельность по транспортировке нефти по магистральному нефтепроводу "Тенгиз-Новороссийск", таким образом, имеет, значимые социально-экономическое объекты, которые, согласно Закону Республики Казахстан "О магистральном трубопроводе" от 22 июня 2012 года, являются объектами непрерывного энергоснабжения".

Как поясняют специалисты, прекращение подачи энергии и остановка работы может повлечь необратимые последствия для производственного процесса и повлечь фатальные разрушения оборудования. Применяемая технология транспортировки нефти не позволяет сиюминутно и одновременно остановить производственную деятельность либо продолжительное время работать от независимых источников энергии или генераторов. Как следствие — многодневная остановка прокачки нефти на экспорт и многомиллионный ущерб бюджету и репутации Республики.

В результате занятой позиции и противодействия "Атырау Жарык" и "АтырауЭнергосату" КТК не может исполнить условия участия потребителя в оптовом рынке электроэнергии. Необходим договор с региональной электросетевой компанией, заключение которого одной из сторон (поставщиком) фактически саботируется. Налицо явное нарушение, помимо упомянутого выше, еще как минимум двух законов страны — "Об электроэнергетике" и "О естественных монополиях", — отмечают эксперты.

К слову, департамент по регулированию естественных монополий по Атырауской области, Комитет по регулированию естественных монополий РК и Министерство энергетики РК официальных заявлений по этому вопросу не делали.

15 мая по инициативе Палаты предпринимателей "Атамекен" состоялась встреча АО "Атырау Жарык", местных депутатов и представителей региональной палаты предпринимателей. На повестке дня стоял вопрос повышения тарифа на электроэнергию. При этом, следует отметить, что на сегодняшний день, в Атырауской области и без того действует самый высокий тариф по стране для юридических лиц.

На прошедшей встрече, директор ТОО "АтырауЭнергоСату" Турлан Дошатов рассказал о том, что он подал встречный иск КТК-К с требованием признать договор между ними действующим. Дошатов сообщил, что ТОО с 1 мая пока продолжает давать электроэнергию без договора. Именно с этой даты КТК-К должно было уйти к оптовому поставщику ТОО Karabatan Utility Solutions. Именно уход КТК-К к оптовому поставщику, по словам представителей АтырауЭнергоСату", является основной причиной рассмотрения повышения тарифов для физических и юридических лиц. Странным образом уход КТК-К на оптовый рынок АО "Атырау Жарык" использовало для решения своих коммерческих проблем, "неожиданно" появившихся в контексте ухода. Фактически АО "Атырау Жарык" противопоставляет интересы населения этим проблемам.

При этом нельзя не отметить и то, что объем потребления КТК составляет 4% от общей реализации. Такой объем несколько дезориентирует при попытке экстраполировать его на рост тарифов для населения.

Все эти новости еще более странны, учитывая, что в прошлом году в республике вышел закон о том, что снабжающим компаниям, таким как "ЭнергоСату", запрещается продавать электричество оптовым потребителям. И хотя с 1 апреля 2023 года гарантирующим энергоснабжающим организациям, таким как "АтырауЭнергоСату", разрешили продавать электричество и оптовым, и розничным потребителям, но КТК-К обращался со своими просьбами о переводе еще около года назад, когда запрещающий закон уже работал.

В связи с этим нельзя и не вспомнить, как в декабре прошлого года Касым Жомарт Токаев особо подчеркивал, что "вертикальные монопольные группы ограничивают доступ на рынки независимым поставщикам. Мы приступили к внедрению института Единого закупщика электроэнергии. Тем самым исключим непродуктивное посредничество и отвлечение средств от самих производителей. В итоге страна должна получить сбалансированные цены для всех регионов и организаций".

Не совсем очевидна цель, которую преследует "Атырау Жарык". Делая громкие заявления о спасении розничных тарифов и угрожая властям Республики поднятием тарифов и ростом социальной напряженности, компания отводит внимание от проблемы отсутствия конкуренции, коррупции и нарушений законодательства. Что будет происходить дальше пока неизвестно. Очевидно, что понуждение к заключению договора на невыгодных условиях для КТК неприемлемо, равно как и для "Атырау Жарык". При этом энергетики в перспективе перехода на единого закупщика и развитие оптового рынка имеют проигрышную позицию.

Ожидание полной остановки стратегического объекта, влекущей формирование угрозы национальной безопасности страны — не та тактика, которой, очевидно, следует придерживаться уполномоченным органам в данном случае. А если негативные последствия все же наступят, получится, что Россия управляет процессами уже внутри Казахстана, ведь только в её интересах пытаться притормозить КТК.

По мнению экспертов, нарушение работы КТК также выгодно адептам диверсификации экспорта нефти через Каспийское море, для чего необходимы многомиллиардные долларовые вливания в строительство портовой инфраструктуры. Дальнейшим же пунктом является британский нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, куда Казахстан до сих пор не может найти в достаточном количестве ресурсную базу. Только сняв её с грузоотправителей КТК, получится выполнить цель диверсификации и заполнить простаивающий нефтепровод.

Поделиться